• Где на Руси в премьер-лиге играть, или Зачем клубам болельщики

    «Енисей» — очередной новичок без стадиона. Сергей Бавли негодует

    23.05.18 00:55

    Где на Руси в премьер-лиге играть, или Зачем клубам болельщики - фото

    Фото: Крайспорт

    Футбол в нашей стране не бизнес, как стало известно из слов Виталия Леонтьевича Мутко, произнесенных им в бытность вице-премьером по спорту, а отнюдь не по строительству. Тогда государственный муж, чья деятельность на посту главы РФС приостановлена, уточнил, что игра эта — дело исключительно социальное.

    А социум — это, как я специально уточнил, «совокупность индивидов», допускается даже прилагательное «огромная». Я так понял, что применительно к футболу «огромная совокупность индивидов» означает «болельщики». Футбол то есть для болельщиков. Ну наконец-то.

    Широка страна моя родная

    Мне очень жаль покинувшую премьер-лигу команду «Тосно» (играющая ведь была команда, и ребята бились), не удивлюсь даже, если с ней и вовсе придется проститься, но... это всего лишь справедливо. Областной клуб служил слабенькой иллюстрацией к легендарной песне «Широка страна моя родная». От Тихвина до Новгорода Великого с заездами в Санкт-Петербург. Осталось только понять, почему названа была при рождении команда в честь симпатичного небольшого городка Ленинградской области, но, видимо, это так и останется тайной.

    Словом, с вылетом «Тосно» обстановка нормализуется? Да какое там?! Потрясающие стадионы выстроены в стране! Чемпионат мира завершится, арены останутся, вот он — новый мощный импульс для развития футбола в стране!

    Ан нет, свято место не бывает пусто. В честной, подчеркну, спортивной борьбе путевку в премьер-лигу завоевал красноярский «Енисей». Расширяется матушка РФПЛ от Волги («Крылья Советов») до Енисея, получается. Впрочем, Томск на берегах Томи, а Тюмень и Екатеринбург связаны с притоками Тобола. Это я к тому, что красноярский клуб собирается выступать в этих городах по меньшей мере в течение первой половины чемпионата России.

    Домашняя арена «Енисея» — стадион «Центральный». Именитое сооружение, здесь был проведен первый в истории отечественного регби еврокубковый матч. И не в том беда, что ирландцы тогда разгромили хозяев. Хуже то, что стадион давно закрыт на реконструкцию. Которая, без сомнения, пойдет арене на пользу, ведь ее ко Всемирной универсиаде готовят. Соревнование завершится в конце марта следующего года, так что «Енисею» предстоит скитаться по бескрайним просторам Сибири и Урала больше половины времени, что продлится чемпионат. А в сезоне минувшем коллектив Дмитрия Аленичева принимал соперников в крытом красноярском манеже. Может, и хорошо, с учетом климатических особенностей региона? Да как сказать. Вместимость манежа — 3000 зрителей. После того как в Махачкале «Енисей», проиграв, оформил путевку в РФПЛ, в клубном «Твиттере» появился шуточный призыв к болельщикам отметить триумф как положено. Красноярск откликнулся и, как утверждают местные телекорреспонденты, гулял до утра, с сибирским размахом. Город, напомню, с более чем миллионным населением. Футбольный манеж, вмещающий 3000 зрителей, — это разве нормально для такого мегаполиса?

     

    В РФПЛ без своих поклонников

    И кстати, о честной спортивной борьбе. ФНЛ разрешила «Енисею» принимать соперников в крытом манеже. Тут к клубу никаких претензий нет и быть не может. Вот только у соперников осадочек остался. У них-то опыта выступлений в манеже нет вовсе. А красноярцы там и играют, и готовятся. А ведь футбол под крышей — совсем другая игра, как утверждают друзья мои — зенитовцы восьмидесятых, немало матчей в СКК проведшие. Где, спрашивается, справедливость, где равные для всех условия?

    Ладно, то дела недавно минувших дней. «Енисей» рвался в РФПЛ, мог еще год назад выйти с Андреем Тихоновым, чуть-чуть не хватило. Сейчас свершилось. Однако в РФПЛ возможность играть в манеже даже не рассматривается. Попутно задамся вопросом: с учетом довольно широкого обмена клубами между двумя этими сильнейшими лигами нашего футбола не слишком ли велика разница в подходах, в трактовке регламента и правил проведения соревнований?

