-
Генеральный директор «Спартака» Сергей Шавло: Федотов знал, что его сменит Черчесов
13.12.07 16:03
В спартаковском офисе на Покровском бульваре жизнь кипит. Конец года сродни чрезвычайной ситуации: налоговые отчеты, сверки, проверки — реалии межсезонья для административного аппарата клуба. У Сергея Шавло тоже работы навалом. Чтобы попасть к нему на прием, приходится дожидаться окончания совещания. Но за терпение воздается: вместо оговоренных тридцати минут мы беседуем ровно час.
Отдых лишь подразумевается
— Сезон практически завершен, а у вас здесь аврал…
— «Практически» еще не значит «завершен». Команда уходит в отпуск только 19-го, а у руководства нет отдыха, потому что существуют дела, которые не могут ждать. Трансферные вопросы надо решать постоянно: кто-то уходит из клуба, кого-то необходимо приобрести.— И все же без «взгляда в историю» никак не обойтись. Дайте оценку прошедшему сезону.
— Мы делили задачи этого года на максимальную и минимальную. Достичь удалось только минимальной: заняли второе место, позволяющее участвовать в будущем году в Лиге чемпионов, и пробились в весеннюю стадию Кубка УЕФА. Нам не покорились ни первая строчка пьедестала, ни выход из группы в Лиге чемпионов, поэтому сезон удачным никак не назовешь. Я оцениваю его лишь как удовлетворительный.— Примерно год назад мы сидели с вами в этом кабинете, подводили итоги сезона и пытались заглянуть в будущее. Вы обрисовывали радужные перспективы и говорили, что тот чемпионат был плацдармом для шага наверх. Почему этот шаг не был сделан?
— Причин этому много, и прежде всего это смена тренера. Никто не думал, что в мае придется идти на столь кардинальные пертурбации. Но из-за отсутствия приемлемых показателей пришлось сделать этот шаг. После второго серебра мы надеялись, что пойдем по восходящей. Увы, этого не произошло. Здесь сказались и смазанная подготовка к сезону, и сложные матчи, которые порой выбивали из колеи, как, например, игра на Кубок России с «Сибирью», в которой мы потеряли нашего ведущего форварда. Но в итоге из сложной ситуации нам все же удалось выйти с честью. Где-то в нужный момент смогла проявить себя молодежь, где-то играли на жилах и на финише были как никогда близки к первому месту.— Появление у руля Станислава Черчесова было лишь вопросом времени?
— Мы прекрасно знаем этого человека, его характер. Он дал коллективу именно то, чего ему не хватало: дисциплину на поле и в быту, бойцовский характер. Команда сплотилась. Второй круг подтверждает мои слова. Нам пришлось столкнуться с многими трудностями, в том числе психологического характера: игры с ЦСКА, «Локомотивом», «Селтиком», «Сатурном». Но какие бы удары ни выпадали на долю ребят, они не расклеились, бились до конца.— Вы заговорили о молодежи, которая проявила себя в этом сезоне. Кого из них вы могли бы назвать открытием?
— Особого внимания заслуживают Прудников и Дзюба, которые и клубу помогали, и хорошо проявили себя в составе «молодежки». Меня порадовал Андрей Иванов. Парень всем доказал свою состоятельность. Мы связываем с Андреем большие надежды. Если он и дальше будет расти, то «Спартак» получит еще одного хорошего игрока.Роковые результаты
— Какие выводы необходимо сделать сейчас, чтобы в будущем году завоевать-таки золото?
— В первую очередь выводы должны сделать ребята — они выходят на поле. Что касается нас, то мы делаем все от нас зависящее для их успешной игры. Но раз нет результата, то, видимо, и у руководства были какие-то промахи. Мы постараемся, чтобы эту предсезонку команда отработала качественно и профессионально, хотя игры опять начнутся очень рано. Но теперь у нас есть прошлогодний опыт работы в такой ситуации, и тренерский состав внесет необходимые коррективы. Кроме того, команда должна научиться побеждать в играх с клубами, находящимися статусом ниже. Именно этого «Спартаку» не хватило. Я хорошо помню поединок с Нальчиком, когда мы проигрывали 0:2 и в итоге еле добыли ничью. Было очень обидно, все переживали.— А уж как переживали после встречи в Раменском…
— Это был матч-невезение. Команда имела моменты, которые надо было использовать, но в итоге всего лишь ничья. Конечно же, на завершающем этапе чемпионата этот результат стал для «Спартака» роковым.— Наверное, вдвойне обидно уступить «Зениту» чемпионство, имея явный перевес в личных встречах?
