-
Геннадий Орлов: Я хотел играть за «Спартак», сейчас все хотят быть в «Зените»
Известный телекомментатор — о насущных проблемах российского спорта26.07.16 21:46
В преддверии старта нового сезона чемпионата России бывший советский футболист и известный спортивный комментатор Геннадий Орлов на пресс-конференции в ТАСС поделился мнением насчет актуальных футбольных тем, а также не забыл затронуть нашумевший допинговый вопрос.
О «Зените»
— Какой будет команда Мирчи Луческу? Мы это уже увидели в матче за Суперкубок с ЦСКА (1:0). «Зенит» очень перспективен и готовится играть в современный футбол. Команда быстра и физически хорошо готова. Роберт Мак показал себя положительно еще на Евро-2016, он, равно как и Жулиано, приверженец быстрого футбола. Мирча Луческу к этому и призывает. Кстати говоря, вспомните Петржелу. Его команда тоже показывала быстрый и атакующий футбол. И игроки при Петржеле расцветали.
Мирча Луческу пришел в «Зенит» и сразу поменял характер игры. Все рвутся вперед, стараются играть в одно-два касания. И если отдают мяч назад, то моментально стараются идти вперед. Это выигрышная позиция — болельщики любят такой футбол. Раньше футболисты не умели так играть. Для них лучше отдать мяч поперек и спрятаться. В «Зените» такой характерный игрок — Артур Юсупов. Проще отдать Халку, а он вытянет. Но сейчас даже он начал меняться и отдал голевой пас Жозе Маурисио в матче с ЦСКА. Юсупов не стал ничего подправлять и сразу прострелил в штрафную.
Поперечные передачи между защитниками — я не понимаю, что это за игра? Когда я играл, нам запрещали так отдавать мяч. Это при Спаллетти началось в «Зените». Игроки стали бояться рисковать и ошибиться. Но игра то от этого становится медленнее.
О лимите на легионеров
— Лимит на легионеров сейчас больной вопрос. В прошлом году Виталий Мутко лично «убил» «Зенит», ужесточив за неделю до старта чемпионата лимит на легионеров. Андре Виллаш-Боаш уже договорился с Жоао Моутинью и Фалькао! «Зенит» с этим усилением мог бы рассчитывать на большой успех в Лиге чемпионов. Это был удар по Петербургу, но в руководстве, надо отдать должное, никто не высказался негативно по этому поводу. Хотя Моутинью уже ехал в «Зенит», его как раз не хватало. Ладно, что Виллаш-Боаш еще привез к нам Эсекьеля Гарая и Хави Гарсию. За аргентинца сейчас многие клубы борются, но он может еще остаться в «Зените».
Я в свое время, помню, хотел играть за «Спартак». Тогда красно-белые были самым известным клубом страны, все хотели попасть в «Спартак». В 90-е все хотели перейти в «Спартак» Романцева. Потому что оттуда можно было уехать в Европу. А сейчас настала очередь «Зенита», куда также может в России перейти любой футболист. И это нормально. По игре в этом сезоне «Зенит» должен на голову быть выше всех внутри страны.
О чемпионате России
— Идею уменьшения количества участников не приветствую. Сейчас общий тренд — увеличение. Взять тот же Евро-2016. Стало больше матчей и команд — праздник стал ярче. Скандинавы уменьшили свои чемпионаты до 10 и 12 команд. К чему их это привело? Нас сейчас ожидает домашний чемпионат мира. Появятся 11 стадионов, полноценные базы и много отелей. Каждый город, принимающий турнир, станет центром футбольной жизни. И в этих городах надо продумать программы подготовки футболистов, организации школ, чтобы под взрывом популярности к футболу дать ребятам возможность стать футболистом. Сейчас мы теряем много поколений талантливых игроков. С 1988-го не можем выйти на Олимпийские игры, хотя выигрываем чемпионат Европы U-17, берем серебро Евро U-19. Молодые футболисты часто после выпуска из школы уходят из футбола, играют за команды бизнесменов на любительских турнирах. Почему они не становятся профессионалами? Слабая подготовка. Они не соответствуют уровню взрослого футбола.
Об Академии «Зенита»
— Насколько могу оценить ее работу? Тройка с минусом. Сколько выходцев из нее играет в команде сейчас? Ни одного! В этом плане «двойка». Но все-таки немало ребят уехали в другие команды. Надо хотя бы каждый год продвигать по одному игроку в первую команду. Мне кажется, Академии стоит объявить кастинг — пригласить тренеров со всей России. Потому что специалисты сейчас в Академии слабые, а на голландских специалистах уже обожглись. Сергей Галицкий, правда, пробует в краснодарской Академии сербов. Но пока какого-то прогресса тоже не видно. Думаю, в школах нужны отечественные специалисты.
О детском футболе
— Проблемы детей у нас идут от тренеров. Нет квалифицированных кадров. Ко мне как к заведующему кафедрой футбола в институте имени Лесгафта приезжают на переаттестацию из Пскова. И я как-то спросил у них: «Сколько получаете за работу?» Мне признались — шесть тысяч рублей. Кто на такую зарплату пойдет работать? Куда смотрит государство? После 90-х все тренеры перестали работать, потому что все развалилось, специалисты начали заниматься другим. Самое страшное, что пропал энтузиазм. Спорту нужны энтузиасты. Сегодня — в спорткомитет пойдешь, там охрана. Придет такой энтузиаст: «Я бы хотел поговорить…» Ему скажут, что он не записан и отправят куда подальше. И все. Взаимопонимание ушло с развалом Советского союза. Многие Олимпийские виды спорта не развиваются и разваливаются. Потому что новые чиновники не знают, как это делать. Новая руководительская команда — дилетанты.
О допинге
— Не понимаю, почему сейчас берут интервью у президента Федерации легкой атлетики Балахничева. Под его руководством все развалилось! А он, словно джентельмен, говорит: «Да, наказания несправедливы». Да ты же все и развалил! Если не знал, что у тебя все сидят на допинге, какой ты руководитель? Надо знать, чем занимаются тренеры. А если ты и сам предлагаешь какие-то добавки спортсменам, то ты — преступник! Вот Балахничев ко второй категории относится.
У меня за спиной семь Олимпиад в советское время, десять — в постсоветское. Я видел, как наши специалисты (не партийные работники и сотрудники спецслужб!) работали на Играх. Чиновники не делали свою карьеру за счет тренеров. И все они дружили со своими иностранными коллегами, были уважаемы. В тот момент не было никакой антипатии, были прекрасные отношения со скандинавами. А в 1991-м всех этих людей отодвинули. А самое главное, все их наработки отмели, с глупым призывом создавать все заново. Вспомним Виталия Смирнова, он в 1992 году спас всех наших спортсменов, лично договорившись с Хуаном Антонио Самаранчем, что у нас будет сборная СНГ. Для нашей развалившейся страны сделали исключение и это заслуга Смирнова.
Был еще Фетисов. Когда его пригласил Владимир Путин вернуться в Россию и стать председателем Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, он сразу же попросил президента, чтобы дали тысячу долларов каждому олимпийскому пенсионеру. И они были благодарны ему, Фетисов спас их от нищеты. Сейчас доллар совсем другой, но никто сейчас пенсионерам не добавит даже жалкого песо или рубля. Почему так? Этот вопрос не поднимается нашим министром спорта перед президентом. А ведь это люди, которых мы прославляли, им стоя аплодировали. Еще вопрос: сколько тренеров было уволено из-за употребления допинга спортсменами? Уличили в употреблении многих, а тренеры за это должны отвечать.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»