• Гаджи Гаджиев: Если до некоторых не доходят мои требования, будем разговаривать по-другому

    Главный тренер «Амкара» — о старте сезона, молодежи и лимите

    24.08.15 19:26

    Гаджи Гаджиев: Если до некоторых не доходят мои требования, будем разговаривать по-другому - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Набирая номер Гаджиева, собирался с ним поговорить о делах «Амкара». Гаджи Муслимович поразил — столь строгая критика своих игроков в публичном пространстве и признания, которые принято считать командными тайнами, для действующих тренеров — редкость. И не зря в футбольном мире Гаджиева именуют профессором. Обстоятельное обсуждение темы, с показательными примерами, плавно вывело нашу беседу от проблем «Амкара» к делам всего российского футбола. Полемизируя с инициаторами смены лимита, кандидат педагогических наук выразил готовность погасить восторг оптимистов, ожидающих от формулы «6+5» процветания сборной.

    Как облегчить задачу Мовсисяну

    — Встреча со «Спартаком», как и в мае, получилась результативной, но уже с другим исходом — 1:3 вместо 3:3. Нынче против красно-белых намного тяжелее?
    — За их прогресс говорят набранные очки и забытые голы. Как и то, что многие футболисты «Спартака» все лучше раскрываются в своих сильных качествах. Но это не значит, что «Спартак» играет уже настолько сильно, что некуда деваться. Нет. У нас были достойные отрезки, а убедительный для соперника счет сложился из эпизодов. Если люди в очередной раз допускают грубейшие и даже детские ошибки, то для победы вовсе и не требуется показывать выдающийся футбол. Достаточно за эти ошибки наказать.

    — Предлагаю остановиться на них подробно.
    — Они наглядно проявились, когда мы пропускали. Первый эпизод: Широков одним касанием переводит мяч к нашей штрафной — фирменный прием Романа, который был хорошо известен, еще когда Широков выступал за «Зенит». Наши игроки все это знали, мы накануне матча многократно отрабатывали противодействие такой атаке. Несколько раз это обсудили.

    Человек выдвигается вперед, пытается прочитать направление передачи, а Мовсисян — уже за спиной и с мячом.

    — Как не дать фирменной широковской передаче стать голевой?
    — За нападающим внимательнее смотреть — чтобы за спину не убежал. Если он еще до передачи рванулся, значит, и самому стартовать раньше. Мы похожие моменты разбирали на мониторе несколько раз. Спрашиваю: «Видишь пасующего? Видишь нападающего»? Вижу, отвечает. «Понимаешь, как надо располагаться и что делать»? Понимаю. Выходим на поле, вроде понял — делает, как надо. Не буду называть фамилии защитников, вы знаете, о ком речь. Но начинается матч, знакомая ситуация повторяется, и вместо отработанных действий человек выдвигается вперед, пытается прочитать направление передачи, а Мовсисян — уже за спиной и с мячом. Не принижаю заслугу нападающего в этом эпизоде, но когда защитник допускает элементарную ошибку, а мяч тут же забрасывают ему за спину, в штрафную, превратить момент в гол не так и сложно. Что мы «Спартаку» и помогли сделать.

     

    Почему нельзя менять вратаря

    — Вы для себя нашли ответ — почему в игре ваши защитники делают не то, что много раз объяснялось и отрабатывалось?
    — В первую очередь я должен предъявить претензии к себе. Раз мои требования нарушаются, значит, видимо, не все я делаю правильно, не так разговариваю с игроками. Будем разговаривать по-другому.

    — Это как?
    — Наверное, требовать придется жестче. Увеличить повторение таких моментов. Хотя куда, казалось бы, еще увеличивать — мы только за последнее время их отрабатывали раз пятьдесят. Пятьдесят! Но, похоже, мало. Значит, придется делать столько раз, пока не доведем этот элемент до примитивизма. Есть еще вариант — посадить на скамейку тех, кто регулярно повторяет ошибки. Но посмотрим.

    — Еще два гола «Спартак» забил после не самых надежных действий Романа Геруса.
    — У меня двоякая оценка тех эпизодов. Мастерство Промеса там сыграло весомую роль. Спартаковец решается на удары издали, но и мяч летит, как планер: вроде бы только что уходил вверх, как уже резко срывается вниз. Но… Когда Промес забивал свой первый гол, мяч пролетел прямо над Герусом. Во втором случае и вовсе летел во вратаря, но Роман стал мяч ловить, что было в той ситуации авантюрой.

