• Генеральный директор «Сибири» Лев Стрелков: «Минусов больше, чем плюсов»

    «Осень-весна»

    09.08.10 14:15

    Генеральный директор «Сибири» Лев Стрелков: «Минусов больше, чем плюсов» - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Вопрос о переходе на систему «осень-весна»  внесен в повестку дня очередного исполкома Российского футбольного союза, на котором, по словам Сергея Фурсенко, «должно быть принято» кардинальное решение. Если оно действительно будет принято, то это станет началом грандиозной перестройки всего футбольного хозяйства страны, ведь переводить на европейские рельсы придется не только премьер-лигу, но и первый со вторым дивизионы, то есть более ста профессиональных клубов. И переводить в авральном режиме, уже со следующего сезона.

    Лев Стрелков — один из немногих отечественных руководителей клубов, у кого есть опыт работы в низших дивизионах и в премьер-лиге. Разумеется, мнение генерального директора «Сибири» интересно и важно: о специфике турниров «там и тут» Лев Вячеславович знает не понаслышке.

    Однако наша беседа началась не с обсуждения злободневной проблемы, а с поздравлений: накануне «Сибирь» успешно дебютировала в Лиге Европы, одержав первую, а значит, историческую победу на международной арене.

     

    Две стороны медали

    — Спасибо за поздравления, — сказал Стрелков. — Но мы понимаем, что празд­новать пока рано: есть еще ответная игра. Счет 1:0 легкой прогулки на Кипр нам не гарантирует, но радует то, что мы выиграли, и то, что выиграли всухую.

    — Сейчас многие отмечают, что главное для команды, проводящей первый матч дома, не пропустить. Вы ставили такую задачу?

    — Конечно, ставили. Хорошо, что удалось ее решить. Это в какой-то степени повышает наши шансы.

    — Существует мнение, что реформа российского футбола затевается из-за вас. То есть из-за клубов, участвующих в еврокубках…

    — Не знаю, насколько это соответствует действительности. Если смо­треть под углом еврокубков, то и при нынешней системе проведения чемпионата у наших команд есть определенные преимущества. Например, то, что на ранних стадиях, даже несмотря на плотный график игр, можно выступать успешно. При условно равном классе команд мы находимся в предпочтительном положении, потому что пребываем в игровом тонусе, в то время как соперники только начинают выступать в своих национальных первенствах. Соответственно, есть возможность на ранних стадиях набирать большое количество очков. Анализировать, насколько российские клубы этим пользуются, мне трудно, поскольку нужно владеть цифрами, статистикой.

    По ощущениям — все-таки пользуются. С другой стороны, на более дальних этапах, скажем, в декабре, «осень-весна» предпочтительнее, потому что у зарубежных команд существует практика официальных игр, а у нас первенство к тому времени заканчивается. Хотя ЦСКА и «Зенит» доказали, что даже в таком режиме российские клубы способны конкурировать с лучшими европейскими, организуя сборы, товарищеские игры и так далее. То есть они на практике показали, что нормально подготовиться к декабрьским или февральским матчам, в принципе, возможно. Хотя, конечно, лучше в это время года проводить официальные матчи, ведь они ни в какое сравнение с товарищескими не идут. Если взять трансферную политику в преддверии Лиги чемпионов или Лиги Европы, то здесь «осень-весна» опять-таки предпочтительнее. В  целом же ситуация двоякая: где-то наша система проведения чемпионата лучше, где-то  — европейская. Но нужно четко разделять понятия: рассматривать переход на «осень-весна» под углом еврокубков  — это один аспект, в комплексе — совсем иной. Вообще-то, я на эту тему много раз высказывался. Признаться, иногда, читая потом свои интервью в  прессе, бывал неприятно удивлен, когда мне приписывали доводы и аргументы, которых я никогда не озвучивал.

     

    Манеж есть — манежа нет

    — Но вы ведь согласитесь, что главная сложность всей этой затеи в том, что перестраиваться придется всем миром, снизу доверху?

    — Мы сейчас находимся немного в  ином положении, чем большинство российских клубов. Во-первых, у нас скоро откроется крытый манеж. Во-вторых, «Сибирь» — клуб премьер-лиги, в-третьих, еще и участник Лиги Европы. Чтобы составить объективное представление, надо говорить с представителями клубов первой, второй, любительской лиг, что они думают по этому поводу.

    — Каких-то полгода назад «Сибирь» выступала в первом дивизионе, где своя специфика — спаренные выезды, игры в жестком графике, нет времени на нормальный тренировочный процесс… Если перенестись в то время, как бы отнеслись к переходу на систему «осень-весна»?

    — И тогда, и сейчас — отрицательно. На мой взгляд, минусов у реформы гораздо больше, чем плюсов.