— Таков футбол: можно выигрывать у лидеров, но терять очки в матчах против слабых команд. Кстати, подобный вопрос был задан мне на встрече с болельщиками два года назад, когда мы впервые взяли серебро. Люди сетовали на то, что мы тогда плохо играли с лидерами. Я ответил, что за победу даются три очка, у кого бы ты ни выиграл. В этом году обратная ситуация: кроме «Локомотива», мы хорошо сыграли с лидерами, бились, выкладывались. Но раздавали очки «Амкару», «Лучу-Энергии», «Спартаку» из Нальчика… Оглядываясь назад, задумываешься порой: как мы могли не выиграть у них?! Ведь команды были изначально проходимые!— Как вы считаете, если бы Станислав Черчесов начал работать с командой с предсезонной подготовки, мог ли «Спартак» выступить лучше?
— Задним умом мы все крепки. Может, и мог бы, но надо отталкиваться от реальной ситуации. Следующий сезон ответит на ваш вопрос. У Черчесова будет полный цикл подготовки, и он сможет проявить весь свой тренерский талант. Сейчас однозначно можно говорить лишь о том, что многое он уже улучшил: в «Спартаке» теперь все подчинено результату.«Спартак» не «Интер»
— Черчесов принял команду в сложный для нее период. Вы ожидали, что у него с ходу все получится?
— Мы надеялись на это, ведь когда принимали его на работу, учитывали определенные факты. Черчесов — молодой тренер, имеющий опыт работы за рубежом, спартаковец, хорошо знающий команду. Именно поэтому остановились на его кандидатуре. В то же время понимали, что он долгое время находился за рубежом и не знает наших «законов». Ведь не секрет, что существуют определенные правила игры. Ему необходимо было разобраться в этом, привыкнуть, поэтому он пришел в команду на должность спортивного директора и ознакомился с ситуацией. Но хочу подчеркнуть, когда мы ставили у руля Федотова, то он знал, что у него за спиной Черчесов, который рано или поздно все равно займет эту должность. Такова уж тренерская стезя: люди должны быть к этому готовы. Зато у Станислава Саламовича все было перед глазами, и когда он взялся за дело, то прекрасно знал все нюансы, фронт работы и недочеты, которые надо было исправить.— Имел ли он право на раскачку?
— Да. Даже право на ошибку, хотя осечка осечке рознь. Есть ошибки, которых нельзя было избежать. Мы предвидели, что могут возникнуть сложности, важно было то, как Черчесов будет с ними справляться. Могу сказать, что мы не ошиблись в тренере, он действовал так, как было необходимо.— Однако «Спартак» не выполнил задачу. Значит, не все было сделано правильно?
— Были объективные причины: смена тренера, повальный травматизм игроков, ведь некоторые матчи мы проводили без пяти основных футболистов. Травмы — это вообще отдельная тема. Мы пытались разобраться, почему возникла такая ситуация. Может, это медицинский пробел? Но сам характер повреждений указывает на то, что они происходили из-за перегрузок. Сезон начался очень рано, и на отдельных футболистов выпали просто колоссальные нагрузки. Главное, сейчас вся информация у нас есть, будем разбираться, почему так произошло и как избежать повторения подобного в дальнейшем.— И как же избежать?
— Анализировать объем нагрузок, которые получают игроки, пересмотреть систему подготовки к сезону. Этими вопросами необходимо заниматься уже сейчас. На отпуск ребята получат индивидуальные задания, например определенную беговую программу, чтобы выйти из отпуска не с нулевым багажом кондиций, а хотя бы с шестидесятипроцентным.— Не планируете решить проблему травм увеличением скамейки запасных?
— Увеличение всегда должно быть направлено на качество, а не на количество. Наш путь — создание конкуренции за счет молодых игроков, которых поставляет наша школа. Сейчас мы не можем пойти по пути «Интера», который имеет бюджет в 180 миллионов евро и 26 «сборников» в составе. Я считаю оптимальной цифру 18, причем из этих восемнадцати человек шесть — молодые конкурентоспособные футболисты.— Я помню, в нашем прошлогоднем интервью вы называли такую же цифру. Травмы этого сезона не изменили вашего мнения?
