-
Генеральный директор «Петротреста» Валентин Белавин: «Морозов — тренер советской школы, деньги его не интересовали»
Персона21.12.12 15:56
«Один город — одна команда» — слоган, отразивший всю суть происходящего в петербургском футболе. За большими победами «Зенита» мы не видим (или не хотим видеть) разрушение городского футбола. С пафосом рассказываем о лучших в стране детских школах, мол, питерскими воспитанниками можно укомплектовать сразу несколько добротных команд. На деле же получается иначе…
На прошлой неделе в редакции «Спорта» побывал генеральный директор ФК «Петротрест» Валентин Белавин. В завершающей части нашего разговора мы вспомнили питерские «Локомотив» и «Динамо». Почему бело-голубые так и не сыграли в Лиге чемпионов? Возможен ли новый альянс «Динамо» и «Петротреста»? Какой была зарплата у Юрия Морозова? Каким образом можно реформировать ФНЛ?
В Баксане можно было сыграть в «стеночку» с болельщиком
— Валентин Викторович, ваша биография — полная противоположность современным гендиректорам российских футбольных клубов. Вы человек футбольный и даже хоккейный до мозга костей, как говорится.
— В футбол я начал играть в знаменитом 1966 году, когда наша сборная с зенитовцем Василием Даниловым стала бронзовым призером чемпионата мира. Мне тогда было 12 лет, я впервые вышел на поле в детской команде на первенство города. Играли на «Динамо», на гаревом поле, которое до сих пор живо.Потом окончил Институт имени Лесгафта, отслужил в армии и пришел работать в коллектив физкультуры Усть-Ижорского фанерного завода. В то время тренером было очень тяжело устроиться! Это была почетная, уважаемая профессия. Меня в 23 года по имени и отчеству называли! Я в команде работал тренером, администратором, начальником. Все это пригодилось в будущем.
— К слову, мало кто догадывается, что вы до последнего времени выходили с судейским свистком на лед и на поле. Почему не сложилась судейская карьера в профессиональном футболе?
— Бывало, что судьи не приезжали на матчи, когда играли далеко от города. Приходилось их заменять. Потом съездил на семинар, получил категорию и начал судить. Когда я отсудил на зимнем турнире в 1992 году, меня пригласили работать администратором в «Локомотив». Хотя возможность судить на уровне первой-второй лиги была. Меня рекомендовали на первенство страны в числе прочих. Но я решил, что в административной работе больше перспективы. Хороших судей-то в Питере тогда было много. Левников, Безубяк, Румянцев, Лапочкин…— А чем еще приходилось заниматься генеральному директору клуба ФНЛ? По жизни вы не офисный человек, согласитесь...
— Когда я уходил работать в «Локомотив», занимал солидную должность. Начальник снабжения на колбасном заводе. В те времена это было о-го-го! Я все что угодно мог достать. Футболисты «Зенита» многие обращались. Мог бы спокойно там остаться, но не променял футбол на колбасу (смеется).— Питерский «Локомотив» вполне мог стать второй силой в городе. Все-таки никакие экономические потрясения и коллапсы никогда не отменят железную дорогу.
— Команда начиналась как «Локомотив-Витебский». Там начальником отделения железной дороги работал Валерий Иванович Ковалев. Он поддержал команду, собрали ребят. Это был 1991 год. Состав подобрался приличный, даже начиная с КФК. Толя Давыдов, Юра Герасимов, Сергей Веденеев, Алексей Степанов. Играли на запасном поле стадиона Кирова. Нынешних строгих ограничений тогда не было. Потом пришел мощный спонсор — «Евросиб». Появились деньги, из Грузии пригласили тренера Гиви Нодию. Но клуб оказался оторван от питерских корней. Все руководители стали иногородние. У них не было входа в Федерацию футбола или в Спорткомитет.Потом пришел новый министр путей сообщения и сделал очень разумную, на мой взгляд, вещь. Разделил весь железнодорожный спорт по участкам. Футбол получала Москва. Хоккей — Ярославль. Волейбол — Белгород. Баскетбол — южный регион. Питер же остался без поддержки. В «Евросибе» тоже начались проблемы, там три владельца разделили бизнес. На этом «Локомотив» приказал долго жить.
