• Гаджи Гаджиев: Мне не стало легче от ухода из «Амкара», но я принял правильное решение

    Монолог души бывшего главного тренера «Амкара»

    04.03.18 00:31

    Гаджи Гаджиев: Мне не стало легче от ухода из «Амкара», но я принял правильное решение - фото

    Фото: EPA/Vostock-photo

    Гаджи Гаджиев покинул пост главного тренера «Амкара», проработав долгие, по меркам реалий РФПЛ, три с половиной года. Исполняющим обязанности главного тренера назначили помощника Гаджиева — Вадима Евсеева. В четверг 1 марта, когда об уходе 72-летнего специалиста еще не объявили официально, Гаджиев рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем» о том, что покидает пост, затронув и ряд многочисленных проблем футбола региона. В словах тренера чувствовалась горечь, он говорил откровенно, продолжая употреблять местоимения «мы», «у нас», «в нашем клубе». И думается, что Гаджиев нескоро перестанет ассоциировать себя с «Амкаром», он проникся симпатией, по его выражению, к «суровым условиям» пермского футбола. И неслучайно, даже после ухода с поста главного тренера, отправился с командой в Петербург на матч 21-го тура РФПЛ.

    Каряка и Евсеев проводили тренировки с самого начала подготовки, понимаете?

    — Правда, что руководство клуба просили вас не уходить?
    — У нас был хороший разговор. Ведь я не принял решение наподобие «Ура! Я ухожу! И прочее». Это было не спонтанное, а продуманное решение. Оно сформировалось из разных событий. У каждого человека своя жизнь, принципы, желания, обязанности перед семьей и прочее. У моего решения комплекс причин, одной нет. Эти три года были хорошими. Может, у нас не было таких условий, какие есть в других клубах РФПЛ, в Перми они более суровые, но зато здесь всегда была комфортная обстановка в плане взаимоотношений с руководством, футболистами, болельщиками, сотрудниками клуба, со всеми. Здесь было интересно работать. Мы расстались по-доброму.

    — Вы были инициатором прекращения сотрудничества?
    — Да, по собственному желанию.

    — Какие теперь ваши планы? Отдохнете от футбола?
    — Зачем отдыхать от футбола? Он мне не надоел! Это значительная часть моей жизни. Она началась давно. Он, надеюсь, никогда не надоест (смеется). Можно отдыхать от чего-то другого, но не от футбола.

    — Вы планируете продолжить работу в другом клубе в ближайшее время?
    — Нет. Это было бы неправильно — только уйти из «Амкара» и сразу возглавить другую команду. Это неправильно в сложившихся отношениях с руководством клуба, командой, помощниками. Если у меня, к примеру, были бы сложные отношения, противоречивые, то уйти в другую команду было бы логично. Но у нас есть взаимопонимание. Как в таких обстоятельствах можно уйти в другой клуб посреди сезона?

     

    — Согласен. Как игроки восприняли ваше решение?
    — Буду с ними разговаривать завтра. (Разговор состоялся в четверг. — «Спорт День за Днем».) Знаю, что капитан (Петар Занев) хотел поговорить. Сегодня мы беседовали с генеральным директором Игорем Резвухиным, и Занев хотел пообщаться, но его попросили подойти попозже. Мы обязательно пообщаемся, будет нормальный разговор. В клубе остаются помощники, друзья и коллеги. Человеческие отношения, думаю, сохранятся в коллективе. «Амкар» за счет человеческого фактора, характера, психологической устойчивости, коллективизма, прилично держится в премьер-лиге долгие годы. Эти традиции мы старались сохранить.