    — Наверняка члены РФПЛ знают гораздо больше, чем известно широкой общественности. Можете прояснить, например, как и кем будет финансироваться проект грядущей перестройки? Возьмет на себя расходы федеральный бюджет или центр обяжет раскошелиться регионы?

    — Понятия не имею. Надо с каждым регионом отдельно разговаривать. Могу сказать, что у нас в Новосибирске решение о строительстве манежа, или, если официально, Регионального футбольного центра, было принято в 2005 году. Проектная вместимость — от трех до трех с половиной тысяч зрителей. Завтра нам могут сказать, что минимально допустимая норма — десять тысяч зрителей. Тогда, считайте, нет у нас манежа. Сколько всего таких манежей в стране, знаете?

    — Честно говоря, нет, но, скорее всего, мало…

    — Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать. А построить понадобится десятки.

     

    Единодушия не наблюдается


    — Еще одна проблема, о которой редко говорят: 90 процентов наших клубов находятся на финансировании краевых, областных, республиканских, городских администраций. Местные властные структуры составляют свои бюджетные планы на календарный год и определяют, сколько денег будет выделено на футбол. Получается, если перейдем на «осень-весну», команды смогут планировать расходы только на полгода?

    — Это не самая, я бы сказал, суровая проблема. Ведь есть виды спорта — баскетбол, хоккей, — которые финансируются в таком режиме. Каким-то же образом вопрос там решается? Думаю, к подобному распределению средств в регионах, где футбол является профилирующим видом спорта, за год-два адаптируются. То есть приведенный вами аргумент не самый веский.

    — Сергей Фурсенко сказал, что РФПЛ — за реформу, а ПФЛ — против. Наверняка вы общались с коллегами, неужели руководители клубов премьер-лиги в этом принципиальном вопросе столь единодушны?

    — Да нет, особого единодушия я  не заметил. Во всяком случае позиция «Рубина» и «Динамо», если говорить о топ-клубах, однозначно отрицательная. Дело все в том, что голосование в РФПЛ по поводу необходимости перевода  российского чемпионата на принятую в Европе систему «осень-весна» проводилось в прежние годы, но тогда это не было воплощено. Сейчас уже никто не голосовал, хотя многие, конечно, высказывали свою точку зрения, делились мнениями.

    — Фурсенко говорит о некой программе перехода, однако в открытых источниках информации ни саму программу, ни ее проект обнаружить не удалось. Не приоткроете завесу тайны: что это за документ такой?

    — Насколько мне известно, эту программу вроде бы в свое время разрабатывал московский «Локомотив». Но мне лично видеть ее не доводилось, соответственно, и комментировать нечего.

     

    По два стадиона на клуб

    — Новосибирск не самый южный город, и таких городов на российской футбольной карте немало. Представляете объем предстоящих работ, если курс на реформу будет взят?  


    — Я не теоретически, а практически это представляю, потому что прекрасно знаю, каково играть у нас в феврале. Для начала большинство полей надо перевести на синтетику. Вы думаете, мы просто так, исходя из какой-то другой мысли, предпочли искусственное поле натуральному? Травяной газон доброт­ного качества — это каждый раз нервы, каждый раз неопределенность: примут делегаты РФС и РФПЛ поле или придется отправляться на игру в другой город? Поверьте, это не самые радостные события и хлопоты. 


    — Кроме того, и для молодежных составов в морозную погоду придется искать площадки, чтобы они могли играть нормально? 


    — В этом плане синтетика тоже помогает. На искусственном газоне можно проводить и три, и четыре матча подряд. Другое дело, что все, кто работает в футболе, понимают: в идеале надо иметь два стадиона. Как у «Локомотива» сейчас — большая и малая арены. В случае чего резервная поляна, пусть и менее вместительная, очень нужна. На начало и на конец чемпионата, чтобы не ставить под угрозу срыва матчи. Однако современные реалии таковы, что не все могут себе такое позволить. Мы тоже затеяли в городе строительство нового стадиона — чисто футбольного с натуральным газоном. Из-за известных финансовых катаклизмов строительство затормозилось, и пока точно неизвестно, когда оно возобновится. Вот и приходится и летом на синтетике играть, на арене с беговыми дорожками. В любом случае, хочешь — не хочешь, в обозримом будущем клубам придется иметь по два стадиона. Понятно, что реформа — это в первую очередь мотивация: чтобы расшевелить регионы, чтобы в них в массовом порядке начала обновляться футбольная инфраструктура. Посыл понятен. А вот как регионы с этим справятся в сжатые сроки, надо спрашивать у руководителей на местах.

     


    Интервью из еженедельника "Спорт день за днем" №30 (4-10 августа)

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»