— Сразу почувствовали все прелести российского футбола лихих девяностых?
— Иногда открытым текстом говорилось: нельзя занять первое место. Сейчас очередь «Сатурна»… Обстановка сложилась криминогенная, особенно на Кавказе. Многие клубы должны были по календарю летать в Грозный, когда там уже война начиналась. Мы не полетели в свое время.— Были случаи, что в раздевалку приходили молодчики и требовали обеспечить результат?
— В мою бытность такого не было. Но на судей воздействовали. Их пугали, угрожали. Бывало, что ты выигрываешь 2:0, а во втором тайме тебе делают все, чтобы ты проиграл 2:3. Любой пенальти поставят. У нас в зоне была такая командочка — «Автозапчасть» из Баксана. У них начальник команды — глава местной милиции. Там поле обтягивали оградительной лентой и в метре стояли болельщики. От них можно было как от «стеночки» отыгрываться (смеется). Судья не свистит, потому что понимает: начальник команды — глава милиции.«Динамо» получило карт-бланш от МВД
— Пожалуй, самый громкий проект в питерском футболе — «Динамо» Сергея Амелина — не обошелся без участия Валентина Белавина. Валентин Викторович, почему же не заиграл гимн Лиги чемпионов для бело-голубых?
— Амелин начинал заниматься мини-футболом. Была хорошая команда «Стройимпульс». Мы вышли в высшую лигу уже под названием «Единство». Всю эту структуру курировал глава МВД Борис Грызлов. Впрочем, в мини-футболе ставку сделали на московское «Динамо», пригласив туда Константина Еременко. Футбольное же «Динамо» получило в Питере карт-бланш от МВД. Мы легко прошли вторую лигу и в первом дивизионе ставили максимальные задачи. Помню первую игру на «Петровском» с «Томью». Семнадцать тысяч зрителей собралось! В vip-ложе первые лица города, Грызлов из Москвы приехал. Увы, смазали мы старт («Динамо» уступило 1:3, не реализовав по ходу игры два пенальти. — «Спорт»).Почему не заиграл гимн? Меня уже не было в клубе. Но все прекрасно знают, что случилось. Первые лица «Динамо» хотели войти во власть. Но на выборах губернатора победил другой кандидат, и финансирование сразу перекрыли.
— У Амелина — крутой нрав?
— Амелин очень амбициозный человек. Ему все надо было выиграть. Сейчас мы с ним особо не общаемся, мы и раньше-то не очень близки были. Я знаю, что он по-прежнему футбол в душе любит. Когда я у него работал, были обязательные занятия в Можайке. Все сотрудники должны были приходить два раза в неделю, во вторник и четверг. Кто не приходил — 50 долларов штраф!— Говорят, что в «Динамо» того времени зарплаты были на уровне премьер-лиги?
— У Амелина я получал 1500 долларов. В «Петротресте» — 12 тысяч рублей (смеется). Но ушел, чтобы уйти. Со мной плохо поступили в «Динамо», но я такой человек — зла вспоминать не буду.— Чем сегодня занимается Сергей Николаевич, вы поддерживаете отношения?
— Давно не виделись. Он по-прежнему возглавляет компанию «Стройимпульс», играет в футбол. Когда пошел разговор о возрождении «Динамо», Амелин тоже этим занимался. Говорили, что подготовят базу, а потом команду. На стадионе «Динамо» можно было основное поле сделать игровым, постелить искусственное покрытие, трибуны к нему подставить. Но денег у них как таковых не было. Они могли кого-то привлечь, но сами содержать команду не смогли бы.У Ткаченко стулья летают, как у Фергюсона
— Между прочим, динамовский бренд до сих пор никем не занят в Петербурге. В руководстве «Петротреста» не обсуждается вариант вновь примерить ромбик?