    — Вы верите, что «Амкар» сможет сохранить прописку в премьер-лиге? Вы возглавляли команду больше трех лет, и многие футболисты играли лишь под вашим руководством.
    — Весь подготовительный цикл, все тренировочные занятия, начиная с 11 января, проводили Андрей Каряка и Вадим Евсеев. Да, планы подготовки мы готовили вместе, но реализовывали их помощники. Они проводили тренировки, игры. У каждого из нас, у меня, у помощников есть сильные и слабые стороны, как у каждого человека, у каждого тренера. Поэтому важно, чтобы тренер был в первую очередь самокритичен и готов психологически к такой работе. Затем — иметь представление о том, как управлять коллективом. Думаю, что Вадим Евсеев знает, как настроить команду. Конечно, впереди нас ждут очень трудные игры. И травмы вмешались, полученные в кубковом матче… (В 1/4 финала Кубка России пермяки уступили дома курскому «Авангарду» — 0:0, серия пенальти 6:7. — «Спорт День за Днем».) Это, конечно, безобразие! Играть в таких условиях... кочковатое поле с ледяной коркой…. В таких условиях играть нельзя. Эту игру нельзя было проводить. Тракторы чистили поле от снега целый день без пауз. Было бы потеплее, тогда да, справились бы, а тут под минус двадцать стало к середине второго тайма. Столько труда положили, и все не впрок. Грязь и слякоть — это одно дело, а когда поле во льду, подмерзших буграх… Шел я по нему к болельщикам, чтобы извиниться за результат и поблагодарить за поддержку и понимал, что ругать надо себя, а футболистов надо поддержать…

    — Это игра стала последней каплей?
    — Если говорить именно о «капле», как о чем-то небольшом, то да. Но я повторю, что неслучайно Каряка и Евсеев проводили тренировки с самого начала подготовки, понимаете? Мы и прежде всегда обсуждали планы подготовки. Но степень свободы в выборе управленческих решений у них в этом году была заметно выше. И это неслучайно.

    Переподписал контракт в последний момент

    — Получается, вы с начала января готовили игроков к своему уходу, а Евсеева к посту тренера?
    — Говорить о посте — не мое дело. Это дело руководства клуба. Я не говорил помощникам: «Вы будете руководить командой». Это не входит в мою компетенцию. Но я старался им передать опыт. Старался, чтобы они получили практический опыт управления командой в тренировках и играх, а так же во время теоретических занятий.

    — У вас спрашивали, кто больше подойдет на роль и.о.?
    — Да. Но я не могу навязывать свое мнение, говорить Шилову «Назначьте того!». Да, советовались. Сказал, кто из них и в чем, с моей точки зрения, лучше, сильнее. Кто-то сильнее в одном, кто-то в другом. Вот об этом и говорил. Считаю, что они оба могут справиться с управлением коллективом в данной ситуации. Они прекрасно знают возможности каждого из игроков, их сильные и слабые стороны. Знают, как их настроить на работу, на игру и как организовать командную игру.

    Нашему футболу нужны новые лица, нужны молодые тренеры, особенно из числа футболистов игравших на высоком уровне. Надеюсь, наша совместная работа поможет им вырасти в тренеров способных дать нечто большее, чем мы российскому футболу.

    — Слухи о вашем уходе ходили последний год. Скажите, когда вы впервые задумались об уходе из «Амкара»?
    — Полгода назад эти слухи всплыли из-за того, что мы вернули Вадима Евсеева. Слухи, «как беззубые старухи» — часть нашей жизни, от которой никуда не деться. Не придавал им особого значения. Кто их распускал? Понятия не имею. Возвращение Евсеева с этим не связано. Он вернулся по моей инициативе и в первую очередь потому, что разговаривая с ним, я понял, что ему, несмотря на приличный результат, не очень комфортно в «Текстильщике». Не скажи он мне это, не стал бы я говорить «давай возвращайся» Он с удовольствием вернулся в свой коллектив, в премьер-лигу. Все-таки здесь интереснее и уровень другой. Группу тренеров нужно подбирать аккуратно, чтобы они находили общий язык, но с другой стороны — чтобы все-таки они были разные, закрывали разные проблемы. Я надеюсь на всю тренерскую команду, не только на Евсеева. Это команда работала в сложном, напряженном режиме все три года. И будет так работать. И без этого никак. Если тренер не работает по 16 часов в сутки — то ничего не сделает. Они привыкли к этому режиму…

