• Гаджи Гаджиев. Системная надежность

    Путеводитель по «Барселоне»

    21.02.12 23:20

    Гаджи Гаджиев. Системная надежность - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Гаджи Гаджиев своими глазами наблюдал триумф «Барселоны» на «Уэмбли». Ранее по просьбе Курбана Бердыева готовил отчет об игре сине-гранатовых. Но от звания знатока Гаджи Муслимович благоразумно отказывается.

    Бердыев, знаток

    — Кто же тогда?
    — В какой-то мере к знатокам игры каталонцев следует отнести Бердыева. Курбан дважды противостоял «Барселоне».

    — Четырежды.
    — Да, дважды по два раза. Просто хотелось сказать, что в первом случае по просьбе Бердыева я просматривал матчи «Барселоны». Написал отчет о том, как она играет: показал действия отдельных игроков, их взаимосвязи, а также как развивается атака си­не-гра­на­то­вых. Но о деталях не спрашивайте: не вспомню уже, несколько лет прошло.

    — Ничего не запомнилось?
    — Какое-то откровение – нет. Исполнительское мастерство – да. В общем, тогда шло обсуждение разных вопросов. Прежде всего – подготовки. Это же творческий процесс. Не может быть каких-то закостенелых форм.

    — В чем творчество?
    — Детали и подходы к игре постоянно совершенствуются. Мы можем проследить развитие за последние несколько десятков лет, когда футбол стал вызывать повышенный интерес со стороны аналитиков, когда стали обобщаться крупные международные турниры и когда, собственно, накопился большой пласт статистических данных. Все это способствует совершенствованию не только игры, но и подготовки. Потому что любая подготовка строится на базе анализа соревновательной деятельности. Другой вопрос, что команда должна делать и как тренироваться, готовясь к матчам против «Барселоны». Как это делал, допустим, Бердыев.

    — Как же, интересно?
    — Повторюсь, в обсуждении я принимал участие, но это не дает мне права говорить, что очень хорошо знаю игру «Барселоны». В силу того, что две игры – это мизер, да и прошло уже несколько лет. К тому же глубже других к анализу подходит главный тренер. Вместе с тем понятно: в основе подготовки любой коман­ды лежат ка­кие-то общие основополагающие вещи. Они не могут не быть.

    — Конкретизируете?
    — Например, закономерности адаптации организма к нагрузкам. Или же объективные принципы ведения игры. Они неплохо известны, но достаточно мало обсуждаются. Это общие посылы. По сути дела, как «Барселона» готовится, так она и играет. Для многих – эталонно. А раз так, значит в этой команде в подготовке к игре учитываются все факторы, влияющие на результат.

     

    Гвардиола, околопредел

    — Это какие же?
    — Скажем, вопросы, связанные с применением тех или иных средств восстановления. Я не имею в виду допинг. Тут мы говорим о подготовке. Но готовиться сложно, если не имеешь отлаженный подготовительный цикл. Здесь у «Барселоны» все на высочайшем уровне. Со слов бывших игроков «Барсы» мне известно, что Хосеп Гвардиола, который управляет этим процессом, требует от своих футболистов беспрекословного выполнения требований фармакологов и врачей коман­ды. Это, безусловно, не основной, а сопутствующий фактор. Но он лучше всего характеризует зависимость результата от множества нюансов.

    — Предположу: состав – это основной фактор.
    — Да, но здесь нужно говорить не о том, что «Барселона» собрала лучших, а о том, как они качественно подобраны. Прежде всего – с точки зрения взаимоотношений внутри коллектива. Могут ведь быть две яркие личности, которые друг друга не понимают и не принимают. В этом смысле в каталонском клубе состав подобран идеально: си­не-гра­на­то­вые не просто понимают, а дополняют друг друга.
    Особо сказал бы и о психологической атмосфере внутри команды. Как я понимаю, существующая обстановка стимулирует их к достижению новых результатов. Легко ведь было наесться победами.

    — Проще простого: тринадцать титулов за три года.
    — Что такое титул? Одно дело, когда выиграл несколько матчей – уже обладатель че­го-то. Но чемпионат предполагает определенную дистанцию, когда не имеешь права опускаться ниже своего уровня. «Барселона» и не опускается. Можно лишь предполагать, чего это стоит. Даже если очень сильная команда выступает не на пределе, то она не сможет постоянно добиваться результата. Это сложно в современном футболе. «Барселоне» особенно. Любой соперник мечтает отобрать у каталонцев хотя бы очко. Меня восхищает, что после всех побед сине-гранатовые не потеряли вкуса к ним и сохранили высокий уровень мотивации.