— Не бывает каждый год по 10–12 травм. Это стечение обстоятельств. Обычно подобное происходит в годы чемпионатов мира и Европы. Возьмем, к примеру, Калиниченко. Максим почти весь сезон не играл, и нельзя сказать, что на него выпала сумасшедшая нагрузка. Затем его стали ставить в состав и вызвали в сборную. Именно тогда он и получил повреждение. У Йиранека другая ситуация: мы знали, что у него проблемы с ахиллами, и планировали лечить консервативно, без операции. Но он провел несколько игр, а боли не проходили — пришлось отправлять его к хирургам. Штранцль выбыл из строя после сборной. В национальную команду он приехал, уже имея проблемы со здоровьем, но доктора разрешили ему тренироваться через боль, сказали, что в футболе это нормально. В итоге лечение Мартина затянулось. Надеюсь, в следующем году таких эпидемий не будет.От Шишкина ждали спада
— Второй год команду преследуют проблемы в обороне — на сей раз из-за травм. Отсутствие сыгранности не раз сказывалось на результате.
— Да, проблемы были, но это стечение обстоятельств. Если в прошлом сезоне команда в обороне действовала плохо, то в нынешнем защитники играли стабильнее, хотя их сочетания менялись слишком часто. Два центральных защитника в идеале должны практически весь чемпионат играть вместе, а у нас через два-три матча все менялось. Жедер, например, долгое время играл с травмой, на пределе, да еще в разных сочетаниях. Штранцлю постоянно приходилось менять позиции на поле. Но ребята с честью выходили из ситуации.— А тут еще Роман Шишкин провел не лучший сезон...
— В прошлом сезоне Роману раздали много вистов, поэтому ему необходимо было пережить «народное признание». От него ждали многого: прогресса, выхода на новый уровень, но некоторые матчи он сыграл не так, как нам хотелось бы. Хотя в концовке чемпионата его показатели стабилизировались. Откровенно говоря, мы ожидали спада в его игре, хотя надеялись, что все-таки удастся этого избежать. Но нет худа без добра: мы попробовали на его месте Паршивлюка, и парень доказал, что у него есть будущее.— Проходила информация, что «Спартак» ищет левого защитника. Уже есть варианты?
— После ухода Родригеса мы имели проблемы слева. Нам нужен человек, который четко играет от обороны. Был ряд вариантов, планировали произвести покупку раньше, но кандидаты хотели, чтобы клуб выступал в Лиге чемпионов. Поэтому вопрос застопорился, и мы сняли с трансфера Шоавэ. Затем стали привлекать Иванова. Сейчас поиски возобновлены, поскольку нам нужен на этой позиции игрок топ-уровня, «сборник». С несколькими кандидатами ведем переговоры.— Черчесов сам кого-то предлагает или рассматривает варианты, которые предоставляет селекционный отдел?
— Обычно бывает так: он приходит и говорит, что ему нужно усилить такую-то позицию, селекционеры начинают искать варианты, которые затем обсуждаются с главным тренером. Реже Станислав Саламович сам называет понравившегося игрока, и по нему ведется работа.— Планируется ли покупка на место ушедшего Торбинского?
— Посмотрим, как проявит себя Горбатенко. Этот игрок является чемпионом Европы 1989 года. Быстрый, техничный, думающий. Очень подходит нам по стилю, но мы купили его на перспективу. Калиниченко тоже не может закрыть эту позицию, поскольку выйдет на свой уровень не раньше апреля. Есть еще Ковальчук, но нам хотелось бы серьезно укрепить эту позицию.— Много ли потерял «Спартак» с уходом Дмитрия?
— Это покажет следующий год. Если раньше Дима играл с большими перепадами, то по итогам этого сезона он вошел в тройку лучших футболистов нашей команды. У нас нет претензий к его работе, он доказал, что стал профессионалом. Мы неоднократно предлагали ему продлить контракт на лучших условиях, но он просил подождать до конца сезона. Видимо, уже были договоренности на стороне. Будь иначе, Дмитрий не стал бы затягивать процесс, ведь все хотят уверенности в будущем.— По-человечески его можно понять…
— Наверное, ведь карьера футболиста пролетает очень быстро, и необходимо заработать на дальнейшую жизнь.— Руководство команды намерено перезаключить ряд контрактов с ведущими игроками. С чем это связано?
— Если футболист вышел на новый уровень, то мы считаем, что он заслужил повышения оплаты своего труда. Увидели прогресс — предложили улучшить условия контрактов. С Черчесовым такая же ситуация: у него был начальный контракт. Мы поняли, что человек профессионально работает, приносит большую пользу команде — и будем теперь увеличивать сумму зарплаты.Москва
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»