    — И все-таки, когда вы впервые всерьез задумались об уходе?
    — Наверное, летом, когда долго не решался продлить контракт перед стартом сезона. Переподписал, можно сказать, в последний момент, потому, что не было понимания, как будет развиваться ситуация внутри клуба. И главное — у нас была большая группа игроков без контрактов. Было непонятно, какое будет решение нового руководства губернии. (Пермского края, но Гаджиев употребил именно слово «губерния». — «Спорт День за Днем».) Клуб ждал информацию от губернии, ждали, сомневаясь, и мы — тренеры, игроки. Собственно, это одна из главных причин, почему команда провалила старт чемпионата. Многое вызывало сомнение, тормозило процесс. Контракты подписали, когда получили подтверждение от губернатора, что сохранится бюджет, что он будет поддерживать команду.  Откровенно говоря, тот контракт подписывал только в силу хороших отношений с президентом клуба Шиловым и генеральным директором Резвухиным, с игроками. Для человека важно, кто его окружает и какое у него взаимопонимание с ними. В «Амкаре» же всегда, даже в критических ситуациях, сохранялось спокойствие. Но внутренние сомнения оставались с того времени. Видите, как в итоге все сложилось. Мы продали за это время семь игроков. Это закрыло некоторые финансовые проблемы. Клуб рассчитался с большим количеством долгов, которые были до этого, по некоторым трансферам, за разрыв контракта с предыдущим тренером. (Славолюб Муслин тренировал команду в 2014-м. — «Спорт День за Днем».) Но оказалось, что этого мало.

    Пермь дала Зырянова, Пашку Садырина, который «Зенит» сделал чемпионом

    — Вы сказали, что на уход повлияло много причин. Финансовая ситуация — главная?
    — В начале зимы, если помните, говорили, что «Амкар» может прекратить существование. Но потом клуб получил гарантии от руководства губернии, что команда доиграет чемпионат. Слава богу, помогли, рассчитались с долгами. Думаю, что если бы долги по-прежнему висели, то мне было бы тяжелее уходить. Я легче принял решение, когда с игроками рассчитались… Поймите, у каждого человека свой мир. У меня тоже помимо команды есть дети, растут хулиганы — одному 12 лет, другому — 10. Нужно, чтобы они становились правильными людьми. Мужчина же должен быть в доме, верно? Перевезти их в Пермь? Возможно да, но, наверное, не при такой ситуации. Мне не хотелось и не хочется менять круг общения. Расставаться людьми, с которыми я работал все это время — не простая забота. Мне не стало легче от ухода, но я принял правильное решение.

    — Как вы переживали эти перепады? Разговоры о возможном исчезновении клуба, долги
    — Это сложно и недопустимо. Возьмем судьбу тех людей, которые всю жизнь посвятили футболу. И моего возраста, и моложе. У них есть, помимо семьи, только футбол. И все события, которые происходят в футбольной жизни страны, пропускают через себя. Взять меня. Где Пермь, а где Москва, в которой я прожил 30 с лишним лет. Где Дагестан, где я прожил тоже порядка 30 лет… Ну не будет в Перми большого футбола, кажется на первый взгляд, — ну и что это для тебя, Муслимыч? Так, казалось бы. Но все равно задевает. Смотришь на витрины музея «Амкара», написаны годы — от 1911-го до 1945-го. Фотографии, бутсы, футболки. Люди… Накопленные традиции. Вся история до сегодняшнего дня. Игроки пермского футбола, майки игроков, которые сюда приезжали. И видишь, что этот край все-таки футбольный. Сейчас я сижу на стадионе в своей комнате. У нас уже поздно — 21:00, но снаружи, на морозе, играют в футбол. И в футбол играют до ночи. А «Амкар» — это ориентир для всех здешних мальчишек. Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Не знаю, насколько это верно для футбола, но регион дал много игроков высокого уровня, того же Зырянова, Пашку Садырина, который «Зенит» сделал чемпионом. Будет ли футбол произрастать в Сибири? Это холодная территория. Но она наша. Здесь тоже нужны современные стадионы, условия.