    — На пресс-конференции вы сказали, что даже после этих ошибок Герус остается первым вратарем. Что должно произойти, чтобы он сел на скамейку?
    — Будь у меня уверенность, что другой вратарь сыграет лучше Геруса, я бы сейчас его, может, и поменял. Но уверенности в этом нет. Как и в том, что после такой замены ошибок на последнем рубеже не станет еще больше, а результаты не станут еще хуже.

    — Насколько формирование вашей позиции по вратарям зависит от мнения их тренера?
    — Почти полностью. На 80 процентов мой взгляд на ситуацию — оценка тренера вратарей.

    Заблуждения Прудникова

    — Какова после таких матчей роль играющего тренера Дмитрия Белорукова?
    — Мы много с ним общаемся, советуемся. Как и с другим нашим ветераном Жорой Пеевым. Разговариваем, в том числе, по заменам, составу, по состоянию команды. Но такие оценки всегда очень коварны, потому что могут ввести тренера в заблуждение.

    — То есть?
    — Во-первых, изменения в настроении, физическом или игровом состоянии видны не сразу. Сам-то игрок может изменения ощутить, но по его работе на тренировках они сразу не проявляются — со стороны кажется, что футболист в том же состоянии, работает, как и раньше. Но этот взгляд порой оказывается обманчивым. Что замечаешь уже только в матче. Сам же футболист объективно оценить свое состояние и степень готовности к матчу не может.

    — Перед началом сезона важной задачей вы считали сохранение состава, так как ожидали спрос на лидеров команды. За исключением Александра Коломейцева вы их сохранили. Появление новичков в «Амкаре» еще возможно?
    — Нет. Хотели взять еще одного нападающего, но нет финансовой возможности. Потому трансферную кампанию мы завершили.

    — Как раз о нападающем. Для Александра Прудникова в его 26 лет и всего на девятый год профессиональной карьеры «Амкар» стал уже десятым клубом. Столь частая смена тренеров и партнеров сказывается на игроке?
    — Для начала замечу, что весной, когда Прудников к нам пришел, он выглядел лучше. Больше искал моменты, острее открывался, забивал важнейшие голы, которые приносили нам очки. Надеюсь, в ближайшее время он прибавит. Что же до частой смены Сашей команд, конечно, это на его игровые качества влияет.

    Прудникову стоит критичнее и требовательнее относиться к себе.

    — В какую сторону?
    — В худшую. Одна из основных причин частых перемен — недостаточно строгий взгляд Прудникова на самого себя. Ему стоит критичнее и требовательнее относиться к себе. При сложностях и неудачах искать проблему не в окружающих и обстоятельствах, а в себе. Тогда он сможет выйти на более высокий уровень.

    Чем ЦСКА лучше «Зенита»

    Коломейцев был очень важен в нашей командной игре, был связующим звеном между линиями. Восполнить его потерю нам не удается.

    — При вас в «Амкаре» играет больше молодых футболистов, чем раньше. С чем это связано?
    — С необходимостью омолаживать команду. Хоть это делать начал еще Славо Муслин, все-таки на мой взгляд, с омоложением в «Амкаре» запоздали. Сейчас же команда заметно изменилась. Зайцев, Джикия, Комолов, Идову — все эти молодые футболисты только в этом сезоне заиграли в основном составе. Кроме того, пришел к нам и Салугин. Теперь можно рассчитывать, что эта обновленная команда, с формирующимся новым костяком будет прогрессировать — у нее хорошая перспектива на несколько лет вперед.

    Хотя уход Коломейцева нам все аукается. Александр был очень важен в нашей командной игре, связующим звеном между линиями, всегда выполнял большой объем работы. При этом индивидуально тоже силен — с отличным ударом, хорош на «стандартах». Восполнить потерю Коломейцева нам не удается.

    — Вы уже определились с потенциалом «Амкара» в этом чемпионате?
    — Это и простой вопрос, и сложный. О потенциале убедительно говорят матчи с ведущими командами. Вспомним прошлый сезон. На достаточно коротком отрезке мы сыграли почти со всей первой шестеркой и не проиграли никому. Стечением обстоятельств можно считать один-два удачных матча против лидеров. Но не такую серию, как у нас. Мы победили «Зенит», ЦСКА, «Динамо», сыграли вничью с «Краснодаром» и «Спартаком».

