• Генрих Мхитарян: «Играть нужно для болельщиков»

    Наше место у фонтана

    26.03.11 23:17

    Генрих Мхитарян: «Играть нужно для болельщиков» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Для 22-летнего полузащитника донецкого «Шахтера» и сборной Армении Генриха Мхитаряна матч против России станет двадцать первым по счету за национальную команду.

    Согласитесь, результат более чем достойный, и Генрих уверенно идет по стопам своего отца, замечательного в прошлом нападающего Гамлета Мхитаряна. Гамлет, к сожалению, не может порадоваться успехам сына: он ушел из жизни в 1996-м в 33-летнем возрасте.

    Младший Мхитарян абсолютно однозначно унаследовал футбольный талант отца. По мнению многих специалистов, его ждет большое будущее. Но на данный момент у Генриха Гамлетовича три основные задачи: выиграть чемпионат Украины, успешно продолжить поход в Лиге чемпионов и порадовать многомиллионную армию армянских болельщиков победой над сборной России в отборочном матче.

    О том, какие встречи в отборочном турнире Евро-2012 станут ключевыми, чем опасны львовские «Карпаты» и в чем отличие тренера-ино­странца от доморощенного специалиста, восходящая звезда «Шахтера» рассказал в интервью «Спорту день за днем».

    Бешеных денег не получаю

    С: Генрих, не так давно ваш клуб – донецкий «Шахтер» – блестяще обыг­рал итальянскую «Рому» в двухматчевом противостоянии в 1/8 Лиги чемпионов. Признайтесь, предполагали, что все так прекрасно сложится?
    Как раз нет. Когда узнал, с кем нам предстоит бороться за выход в четвертьфинал, сразу подумал, что будет сложно играть против «Ромы», но мы все сделали, для того чтобы пройти в следующий раунд. И должны бороться дальше, за выход в полуфинал. Нужно готовиться и показать всем, что мы можем победить вне зависимости от того, против кого придется играть.

    С: Можно ли сказать, что в противостоянии с «Ромой» многое решил первый матч в Италии?
    Нет, я так не считаю. И там у нас была тяжелая игра, несмотря на то что мы выиграли 3:2, и дома в ответном матче нас ожидала очень трудная борьба. Мы после первого матча не успокоились и настраивались самым серьезным образом.

    С: Итальянцы хорошо играют в обороне, можно сказать, это их конек, а вы забили римлянам шесть мячей...
    Могу сказать, что это заслуга команды. Желание попасть в четвертьфинал было огромное. Нам не было интересно, кто играет против нас. Хотя мы, безусловно, знали, что у итальянцев отличные защитники, но все равно исходили из своей игры, из того, что мы можем и умеем.

    С: Президент клуба Ринат Ахметов, известный щедростью к игрокам своего любимого детища, как-то стимулировал команду перед матчем на «Донбасс Арене»?
    Дело ведь не в премии. Мы и так все понимали, что дойти до такой стадии в Лиге чемпионов – очень престижно. У игроков «Шахтера» есть психология победителей, в каждом матче мы хотим только выиграть. Наверное, это здорово, что пока все или почти все получается, ведь наши цели очень высоки.

     

    С: Неужели вам, совсем еще молодому футболисту, совершенно неважна материальная сторона вопроса?
    Не имеет значения, богатая команда или нет. Тут собрались очень хорошие специалисты, очень хорошие игроки. Они делают свое дело. А деньги... Для меня лично это не самый большой стимул, потому что футбол – это моя работа, я должен получать от нее удовольствие. Не сказал бы, что зарабатываю бешеные деньги и не задумываюсь над этим. В каждой игре прежде всего хочу принести пользу команде, и только потом думаю о себе. Уверен, что и все остальные наши футболисты придерживаются таких взглядов.

    С: В «Шахтере» подобралась очень разношерстная компания – и бразильцы, и чехи, и румыны, и украинцы, вы – армянин. Как вам вообще играется в таком многонациональном коллективе?
    Очень хорошо, очень приятно играется. Со всеми нашел общий язык, с первого же дня подружился. Я даже не ожидал, что меня так хорошо примут в команде, очень всем за это благодарен.

    С: Как вы считаете, сейчас в Донецке вы достигли своей лучшей формы или есть куда еще расти?
    Человек всегда может расти несмотря на то, чего он достиг. И я сделаю все, чтобы совершенствоваться все больше и больше.

    С: То есть ближайшее будущее связываете с «Шахтером»?
    Да, безусловно.