— У нас контракт с ЦС «Динамо» закончился три года назад. Они сделали ставку на брянское «Динамо». Первоначально планировали поддержать обе команды, но потом решили, что в Петербурге «Зенит» не перебить, а в Брянске альтернативы нет. Считаю, что ошиблись. Руководство брянского клуба неправильно распорядилось средствами. Получилось то, что получилось. Хотя вылететь в 2010-м должны были они, а не мы. Видимо, тамошние аферисты быстро распихали полученные деньги и о будущем не думали.— «Динамо» — очень заманчиво! Сейчас спорткомплекс на Крестовском преобразился. И поле появилось, и определенная инфраструктура, да и дополнительных инвесторов под легендарный бренд проще было бы привлечь.
— Красивый бренд, исторический. Кто же спорит! Раньше все динамовские команды принадлежали к одной структуре, они были везде, по всей стране. Общество — сильное, одних добровольных взносов сколько собирали!Но кто сейчас будет поддерживать «Динамо»? Поэтому я говорю, что основная структура у клуба должна быть государственной. Как вокзал. Он никуда не денется, он в любом случае будет билеты продавать и иметь доход. Вам, конечно, лучше на эту тему поговорить с Леонидом Цапу. Я могу высказывать исключительно свое личное мнение. Не мы должны идти на сближение с «Динамо», но если такое предложение поступит, то отказаться будет тяжело…
— За прошедшее десятилетие «Петротрест» поменял много тренеров, но, полагаю, самой колоритной личностью был Юрий Андреевич Морозов. Как в 2003-м клубу удалось уговорить мэтра?
— У нас под вопросом было попадание во вторую лигу. Мы заняли в КФК второе место, проиграв одно очко «Пикалеву». Зимой выиграли зимний турнир МРО «Северо-Запад». После окончания финального матча пообщались с сыном Юрия Андреевича (Сергей Морозов занимал должность заместителя генерального директора МРО. — «Спорт»). Он и поведал, что отец болеет, сильно переживает, нуждается в работе. Без футбола ему тяжело. Из «Зенита» Морозова тогда «подвинули». Юрий Андреевич встретился с Цапу, и они быстро договорились.— Юрий Андреевич поставил какие-то условия?
— Морозов вообще о деньгах не говорил! Он тренер советской школы, ему главное — футбол. Андреичу нужна была четкая цель, за которую он берется и идет до конца. У нас он получал чисто символическую сумму — $2 тысячи. Даже десять лет назад это были скромные деньги. Юрий Андреевич активно взялся за дело, бегал на поле, носился со всеми вместе, возил команду на сбор в Финляндию. Как будто в команде великие мастера, как будто это «Зенит». Но его болезнь прогрессировала и помешала работать.— Нынешний тренер «Петротреста» Леонид Ткаченко хотя и не коренной питерец, но, на мой взгляд, полностью отвечает философии клуба. Леонид Иванович раскрыл уже столько игроков — в Харькове, в Шепетовке, в Калининграде, в Саратове…
— Надо видеть, что Ткаченко творит в раздевалке. Стулья летают, как у Алекса Фергюсона. Только прячься. Футбол для него — жизнь. Он берет игроков на страх. Когда футболисты относятся к игре разгильдяйски, от него чего только не услышишь. Иногда перегибает, но это рабочие моменты.Сыграйте Кубок РФПЛ россиянами!
— ПФЛ приказала долго жить, на смену пришла друга аббревиатура — ФНЛ. Произошла банальная смена вывески или существуют положительные тенденции?
— Позволю углубиться в историю. В свое время был на том историческом собрании, когда Виталий Мутко собирался отделяться от ПФЛ, организовав новую структуру — премьер-лигу. Я тогда представлял «Динамо» и резко выступил: «Сейчас в наших командах играет по три легионера (это был конец 2001 года), а пройдет насколько лет, и на поле будут выходить три россиянина!» Видите, слова оказались пророческими. В РФПЛ сейчас засилье иностранцев. Играют по трое русских в составе плюс один украинец с паспортом или белорус. У меня есть такое предложение: сыграйте Кубок России одними россиянами. Это не дискриминация. В свое время существовал Кубок РФПЛ. Создайте его и сыграйте одними русскими. Наберется ли одиннадцать на каждую команду? Не уверен!Что касается образованной ФНЛ… Сейчас при переходе из второго дивизиона в ФНЛ разница колоссальная. Многое делается, Кубок ФНЛ проводится. Очень жесткие требования, во второй лиге требования намного проще.