    — Думаете, каким образом?
    — Сложно сказать. Мне все-та­ки кажется, что здесь основная заслуга принадлежит Гвардиоле. Он же, возвращаясь к факторам успеха, выстраивает и командное взаимодействие.

    — Вы о тактике?
    — Можно и так. Качество взаимодействия сине-гранатовых на поле высочайшее. Оно проявляется не только в том, как футболисты передают друг другу мяч в экстремальных условиях, но и как дублируются игровые позиции на поле. Порой бывает, что Месси ушел вглубь. Туда же стремятся фланговые игроки, а из глубины несутся Абидаль и Дани Алвес.

    — Последний даже чаще.
    — Да, «Барселоне» ведь часто приходится действовать против команд закрытых. И там нет пространства, чтобы проявить преимущество в индивидуальном мастерстве и скорости. Месси, мы знаем, быстрый футболист. Да и кроме него в составе си­не-гра­на­то­вых хватает скоростных игроков. На практике же реализовать такую скорость сложно. Прежде всего в силу того, что против них почти всегда играют закрытый вариант.

    Криштиану, система

    — Почти?
    — На моей памяти, МЮ в финале Лиги чемпионов изначально пытался прессинговать на половине поля «Барселоны». Или же – «Реал» в череде своих матчей против каталонцев опробовал этот вариант.

    — Как лучше?
    — С одной стороны, «Барселоне» нельзя давать свободно перепасовываться. Кажется, если соперник умело двигает мяч, нужно ему помешать. Но дело в том, что коман­ды, которые стремились лишить каталонцев мяча, проваливались в этом начинании. Это понятно: си­не-гра­на­то­вые лучше других действуют на ограниченном пространстве. Месси, Хави, Иньеста – да практически любой в состоянии и мяч сохранить, и обыграть оппонента, и передачу точную отдать. И все это – на ограниченном пространстве. «Барселона» без особых проблем выходит из-под прессинга. В силу того, что эти мастера в футбол играют лучше, чем другие.

    — Понятно: лучше закрыться.
    — Я не до конца ответил на этот вопрос. Если под рукой есть группа футболистов, способная помешать «Барселоне» начать атаку, лучше накрывать на их половине поля. Именно так пытался действовать «Манчестер» в прошлогоднем финале. Первые минут пятнадцать получалось. Удивительно было видеть потери каталонцев на своей половине поля, но в целом МЮ заданного темпа не выдержал. Да и кто бы выдержал? Таких команд сегодня нет. Все равно «Барселона» выходит из обороны и все равно катает мяч на половине поля соперника. Играть какой-то другой вариант…

    — Например?
    — «Реал» как-то отказался от короткого паса и надежды создать численное преимущество на определенных участках поля. Мадридцы стали обострять за счет длинных передач за спины защитникам на Криштиану Роналду и других игроков, убегающих в контратаку. Нельзя сказать, что добились чего-то существенного.

    — Почему?
    — «Барселона» признана ярко атакующей командой. При этом она в высшей степени строго играет в обороне. О планомерной работе в этом направлении говорят и слова Гвардиолы. Мол, он чувствует себя плохо, когда соперник переводит игру на половину поля «Барселоны».

    — Сергей Кирьяков, разбирая один из матчей «Барселоны» против «Реала», не нашел у каталонцев ни одного изъяна.
    — Потому что он видел очень прочные связи и очень точные взаимодействия.

    — Ни одного!
    — Команда – это система. Для любой системы главным критерием является критерий надежности. Если хотите доехать из Москвы до Белграда, выбор падет на надежную машину. То же самое – любая команда. Система «Барселоны» соответствует всем критериям надежности. Поэтому Кирьяков и не нашел изъянов.

    — А они есть?
    — Их можно увидеть, если соперник играет сильнее, если он сможет разрушить взаимосвязи каталонцев. «Реал» с МЮ вроде бы в состоянии и сохранить мяч, и провести атаку, и тем самым нарушить игровой баланс сине-гранатовых…

    — Но…
    — Если будет проявлена слабость со стороны «Барселоны», если вдруг они окажутся психологически не готовы к максимальной само­отдаче.

    Алачачян, баскетбол

    — Такое видели?
    — Ни разу. Я видел Месси, покрывающего на скорости расстояние в двад­цать-трид­цать метров, чтобы вступить в борьбу за мяч. И ни один другой игрок не позволяет себе пренебрежения к оборонительным функциям. В принципе – неприятным. Старое правило американского баскетбола гласит: атаковать любят все, а вот любовь к обороне нужно прививать.

