-
Гений футбола и Женский день
В СССР секса не было, но секс-символ в питерском футболе все же появился...08.03.19 21:23
«Как много девушек хороших», – радуется болельщик «Зенита» со стажем, окидывая взором почти до отказа забитый новый стадион на Крестовском. Ветераны помнят: так было не всегда. Еще в 70-е годы прошлого столетия на переполненном гигантском стадионе им. С.М. Кирова и дюжины женщин можно было не насчитать.
Позже мы узнали, что в те времена в стране секса не было, о секс-символе и речи быть не могло, да и термина такого не существовало. Но секс-символ в питерском футболе все же появился, хотя его, разумеется, никто так не называл.
Желудков, Желудков
Лихо усики носит,
Сердце рыцаря бьется
у Юры в груди.
Желудков, Желудков,
Если женщина просит,
Через «стенку» опять
Мяч в «девятку» всади…
Эту песню Ирина Селезнева исполнит в январе 1985 года под сводами Спортивно-Концертного Комплекса на чествовании «Зенита», ставшего чемпионом СССР.
Но женщины пришли на питерский стадион еще в 1980-м. Они шли на Желудкова. Женщины ценят красоту. Щеголеватый, усатый футболист был, бесспорно, хорош собою. Но не только знатоков и ценителей игры восхищала красота его футбола, она вдохновляла даже девушек, поначалу далеких от «Зенита» и его проблем. Слишком вдохновенно он играл. Казалось, он слышит какую-то влекующую его вперед музыку и подчиняется ей.
В его действиях сквозила какая-то необъяснимая легкость, порою даже демонстративная. Ему и в голову бы не пришло назвать футбол работой. Он играл. Всегда играл, но как! Вдохновенно и… с улыбкой, красиво. Раздавал фантастические передачи, после которых казалось, что у него вторая пара глаз на спине. Женщин всегда влечет таинство непостижимого. Вот он как забивает, как он попадает? Попроси его – он и сам не объяснит. А он и сегодня точно также попадает в ветеранских матчах за легендарный и неповторимый «Зенит»-84. Он забивал с игры и со стандартов, с подчеркнутой нагловатостью снимая паутинку с углов ворот. Великим многое по плечу и Юра начинает забивать с собственной, именной точки – точки Желудкова. Так определит ее Геннадий Орлов. Забив, он не крутил кульбиты, не устраивал кучу малу и вообще никакой бурной радости. Снисходительная улыбка, рукопожатие, ничего, дескать, особенного, из ряда вон выходящего. Ему откровенно шла эта чисто питерская легкая франтоватость. Она была в нем всегда, с ранней юности. Которую он проводил в «Динамо» и теперь никак не может вспомнить, за что ж его в 17 лет партнеры прозвали Старым. Девушки на 17-летнего Юру на стадион им. В.И. Ленина (впоследствии «Петровский») на матчи «Динамо» еще не ходили. Ходили единицы из числа фанатично преданных поклонников питерского футбола. Я помню совсем юного Желудкова и полагаю, что Старым его и прозвали за эту слегка снисходительную, добродушную самоуверенность.
Доброта – это тоже в нем накрепко, качество, которое было всегда. Поэтому в «Зените» всеобщий любимец Старый быстро стал Стареньким.
В нем есть, наверное, и что-то от Достоевского, Желудков – игрок. Таким уж родился. Я думаю, он был обречен стать великим в любой игре. Его невозможно обыграть в бильярд. В эпоху сборов, длившихся по 200 и более дней в году, бильярд был единственным легальным развлечением на базе, так что играли все, и играли умело. Обыграть Юрия Владимировича, тогда было невозможно, да и теперь тоже. Как, впрочем, и в карты, которые тогда к легальным развлечениям не относились, но из песни слова не выкинешь.
А вот выигрыши с товарищей по команде добрейший Старенький никогда не берет, отказывается. Ему сама игра в награду. А дружба дороже всего. Подколоть проигравших – это допустимо.
Его два гола Ринату Дасаеву в Москве в 1984-м – навсегда в анналах советского футбола. А Желудков просит журналистов перестать вспоминать их постоянно: «Мне перед Ринатом неудобно уже».
Обаятельному Юре нельзя было не поверить в самых щекотливых ситуациях. Однажды «Зенит» прилетел в Ташкент на матч с «Пахтакором», стояла изнуряющая жара. Футболисты искренне верили в те годы, что лучший способ борьбы с неизбежным обезвоживанием – шампанское. За день до матча Павел Садырин заглянул в номер к Желудкову и увидел, что хозяин и несколько игроков режутся в запрещенные карты. Тренер рванул в ванную, в которой обнаружил залежи шипучего напитка. Садырин готовил гневную речь, но Юра его опередил, сказав с обезоруживающей улыбкой: «Федорыч, не заводись, прости! Слово даю, порвем мы завтра этот «Пахарь»!» Был заключен устный договор, предусматривавший и очень серьезные санкции. Обошлось. Ведомый Желудковым «Зенит» выиграл в гостях – 4:1.
Его игру помнят и женщины, и мужчины. И сегодня, в какой бы город ни приезжал «Зенит»-84, болельщики жаждут увидеть Желудкова. И непременно приходят женщины, пусть и немного повзрослевшие с тех славных Юриных 80-х. Судьба, конечно же, не слепа. Таких совпадений не бывает. Красавец и баловень Фортуны, любимец женщин Юрий Желудков родился 8 марта, только так и должно было произойти!
И произошло ровно 60 лет тому назад. Поздравляю, Старенький, крепкого тебе здоровья и почаще выходи на поле, годы не властны над тобой!
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»