Я уважаю Толстых, он жесткий, но справедливый человек. Его обвиняют, что он слабый коммерсант, но нельзя быть коммерсантом и футболистом одновременно. Когда ПФЛ исчезла, второй дивизион оказался никому не нужен. Его проводил департамент по проведению соревнований. Сейчас ПФЛ снова восстанавливается. Она не была закрыта. Просто в свое время шла борьба за власть. Толстых стал кому-то неугоден. С сезона-2013/14 соревнования для клубов второго дивизиона снова будет проводить ПФЛ.
— Когда мы говорим про первый дивизион (не в названии суть дела), то подразумеваем гигантские расстояния, которые покрывают клубы, — от Калининграда до Владивостока. Как в «Петротресте» решается вопрос перелетов? Вы пользуетесь чартером или подгадываете обычные рейсы?
— Пользуемся услугами фирмы. Там директор Сергей Рудаков, сам бывший футболист, играл за «Смену». Он всегда помогает футбольным командам. Если нет прямых рейсов в нужное время, они подгоняют нам удобные пересадки. Чартерами не пользуемся. Это очень дорого. Летаем, как все пассажиры. Часто через Москву.— Разделить лигу по региональному принципу — не выход из ситуации?
— Мое личное мнение — выход! И решение это назрело давно. До Урала — одна зона. После Урала — другая. По одной команде выходят в премьер-лигу. Ведь если поднять статистику, то видно, что стабильно поднимаются наверх команда с одной стороны Урала и команда — с другой.В питерском футболе нужна вертикаль
— Что дальше, Валентин Викторович? Надо как-то двигаться вперед? Или две команды в премьер-лиге для Питера перебор?
— В питерском футболе, на мой взгляд, должно быть три команды. Нужна вертикаль. Почему говорят, что «один город — одна команда»? Ведь есть гандбольная команда «Нева», которой тоже плохо помогают. Есть волейбол, баскетбол. В хоккей играют СКА, ХК ВМФ и «Серебряные Львы» со СКА-1946. Сейчас еще «Динамо» хотят сделать.К слову, мне обидно за СКА. В команде играют сплошные ветераны, воспитанники еще советского хоккея. Кто-то из-за локаута приехал. Они потом обратно уедут, а пацаны сейчас сидят на скамейках. То же самое в «Зените» получилось с Халком. У команды Лучано Спаллетти была быстрая командная игра вперед. Теперь, после прихода Халка, все стало тормозиться. Пока он качнет, пока под левую ногу переложит… А потерь у него сколько? И оббежать никого не может.
— Но ведь когда «Зенит» уйдет в чемпионат СНГ, «Петротрест» вполне может заполнить образовавшуюся нишу?!
— Понимаю, вы иронизируете… Но вопросы-то очень серьезные. Ведь разговоры пошли с самого верха! Дыма без огня не бывает. Сейчас надо навредить Толстых. Поэтому это делается.— Идея абсолютно бесперспективная?
— ФИФА отдает приоритет национальным федерациям. Австрия со Швейцарией хотели проводить совместный чемпионат, Бенилюкс хотел объединиться, но ничего не получилось. Можно проводить какие-то совместные турниры, но не национальный чемпионат. Как отреагирует тот же «Амкар», которому вдруг скажут до свидания? Такие города, как Ростов, будут принимать чемпионат мира. А их захотят выгнать из лиги? Сколько команд будет от каждой страны? Как это определять? Будут суперматчи киевское «Динамо» — «Спартак» и «Зенит» — «Шахтер». А остальные — нет. Что, зрители пойдут на какой-то «Арарат»? Никто не пойдет.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»