    — Вам можно было бы возразить, что не у всех этих команд турнирная мотивация на момент встречи с «Амкаром» была зашкаливающей.
    — Да, «Спартак» в матче с нами уже не мог подняться в таблице выше, «Зенит» уже обеспечил золотые медали. Иначе нам бы пришлось во много раз тяжелей. Но играли-то питерцы основным составом! Мы справились. И раз мы говорим о потенциале нашей команды, то он, как видим, позволяет ей играть на равных с претендентами на медали и даже побеждать. Но делать это на коротком отрезке, даже на протяжении пары месяцев, одно, а пройти стабильно всю турнирную дистанцию намного сложнее. Без этого рассчитывать на борьбу за высокое место невозможно, но нам эта стабильность пока не дается. Потому вопрос о планке «Амкара» в этом чемпионате пока оставим открытым. Позади всего шесть туров — ответы на многие вопросы еще впереди.

    — Зато вопрос о турнирной интриге угрожающе закрывается. Если уровень прошлого чемпионата многие специалисты называли слабейшим за много лет, этот обещает быть самым предсказуемым: четыре-пять команд, претендующих на медали, — и на большом расстоянии все остальные. Или это излишне пессимистичная оценка?
    — Вполне реальная. У лидеров на данный момент более стабильный и давно наигранный состав, есть возможности взять уже по ходу чемпионата сильных футболистов, поэтому будет во многом логично, если они уйдут далеко вперед. Но доминирование группы команд типично не только для России. Причем если у нас интрига в борьбе за «золото» обычно все-таки есть, то в Германии последние годы преимущество «Баварии» безоговорочно. В Испании, Англии, Португалии на высокие места реально тоже претендуют лишь пять-шесть команд. Впрочем, это еще не значит, что нынешний чемпионат у нас получится неинтересным.

    — Что этому может помешать?
    — Подбор футболистов у тех же ЦСКА и «Зенита» сильнее, чем у остальных. Это отражается и в таблице. Но все-таки если пытаться заглянуть дальше в развитие чемпионата, их преимущество, а также лидерские амбиции «Спартака» и «Локомотива» пока только на бумаге. Ведь наличие сильных игроков — это еще не сильная команда. А сильная команда не обязательно сможет реализовать свой потенциал. И если ЦСКА сейчас свой потенциал использует или как минимум играет на уровне близком к максимуму, то «Зенит» выжимает из своих возможностей далеко не все. Даже у «Спартака» это получается лучше.

    Без поддержки государства любой лимит будет бесполезным

    — Ужесточение лимита сказалось на уровне чемпионата?
    — Думаю, сказался не лимит, а финансовый кризис. Легионеры, украшавшие чемпионат России, уезжают. Им на смену приезжают иностранцы уже не столь высокого уровня — звезд может себе позволить «Зенит» и еще пара клубов. А некоторые в условиях вынужденной экономии все больше делают ставку на россиян. Конечно, это привело к падению зрелища и качества футбола. И пока трудно даже загадывать, когда мы последствия этого падения преодолеем. В том числе и потому, что новая формула лимита приписанных ей задач не решает.

    — Но разве футболисты могут расти без игровой практики? А формула «6+5» обеспечит ей еще как минимум 16 российских футболистов в каждом туре.
    — С одной стороны, это хорошо. Но от ужесточения лимита на иностранцев ждут увеличения кандидатов в сборную России. А это самообман. Дело в том, что игроки, выступающие за сборную, или которые в нее хотя бы вызываются, были на виду и при формуле «7+4». И появись в премьер-лиге новый футболист с высоким потенциалом, он бы там заиграл и национальной командой тоже был бы замечен. Сейчас количество постоянно играющих россиян увеличилось на 16, но это лишь количественное изменение.

    — Почему же?
    — Выбор хороших, подчеркну, хороших футболистов не станет шире. На их уровень мастерства реально повлиять не когда они приходят в профессиональные команды, а гораздо раньше.  Для этого надо по всей стране создавать условия, обучать тренеров, централизованно контролировать их работу, поставить на поток селекцию во всех возрастах и тогда уже рассчитывать на приток молодых футболистов, готовых конкурировать с кем угодно. Всем этим должен заниматься РФС, но там, к сожалению, ни одна программа не доводится до конца. Подозреваю, что сейчас у РФС и вовсе нет никакой программы по развитию детско-юношеского футбола.