    —У вас есть уверенность, что руководство края не оставит «Амкар»? Они понимают важность футбола для региона?
    — Нет, у меня нет такой уверенности. У меня есть представление, что там идут внутренние обсуждения, непонятная в некоторых случаях внутренняя политика в отношении «Амкара». В местных газетах появляются статьи о том, что у «Амкара» финансовые нарушения, поэтому из-за них уходят генеральный директор клуба и исполнительный директор  — Резвухин и Маслов.… Но это чепуха полная! «Амкар» проверяли десятки раз. Клуб открытый. У нас в стране, в нашем российском футболе сегодня одна из наиболее важных и сложных проблем — это проблема усовершенствования или поиска, не знаю, как правильнее сказать, механизмов финансирования клубов РФПЛ и ФНЛ. Проблемы реально острые и нужен диалог, а не заказное поливание клуба. Диалог специалистов, людей хорошо понимающих проблему, именно с позиции оценки российской действительности, потому, что опыт других стран, к сожалению, не всегда показателен для нас. Вот третьего апреля по инициативе Валерия Газзаева в Госдуме планируется обсуждение данной проблемы в рамках «круглого стола». Возможно, это будет толчком к пониманию.

    — Говоря откровенно, руководству края невыгодно содержать «Амкар»? Клуб приносит убытки.
    — Гораздо большие убытки приносят другие вещи… Мы живем в этой стране, и прекрасно понимаем, что на самом деле приносит убытки. А содержание «Амкара» — несравнимо. Это не огромный убыток. В прошлом году, «Амкар» заработал больше, чем дал бюджет. Да еще и вернул налогов на 200 млн рублей. Повторю, нужны механизмы. Стадион «Звезда» до сих пор ничей. Нужно решать эту проблему. Почему клубу не передают стадион? Почему клуб платит за эксплуатацию, амортизацию? Но почему не принадлежит клубу? Нужен диалог, разговор — как выйти из этой ситуации. Но как можно не обращать внимания на традиции? На то, что совсем недавно этот стадион забивался до отказа, на то, что минимум 300 тысяч человек из края являются его болельщиками?

    — Может, руководству Края не важно, сколько людей переживают. Важно, сколько на трибунах…
    — Так для того, чтобы на трибунах народу было больше, нужно сделать современным этот убогий стадион… И даже на нем мы собирали по 14 тысяч. Есть сопоставимые данные?

    — Но разве этот вопрос поднимали? Никто не будет этим заниматься.
    — Как не поднимали? Я в Перми всего три года, а этот вопрос еще более старый. И место искали для нового стадиона, и находили его и инвесторов находили, и схемы снимающие нагрузку с бюджета предлагали. Все было. Нужно заниматься этими проблемами, нужно работать. Понятно, что в нашей стране, в каждом отдельном регионе много проблем помимо футбола. Но не заниматься этим, не обращать внимания на традиции, не обращать внимания на болельщиков, на то, что Пермь часто ассоциируют именно с «Амкаром», нельзя.

    — У вас осталось много вопросов к руководству региона?
    — Понимаю, что сложно быстро вникнуть в многочисленные проблемы, которые стоят перед регионом. Про меня могут сказать: «Вот не видит ничего, кроме своего футбола!» Но это не так. Я осознаю наличие множества проблем в других сферах жизни населения. Слава богу, семь десятков лет за спиной. Есть вещи первостепенные, второстепенные и так далее. Но как и в древнем мире, сегодня актуальна фраза: «Что нужно народу? Хлеба и зрелищ». Потому мы и видим на стадионах руководителей государств, поэтому и глава нашего государства поздравляет олимпийцев, поэтому и канцлер Коль заходил к нам в раздевалку и вручал именные часы (игра сборных Германии и СССР). Нельзя считать «зрелища» важностью десятой степени. А футбол сегодня в мире зрелище номер один. Четыре миллиарда зрителей будут системно смотреть игры чемпионата мира 2018. Четыре миллиарда! И там будут играть воспитанники нашего «Амкара»! И будут играть на прекрасных стадионах 12 городов. Если коротко обо всем этом — наши возможности гораздо больше того, что мы делаем.

    Использованы фото: ФК «Зенит»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»