    — Если уж о баскетболе заговорили. Курбан Бердыев, говоря об игре «Барселоны», воскликнул: «Это же баскетбол!»
    — Смотрите, в 72 году… Это сорок лет уже прошло! Так вот, на страницах еженедельника «Футбол» вышла статья Арменака Алачачяна, наиболее талантливого из наших баскетболистов, в которой он сравнивал два этих вида спорта. Тогда уже он говорил, что футбол будет развиваться так же, как и баскетбол.

    — Как это?
    — Вся команда обороняется и вся атакует. Как это бывает: кто-то убегает в отрыв, значит нужно поддержать. Если нет возможности контратаки, следует позиционное нападение.

    — Но пять человек – не один­надцать.
    — Это сложнее, согласен. Поэтому «баскетбол» каталонцев и вызывает такое восхищение. Как правило, говорят: надежная оборона помогает эффективно атаковать, эффективная атака помогает надежно обороняться. Но в реальной жизни не так все просто. Тут заложено противоречие.

    — Какое?
    — Сколько крупных форумов я просчитал? Допустим, восемь. Это в общей сложности, скажем, четыреста матчей. Я высчитывал надежность оборонительных и эффективность атакующих действий. В результате получилось, что связь между обороной и атакой у побежденных отрицательная.

    — То есть?
    — Чем надежнее играла оборона, тем хуже выглядела атака. И наоборот.

    — А у победителей?
    — Такой зависимости нет. Хотя, чтобы успешно преодолевать оборону соперника, нужно подключать игроков из глубины. Когда защитники убегают вперед, остается пространство, которым, в принципе, можно воспользоваться. «Барселона» же успевает переключиться на оборону и не позволяет этого сделать противнику. Они играют быстрее:  потеряли мяч – тут же накрывают. За счет чего и нивелируют заложенное противоречие.

    Герцен, мозоль

    — Сине-гранатовые гениально владеют мячом, — продолжает Гаджи Муслимович. — В среднем 70 % за матч. Но надежность контроля мяча не определяет эффективности атаки. Этот показатель гораздо больше влияет на надежность обороны. Если у соперника нет мяча…

    — …значит нет возможности атаки.
    — Сколько команд, умеющих кон­тролировать мяч? Скажем, «Анжи» удавалось это лучше многих. Но мы так и не смогли решить проблему эффективности. По той простой причине, что она определяется импровизацией, индивидуальным мастерством и скоростью. Причем не только скоростью бега, но и передачи, и мысли. Насколько нестандартны решения и как быстро они реализуются – вот основа. В этом компоненте «Барселона» сильнее всех.

    — Надолго?
    — Нужны другие игроки, другая команда. «Реал» не сумел, как и «Манчестер». Это не значит, что «Барселона» не может проиграть. Такое происходило. Например, в игре с «Интером». Но в тот вечер си­не-гра­на­то­вые уступили по счету, а не по игре.
    Миланцы, я точно помню, опускали двух крайних полузащитников в линию обороны, чтобы перекрыть атаку соперника и закрыть фланги. В контригре же, понятно, нужно использовать пространство за спинами защитников. Значит – убегать. Человека этак в че­ты­ре-пять.

    — Многие говорят о персональной опеке.
    — Примитивную персоналку сине-гранатовые используют в своих целях: просто расставят футболистов соперника так, как им нужно. Они же находятся в постоянном движении! Тот же Месси выполняет огромный объем работы. Лучше использовать групповой прессинг и ограничить каталонцев в пространстве. В противном случае…

    — «Молиться», – как сказал Валерий Газзаев.
    — Можно сказать по-дру­го­му: на бога надейся, а сам не плошай. «Рубин» молился и при этом тщательно готовился. Исходишь ведь из чего? Соперник сильнее, слабее или равен тебе.

    — Как бы не ошибиться.
    — «Барселона» сильнее. И значительно. Значит, следует играть вторым номером. Не будешь – заставят уже на поле. Как это у Герцена: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога».
    Следующий шаг – необходимо продумать вопрос о контригре. Совсем без нее нельзя. Просто обороняться – смерти подобно. Жизненно важно найти в команде тех, кто потенциально способен использовать оперативное пространство. Помните, убежал ведь Карадениз. Продумаешь – получишь шанс…

    — Что бы изменили, будучи во главе сине-гранатовых?
    — Думаю, любой тренер «Барселоны» обречен гнуть эту же линию. Почему? Так выстроена система. Это система работы клуба, которой пропитаны все, в том числе и игроки. И тренер вынужден будет подчиниться. К тому же эта модель приносит результат. Чтобы менять, нужно проиграть. Именно про­играть. И не по результату, а по игре. Иначе лучше совершенствовать…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»