    — Что для этого надо кроме желания?
    — Огромные вложения. Не только сопоставимые, но и превосходящие годовой бюджет многих профессиональных клубов. Возьмем самый убедительный и яркий пример подготовки молодежи на сегодня. Немцы, приняв в 2000-м году программу развития футбола, довели ее до конца, построив по всей стране больше 400 центров. И долго тратили на это не меньше 100 миллионов евро ежегодно! Кроме того, много обязательств, в том числе финансовых, по работе с молодежью добавилось и у профессиональных клубов. Результаты этой совместной работы видны всему миру. Речь не только о победе сборной Германии на мундиале. Сегодня местные футболисты в бундеслиге выдерживают конкуренцию с мастерами любого уровня и любой страны. У нас же на должном уровне футбол развивается лишь локально.

    Десяток современных академий в масштабе нашей страны — этого очень мало.

    — А как же академии российских топ-клубов?
    — Да, в академиях «Краснодара», «Анжи», «Спартака», «Зенита», других московских клубов есть все для подготовки футболистов высокого уровня. Но заметьте — даже у них пока нет прорыва местных воспитанников в первые команды. Десяток современных академий в масштабе нашей страны — этого очень мало. И без мощнейшей финансовой поддержки государства этот вопрос не решить.

    Зачем искать иностранцев, если есть Смольников и Шатов?

    — Значит, к домашнему чемпионату мира не стоит ждать звезд из числа неизвестных сегодня имен?
    — Я в этом сильно сомневаюсь. Игровая практика, конечно, позволит прогрессировать. Но те, кто стал выходить на поле благодаря новой формуле лимита, прибавят относительно самих себя. Но не достигнут уровня, который требуется для попадания в сборную. И уж точно не сделают ее сильнее. Это невозможно, так как невозможно на профессиональном уровне компенсировать изъяны в футбольном образовании, которое человек получал десяток лет. Если у кого-то получится стать исключением, таких найдется максимум полтора процента. Сколько это может дать новых игроков для сборной — посчитайте сами.

    — На создание системы подготовки футболистов уйдут годы, еще больше придется ждать, пока система начнет давать результат. А играть в еврокубках и отбираться на чемпионат Европы надо сейчас. В каком объеме использование иностранцев в чемпионате России, на ваш взгляд, было бы оптимальным?
    — Формула «10+15» появилась же не просто так. Давайте обратимся к цифрам. Сейчас при лимите, который называют благом для сборной России, в нашем чемпионате заявлено больше 250 иностранцев. При формуле 10+15 их было бы на 100 меньше — максимум 160 иностранцев на весь чемпионат. Максимум! При том, что не все клубы использовали бы квоту из 10 легионеров полностью.

    — Сторонники новой формулы считают эти рассуждения популизмом: накупил бы тот же «Зенит» звездных иностранцев под завязку — и лишь Лодыгин из россиян не забыл бы, как играть в футбол и что такое Лига чемпионов. И в чем польза для сборной от этих «10+15»?
    — Напрасные опасения. Во-первых, всегда использовать десять иностранцев невозможно, если даже захотеть. Случаются травмы, дисквалификации, команде нужна ротация. Во-вторых, при наличии российского футболиста высокого уровня тренеру нет смысла от него отказываться. Особенно, когда в условиях экономии нужность трат на игроков приходится высматривать под микроскопом. И уж точно на пользу пошла бы предельная мотивация россиян, так как при этой формуле место в стартовом составе отобрать у иностранца, можно лишь убеждая тренера каждый день. Но мы получили что получили — уменьшение количества интересных и красивых матчей, а также падение уровня игры.

    — Разреши РФС выпускать на поле десять иностранцев, «Амкар» бы это право в какой мере использовал?
    — Скорее всего у нас бы выходило их столько же, как и в прошлом сезоне — 7 человек. Возможно, иногда 8 — не больше. Как видите, для россиян места бы оставались. Да что «Амкар» — возьмите лучше для примера клуб с самыми большими возможностями. Разве лимит как-то связан с игровым временем Смольникова и Шатова? Оба ведущими игроками «Зенита» были и с прежней схемой лимита. И останутся ими при любой схеме. Уверен, даже при разрешенных десяти легионерах они бы играли так же много, как и сейчас. Если есть хороший и стабильный русский футболист, зачем затевать поиск кого-то другого на эту позицию?  Тем более, когда любая покупка заставляет оглядываться на финансовый «фейр-плей».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»