-
Гаджи Гаджиев: У нас есть свои Ранджелович и Рахимич
Заслуженный тренер России проводит параллели между «Амкаром»-2016 и «Анжи»-200026.01.16 15:35
Начало нового года в «Амкаре» встретили обеспокоенно — у нигерийского полузащитника Фегора Огуде случилась большая семейная неприятность. К счастью, вскоре все разрешилось, и поводом для разговора с Гаджиевым стал сбор «Амкара» в ОАЭ. Начали с последней новости — перехода полузащитника Изунны Узочакву в датский «Оденсе».
Деньги получаем вовремя, но тратить их не будем
— Причины ухода Узочакву — не только футбольные, — объяснил Гаджиев. — Клубу поступило выгодное предложение о продаже футболиста. Мы же его брали бесплатно, поэтому использовали возможность заработать. Кроме того, и сам Изунна хотел перейти в «Оденсе».
— Теперь и сами сможете покупать игроков?— Нет. Платить за трансферы мы не готовы. Экономическая ситуация диктует свои условия. Поэтому брать намерены только свободных агентов.— А какова сейчас в «Амкаре» ситуация с финансами?— Достаточно стабильная. Задолженностей перед командой нет.— У вас много футболистов на просмотре. Сложно ли из-за этого оценивать каждого в отдельности, увидеть их сильные качества?— У нас достаточно время для подготовки ко второй части сезона. Этого хватит, чтобы познакомиться с игроками и понять, в какой мере и когда мы сможем на них рассчитывать. Полезную информацию дают и товарищеские матчи. Другое дело, что на всех потенциальных новобранцев мы рассчитываем в перспективе, а не в ближайшее время. Допускаю, что при определенных обстоятельствах кто-то будет играть уже весной, но в первую очередь рассчитываем на сформированный костяк.— Когда намерены окончательно определиться с обоймой на весеннюю часть сезона?— Конкретика появится ближе к концу февраля. Конечно, лучше, когда новички появляются раньше, и у них есть время притереться к новым партнерам, а у нас — лучше изучить их возможности. Но на данном этапе трудно закладываться на то, что получится взять мастера, который сразу сможет усилить команду.— Какие задачи, кроме просмотра игроков, решали в двух последних товарищеских матчах?— Любой матч на сборах — закрепление наработанного на тренировках, возможность увидеть, насколько мы продвинулись в готовности и определить задачи для следующих тренировок.— Кстати, а во время товарищеских матчей тренеры волнуются?— Тренеры всегда волнуются (улыбается).Огуде не такой, каким его выставляют судьи
— Почему именно сейчас Георги Пеев стал играющим тренером?— Пришло время использовать столь богатый опыт Пеева в том числе и подготовки команды. На сборах как раз есть достаточно возможности выслушать мнение ветерана, вместе с ним проанализировать игру, точнее определить, как воспринимают нагрузку футболисты.— Это означает, что Пеев за «Амкар» сейчас сыграет последние несколько месяцев?— Нет! Дмитрий Белоруков стал у нас играющим тренером прошлой весной. Но выходит на поле до сих пор. То, что Жоре в марте исполнится 37, нас не смущает. Он остается лидером команды.— Вместе с Пеевым и Белоруковым у вас теперь пять помощников. Между ними есть разграничение обязанностей?— Есть. В первую очередь в том, что Белоруков и Пеев продолжают играть. В отличие от Каряки и Евсеева. Они чаще и в большей степени вовлечены в процесс, аналитическую работу и составление тренировочной программы.— Во время отпуска в Нигерии неизвестные преступники похитили жену Фегора Огуде. Через несколько дней женщина была освобождена. В каком настроении прибыл игрок на сбор?— Прибыл в нормальном. А команда ему настроение подняла. Ребята встретили Огуде трогательно, аплодисментами. К Фегору вообще в «Амкаре» очень теплое отношение. Его профессионализм восхищает. Он предельно прилежен и дисциплинирован, в быту очень cкромный и тихий человек. Совсем не такой, каким его можно представить, зная репутацию Огуде у судей. На его эмоциональность в игре они часто реагируют желтыми карточками, иногда и красными. Может сложиться впечатление, что такой футболист неуправляем. Но все совсем наоборот.— Вы предлагали Огуде взять с собой на сбор семью. Почему он приехал один?— Не знаю. Я об этом у него не спрашивал.Сегодня тренирую не так, как два года назад
