-
Галопом по Неве
Корреспондент «Спорта День за Днем» рисковал жизнью на чемпионской лодке21.08.15 22:33
Скорость 25-30 узлов, самое широкое место Невы, напротив Петропавловской крепости. На катамаране класса Extreme40, раскрашенном в цвета известного энергетика «Ред Булл», четверо мужчин и одна девушка постоянно перебегают от одного корпуса длиной почти 13 метров на другой, параллельно управляя мачтой, гротом. Главный шкипер команды — австрийский яхтсмен, двукратный Олимпийский чемпион в классе «Торнадо» Роман Хагара постоянно подсказывает своей команде, правда, на фоне сильного ветра и больших волн тяжело разобрать, что именно. И вместе с этими ребятами на катамаране нахожусь я. Не в качестве бакового, рулевого или триммера. Я лишь лежу на трамплине — профессиональный термин — или же просто настиле, который изготовлен из легкой и прочной сети и закреплен между корпусами катамарана, и пытаюсь не свалиться на резких поворотах. «Спорт День за Днем» рассказывает об одной из самых престижных парусных регат Extreme Sailing Series, которая в эти дни уже во второй раз проходит в Петербурге.
Водная «Формула-1»
Люди, приходившие на пляж Петропавловской крепости в последние несколько дней, наверняка, были удивлены. Нет, Нева не стала чище. Огромный шатер возвели на песочном берегу. Но петербуржцев это не смутило, девушки в бикини дефилировали напротив него. Может, они думали, что своеобразные русские олигархи решили устроить себе отдых в России, раз цены в Европе «кусаются». И почему бы им не позвать в шатер очаровательных девушек, чтобы разнообразить компанию? Но российских олигархов там не было, или они хорошо это скрывали.
В целом все выглядело так, словно я находился на гран-при «Формулы-1». Вопросы шкиперам задавали на английском, потом шел перевод на русский. Они отвечали точь-в-точь, как пилоты «королевских гонок»: «Фантастическая гонка, будет прекрасный шанс одержать победу, Петербург — великий город, мы хотим выступить хорошо». В общем, никакой конкретики. Зато все улыбались. Не зря Extreme Sailing Series называют «водной Формулой-1», очень много общего: серьезные спонсоры и партнеры, высокий уровень организации, все рассчитано до мелочей.
Самый сложный этап
Корпус Extreme 40 делается из углепластика, до этого подобные материалы использовались преимущественно в авиастроении и изготовлении болидов «Формулы 1». Именно благодаря особому материалу катамаран такой быстрый и легкий в транспортировке.
Итак, что же такое этап Extreme Sailing Series? В русской Википедии про это не сказано ни слова. А ведь восемь команд из разных стран, в том числе и России, принимают участие в 6-м этапе в Санкт-Петербурге. Чтобы вы приблизительно представляли, на каких катамаранах гоняются по Неве, назову несколько цифр: длина мачты — 18,9 метров, грот — главная движущая сила позволяет разместить четыре лондонских автобуса. Два вертикальных корпуса используются, чтобы держаться на плаву. Их длина 13 метров. Корпус Extreme 40 делается из углепластика, он необычайно легкий и одновременно прочный. До этого подобные материалы использовались преимущественно в авиастроении и изготовлении болидов «Формулы 1». Именно благодаря особому материалу катамаран такой быстрый и легкий в транспортировке. В день, как правило, проводится 7-8 гонок, около 10-12 минут каждая. Катамарану, который завершит заезд первым, начисляется 10 очков, за второе место — 9 и так далее. По итогам дня определяется победитель.
В прошлом году в этой гоночной серии дебютировала российская команда Gazprom Team Russia. По итогам сезона она набрала 30 очков после 8 этапов. В этом году у команды уже 33 балла после 5 этапов, прогресс налицо. Состав команды наполовину русский. Шкипер — участник Олимпийских игр 2008 и 2012 годов в классе Laser Std Игорь Лисовенко, баковый — Алексей Кулаков — член сборной России в этом же классе с 2000 по 2010 год. Рулевой Фил Робертсон, триммер грота Гарт Эллингем из Новой Зеландии. И, наконец, триммер стакселя Александр Божко. Тоже россиянин.