    Признаюсь честно, я обеими руками за расширение географии нашего футбола, за появление в его элите самобытных команд. Но все-таки с непременным соблюдением правил, регламента и этических норм.

    Футбол, как мы условились, для болельщиков, это аксиома. А Сибирь, как мы помним, велика. И при всей любви красноярцев к своей команде мотаться массово за «Енисеем» в Екатеринбург (2400 км), Томск (582 км) и Тюмень (2100 км) они не смогут. В лучшем случае единицы. И в таком формате больше половины чемпионата. Это означает, болельщики — побоку. А зачем тогда нужна эта сибирская сказка?

    Мне могут резонно возразить: Универсиада — дело государственное, важнейшее. Полностью согласен. Не руководители футбольного клуба «Енисей» ее приглашали. И не они закрывали стадион на реконструкцию в эти сроки. Тоже верно. Так что же, искусственно застопорить развитие клуба, запрещать команде выигрывать, биться?

    Ждем вердикта властей

    А вот это вопрос уже не к журналисту. К властям города и края. Им же, кстати, и клуб принадлежит, хотя на официальном сайте эти вопросы преимущественно обходятся. Возможно, ускорить реконструкцию. Возможно, возвести новую арену. Стадион «Центральный», кстати, не чисто футбольный. И реконструируют его так, чтобы потом можно было и соревнования по легкой атлетике проводить. Трибуны на 22,5 тысячи зрителей.

    Как могли в промышленном красавце миллионере Красноярске решить эту проблему, я не знаю, но уверен, что могли. Но стоит ли надрываться, если и так прокатит? Обделенными останутся болельщики, в любви и верности к которым у нас повсеместно (отнюдь не только в Красноярске) принято клясться через слово. Как минимум две трети домашних матчей «Енисея» в дебютном сезоне в премьер-лиге они увидят по телевидению. Лишенному опыта дебютанту явно будет не хватать их поддержки.

    Всем этим решено пренебречь. Или пожертвовать, неведомо во имя чего. Впрочем, последнее слово все же за РФПЛ, за ее руководством и за руководством РФС.

    Для кого они играют?

    Предвижу и довольно резкие «аргументы» в мой адрес в стиле: «А тебе какое дело?»

    Я, не скрою, болельщик «Зенита». Но и всего российского футбола! И эти команды-призраки, команды-фантомы, команды-бомжи (сколько их было, начиная со вполне столичных «Асмарала», «Интерроса», «Спартака-Чукотки», современнейшего «Арарата», «Москвы», «Сатурна»; родных и близких мне «Руси», «Питера», «Петротреста», «Тосно»; «Жемчужины» с «Текстильщиком»...) наш футбол не только не красят, они наносят ему ущерб, причем не только имиджевый.

    И поэтому призываю я всего лишь к обстоятельному разговору и обсуждению проблемы, наличие которой бесспорно. Но не только в закрытых кабинетах РФС и РФПЛ. Непременно к открытому разговору.

    Футбол, понятное дело, не бизнес. Был бы бизнесом, кому бы в голову пришло гонять собственных болельщиков за тридевять земель или вовсе без них играть?

    Но футбол все же для нас с вами. Для потребления нами же. Или я ошибаюсь?

    Слова

    «Когда мы проходили процедуру лицензирования, в качестве существенного доказательства того, что мы можем представлять РФПЛ, было то, что у нас есть вполне четкий дедлайн по реконструкции Центрального стадиона. Мы прекрасно понимаем, что у «Енисея» будет обновленный Центральный стадион с необходимыми критериями. Мы ожидаем, что Центральный стадион будет сдан в эксплуатацию осенью. Постараемся сделать так, чтобы сначала у нас был максимально выездной календарь. Это вынужденная мера, но не отказываться же нам от РФПЛ? Безусловно, бюджет должен быть раза в три больше — порядка 1 млрд руб. Это бюджет клуба РФПЛ, который даже не борется за высокие задачи. Наша задача в дебютном сезоне — сохранить место в премьер-лиге».

    Денис Петровский, спортивный директор ФК «Енисей» в интервью красноярской телекомпании ТВК

    Использованы фото: РИА «Новости»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»