— 21-летнего Александра Селихова можно назвать безоговорочным первым номером?— Нет. На данный момент Селихов первый номер, да. Но это не повод для глобальных выводов на будущее.— После дебюта в премьер-лиге в конце августа он провел еще 10 матчей. Не будь ужесточен лимит — мог появиться у Селихова такой шанс?— Конечно. Наше доверие Селихову никак с лимитом не связано. В первую очередь Александр заслужил место в стартовом составе хорошей работой на тренировках и надежной игрой. Поэтому и дальше все будет зависеть от него. Что же касается национальности, то все голкиперы «Амкара» — русские. И мы в любом случае иностранцев на эту позицию рассматривать не собирались.— Кроме Селихова у вас большая диспора питерских воспитанников и среди полевых игроков — Идову, Комолов, Гиголаев, Сиротов. На кого из них в большей степени рассчитываете в официальных матчах?— На тех, кто играл в первой части сезона — Идову и Комолова. Гиголаев и Сиротов нормально работают. Но большего по поводу них пока сказать не могу.— Сейчас популярны истории бывших футболистов о громадных беговых и силовых нагрузках, которые практиковали тренеры советского поколения. Насколько вы изменили свои взгляды на зимнюю подготовку команды, если вспоминать те же 1999-2000 годы, когда вы с «Анжи» вышли в премьер-лигу и навели там шороху?— Во-первых, изменения коснулись не только зимних сборов. По сравнению с теми временами сейчас по другому работаем в любое время года, на всех этапах подготовки. А изменилась она столь сильно, что в процентах измерять смысла нет. Так же, как и оглядываться на 15 лет. Если даже взять содержание занятий 2008-2009 годов, то сейчас многое совсем по другому. Тренировочный процесс меняется и корректируется постоянно. Сегодня мы не делаем даже того, что применяли еще пару лет назад.— Какого аспекта подготовки изменения коснулись больше всего?— Всех! Физическая подготовка, тактическая, техническая, особенности управления командой — везде нахожу новое. Если в целом, то сейчас намного меньше, чем раньше, общей подготовки и больше специальной. Тренировочный процесс стал ближе к игровой деятельности. Новейшие технологии позволяют лучше контролировать состояние футболистов и добиваться большего эффекта в упражнениях. Как индивидуальных, так и групповых. В том числе и потому, что и теперь есть возможность быстрее и качественнее восстанавливать игроков.С удовольствием бы последовали за Лобановским, но…
— Лет 20 назад читал в научном журнале вашу статью о подготовке футболистов в горах. Сейчас это актуально?— Конечно. Работа на высокогорье и среднегорье очень полезна. Там лучше укпепляются мышцы — это дополнительная профилактика травматизма, так футболисты и быстрее адаптируются к нагрузкам. Еще в этих условиях повышается гемоглобин, что повышает функциональные возможности.— С «Амкаром» в горы поедете?— Появится возможность — поедем. Но куда? Ведь необходимо, чтобы в средне или высокогорья было все необходимое условия для работы и восстановления. Хорошие поля, гостиницы, питание.— Где все это сочетается?— В Кисловодске, например, условия оставляют желать лучшего. К тому же там даже не среднегорье — ниже. На такой высоте большого эффекта не будет. Знаю, что в горах находятся базы турецких «Фенербахче» и «Галатасарая». Но тема со сборами в Турции сейчас в любом случае закрыта. Еще отличные условия в Коверчано, на базе сборной Италии. Туда Валерий Лобановский возил сборную СССР.— Чем не вариант?— Мы туда поехать не можем. Слишком дорого.— Напоследок еще одно сравнение с «Анжи». Лидерами той команды были Рахимич, Ранджелович, Сирхаева. В «Амкаре» есть мастера того же уровня?— Есть. И не один. Это наши ведущие футболисты. Конкретизировать по фамилиями не буду. Вы и сами можете это увидеть.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»