• Газонные традиции

    21.02.12 16:14

    Газонные традиции - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    За годы, прожитые в Москве, я заметил: в середине февраля у болельщиков и журналистов (иногда это одни и те же люди) разговор всегда крутится вокруг двух основных тем.

    Первая тема – радость от возвращения футбола после долгого перерыва. И, конечно же, вторая тема – это погода. Разумеется, все рады, что снова можно играть в футбол, но февраль был и остается одним из самых холодных месяцев в этой стране.

    У многих иностранцев есть устойчивый стереотип: старт плей-офф в Лиге Европы и Лиге чемпионов лучше начинать не в России. Приехав в Лужники на тренировку греческого «Олимпиакоса», готовящегося к встрече с «Рубином», я испытал сочувствие к команде из Пирея. У них в Греции было плюс 10. Каково же им было вый­ти из самолета в Москве, где накануне игры температура упала до минус 25! Я запомнил лицо защитника Янниса Маниатиса на предматчевой пресс-кон­фе­рен­ции, когда он сказал, что никогда в жизни не сталкивался с таким холодом. Когда команда вышла на поле на тренировку, игроки больше походили на участников экспедиции в Антарктиду, чем на футболистов.

    Хотя, думаю, жалованье у игроков все же повыше, чем у полярников. И это позволяет мириться со многими неудобствами. Все знают, что русская зима далеко не теплая, но профессионалам выбирать не приходится. Если это не опасно для жизни.

    Но, к моему удивлению, оказалось, что холод был не самой большой проблемой для всех клубов, игравших в России на прошлой неделе. Все клубы, русские и иностранные, подчеркивали: играть при минус 10 и ниже неудобно, но температура не повлияла на результат. Самая большая проблема зимнего футбола в России – это качество поля. Наверное, поэтому с каждым годом все меньше претензий к Лужникам, чей искусственный газон – хорошее подспорье для бездомных клубов или тех, кто хочет поберечь свое поле. Но Питер, в отличие от Казани или «Локомотива», дважды сыграть на выезде не захотел. На матче «Зенита» с «Бенфикой» поле было в плохом состоянии, но здесь некого винить. Снег лежал на поле больше двух месяцев, и трава просто не могла расти.

    Мне повезло с возможностью посмотреть эту игру прямо на «Петровском». Футбол получился очень интересным, хотя после матча обе команды были недовольны качеством поля. Оскар Кардоссо посетовал, что им пришлось поменять обычный стиль игры: стало больше длинных передач по воздуху, пас по земле просто не проходил. «Зенит» из-за качества газона тоже пострадал. В общем, будет интересно понаблюдать за встречей в Лиссабоне через три недели, хотя Роман Широков сказал, что, по слухам, качество газона на «Эштадиу да Луж» немногим лучше.

     

    Самый простой способ обойти эту проблему – построить больше искусственных полей. Дикие холода в Москве бывают нечасто, а на пластиковой траве можно играть почти в любую погоду. Мои первые воспоминания об искусственном газоне относятся к трансляциям английского чемпионата в начале девяностых. Я был ребенком, поэтому особо не понимал разницу между искусственными газонами и настоящими. В то время в Великобритании два клуба – «Лутон Таун» и «Олдем Атлетик» – имели «пластиковые полы», как их тогда называли. Оба клуба играли в первом дивизионе, который был самой высшей лигой. Эти «полы», которые использовали в девяностых, невозможно сравнить с нынешними покрытиями. Мяч отскакивал высоко, намного выше, чем на траве, и многие считали, что небогатые «Олдем» и «Лутон» получали несправедливое преимущество. И когда Футбольная ассоциация Англии запретила эти «пластиковые полы» в середине девяностых, «Олдем» вылетел из элитного дивизиона в следующем же сезоне.

    Сейчас искусственные поля стали популярны в Европе, особенно в таких северных странах, как Норвегия, Россия и Швеция, где зимы обычно холодные. Я уже говорил о разнице полей в Лужниках и на «Петровском» на прошлой неделе и продолжаю задаваться вопросом: почему современные искусственные поля не используют чаще, если они практически не отличаются от натурального газона?

    Существует много традиций в футболе, и одна из них гласит: в футбол должны играть на траве. Такое суждение особенно популярно в Англии, считающей себя родиной футбола. Мне смешно, когда очередная британская коман­да приезжает играть в Лужники, потому что вопросы зарубежных журналистов всегда одни и те же: правильно ли играть на искусственном газоне или нет, ведь это дает коман­де-хо­зяй­ке слишком большое преимущество за счет привычки. Я совсем не разделяю этот аргумент. Я, конечно, не профессиональный футболист, но, по мне, практически нет разницы между натуральными и искусственными полями (я часто играл и на тех, и на других, как обычный любитель). Напротив, мне кажется, плохое натуральное поле может дать принимающему клубу большое преимущество. Если такая коман­да, как «Барселона», попытается играть на таком поле, как на «Петровском», мы ее не узнаем. На искусственном поле этот фактор просто отсутствует.

    Никто не может предсказать погоду на несколько месяцев вперед, никто никогда заранее не знает, какой будет в России температура в середине февраля. Но вряд ли зимы здесь станут намного теплее, так что многим футболистам придется терпеть и играть в такую погоду. Но клубы могут принять некоторые меры, чтобы не страдал уровень футбола, и здесь я имею виду искусственные поля. Если, например, «Зенит» хочет играть на траве, почему бы не построить им новый стадион с крышей? В конце концов, болельщики хотят, чтобы их команда выиграла заслуженно, а не чтобы победу списали на качество поля.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»