— Первый день обычно бывает сложным — отметил Игорь Лисовенко в интервью «Спорту День за Днем». — Многое зависит от того, как команда начнет свое выступление. Если сразу покажет высокие результаты, то это будет дополнительная мотивация. Если нет, то в дальнейшем будет тяжело. Обещают хороший ветер, поэтому надеюсь, все будет хорошо. Наш главный соперник? Это мы сами! Мы много уже доказывали, что мы можем добиваться высокого результата. Главное собраться, допускать меньше ошибок и показывать, чему нас учили.
— Чем отличается акватория в Петербурге?— Это самая сложная акватория. Течение около 4-х узлов, будет очень короткий курс возле берега. Плюс сильный ветер… Но, конечно, хотим перед своими трибунами показать высокий результат. Нас поддерживают много друзей, руководство всячески стимулирует на хороший результат.В итоге по итогам первого дня российская команда заняла четвертое место в общем зачете с 46 балами. Впереди были «Ред Буллы» с 58 очками. И с корреспондентом «Спорта День за Днем» на борту!
«Ложись и ничего не трогай!»
Но самым приятным и захватывающим приключением в первый день осталась поездка на катамаране в реальных гоночных условиях. На судно каждой команды допускается по одному человеку. Журналистов провели в специальную инструкционную комнату, вручили спасательные жилеты и щлем. «От чего защищать голову?» — подумал я.
После краткой инструкции, из которой стало понятно, что на катамаране делать ничего нельзя, и во всем нужно слушать шкипера. Хорошо, что не сказали фразы «это поможет сохранить вам жизнь», иначе несколько девушек, которые и без того изрядно боялись, отказались бы от поездки.
Мы прошли через специальный мост, затем к нему подъехала лодка «Ред Булла», и я в компании двух австрийцев отправился к катамарану. Поначалу все это напоминало поездку на обычном туристическом катере, мы добирались до катамарана, обсуждая ветреную питерскую погоду. Ребята с лодки отметили, что в России, действительно, самый необычный климат из всех стран, где они бывают. Подобравшись поближе к катамарану, я уже было хотел взойти на него, как меня остановил грозный голос: «Stop!» Оказалось, что я поспешил, и мой заезд только следующий.
Понаблюдав за второй гонкой со стороны, мы опять подъехали на пересадку. Мокрый парень с камерой проследовал по направлению к лодке, а я поспешил на его место. Краткая инструкция от команды «Ред Булла» тоже была весьма очевидной: «Ложись, держись крепче, ничего не трогай, будь аккуратен».
Катамаран, совершив несколько разворотов, отправился к старту, в этот момент я пытался заснять что-то на свой телефон. Получалось не очень успешно, так как лежать приходилось на сетке, через которую особо сильные волны Невы добирались и до меня.
Управлять таким огромным парусом было и впрямь сложно, а понять систему управления еще сложнее.
Я поражался, насколько слаженно работает австрийская команда, сразу видно гоняются не первый год: моментальные реакции на команды шкипера, красная, зеленая веревка, все постоянно что-то закручивают, перемещаются. Управлять таким огромным парусом было и впрямь сложно, а понять систему управления еще сложнее.
Моя гонка длилась около 15 минут — шлем уже прилично сдавливал голову, но в одном моменте он действительно помог. Огромный трос проскользил по нему. Если бы не эта защита, а трос опустился бы на пару сантиметров ниже, сотрясение мозга было бы обеспечено.
По завершении гонки меня вновь отправили на лодку. На мое место пересел еще один коллега.
— Страшно? — поинтересовался один из парней с лодки. — Нет, главное было не упасть — ответил я.
Он явно удивился. Очевидно, ему после первого раза на катамаране было очень страшно.
6-й этап Extreme Sailing Series™
Результаты по итогам двух первых дней гонок
1. The Wave Muscat (Оман) — 120
2. Red Bull Sailing — 114
3. Lino Sonego Team Italia (Италия) — 101
4. SAP Extreme Sailing Series (Дания) — 101
5. Gazprom Team Russia (Россия) — 99
6. Oman Air (Оман) — 89
7. GAC Pindar (Великобритания) — 79
8. Team Turx (Турция) — 74
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»