    С: Не было ли у вас мысли попробовать свои силы в российском чемпионате, который на постсоветском пространстве, наверное, считается самым сильным?
    Я об этом не думаю, потому что сейчас я игрок своей команды и сконцентрирован на борьбе в первенстве Украины и Лиге чемпионов.

    С: А вы согласны с тем, что чемпионат Украины – это в основном противостояние двух команд: «Динамо» и «Шахтера»?
    Нет, не согласен. Есть еще «Днепр», «Металлист», те же «Карпаты», которым мы проиграли пару недель назад. И остальные команды тоже. В этом году чемпионат очень сложный. Нам предстоит сыг­рать еще девять игр, и мы опережаем киевлян на девять очков, но это нас не успокаивает, потому что мы не имеем права терять очки в этот период.

    Дружба отдельно, футбол отдельно

    С: 26 марта в Ереване ваша сборная проведет отборочный матч чемпионата Европы против команды России. Как настраиваете себя на эту игру, как готовитесь?
    На данный момент у меня еще впереди матч за «Шахтер» (наш разговор с Генрихом состоялся 15 марта. – С). Когда отыграем его, тогда и буду думать о сборной. Хотя и сейчас, конечно, о ней думаю. Но пока более сосредоточен на клубных делах.

    С: Как считаете, в нашей отборочной группе есть фавориты или все равны и имеют одинаковые шансы на выход?
    Я скажу, что в России очень хорошая команда, располагающая отличными исполнителями. Я смотрел игры россиян и в отборочной группе, видел и товарищеские матчи. Но не могу сделать однозначного вывода. Надо подождать 26-го числа: мы выйдем на поле, сразимся друг против друга, и все станет ясно.

    С: Нет ли волнения или давления перед встречей с «великодержавным» соседом?
    А зачем это все надо? Это футбол, и каждый должен выйти на поле, показать свои лучшие качества, сделать все возможное, чтобы принести победу своей стране. Я не думаю, что какой-то футболист выйдет на игру и будет думать о давлении или волнении. Ничего хорошего ему и его сборной это не принесет.

    С: Во времена СССР Россия и Армения были одним государством, сейчас это две разные страны...
    Да, и сейчас все по-другому! Уже не имеет значения наше прошлое. Мы живем отдельно, и даже несмотря на то, что мы с Россией находимся в хороших дружеских отношениях, футбол остается футболом. Мы должны выйти на поле и доказать всем, что в Армении есть очень хорошая национальная команда. И игроки, которые собрались в ней – большие мастера.

    С: Вам не обидно, что на футбольной карте постсоветского пространства ведущую роль занимает все же Россия, а не Армения?
    Нет, я об этом даже не думаю.

    С: А наш взгляд, большие амбиции российских сборников не мешают им в некоторых моментах? Например, в прошлогодних стыковых матчах со сборной Словении, когда команда России не смогла завоевать путевку на чемпионат мира, чересчур поверив в свои силы?
    Знаете, для меня это очень сложный вопрос, и вместо игроков сборной России я отвечать не могу. Я же не был на их месте, не знаю, какая у них была мотивация. Они знали, что играют «на вылет». А почему все так сложилось, я знать не могу.

    С: В России матчи с бывшими республиками Советского Союза всегда носят оттенок принципиальности. А как в Армении?
    Нет-нет, у нас ничего подобного нет. Мы всегда играем для своей публики, потому что болельщики ходят на футбол, чтобы поддержать свою команду, порадоваться ее успехам. И для нас нет принципиального значения, кто является нашим соперником, мы выходим на поле, чтобы получать удовольствие как от игры, так и от результата. Да, я знаю, что у России очень сильная национальная сборная, но команда Словакии для нас, например, тоже была серьезным соперником, и все-таки мы вышли, сыграли каждый за каждого. И получили в итоге отличный результат.

    С: Кстати, победа над подопечными Владимира Вайсса, которые еще летом на чемпионате мира обыграли сборную Италии, стала для вас приятной неожиданностью? Или действительно рассчитывали именно на три очка?
    Мы играли на победу, хотя, признаюсь, я лично не рассчитывал на итоговый счет 3:1. Но в то же время хочу сказать, что мы одной этой победой не удовлетворились. Впереди у нас была игра с Андоррой, и мы должны были обязательно победить еще раз. Я, если честно, думал, что против сборной этого карликового государства будет тяжелее, потому что они обороняются всеми одиннадцатью игроками. Нам действительно пришлось бы с ними очень непросто, если бы не быстрый гол в том матче. Он помог нам успокоиться и уже не так волноваться за результат.

    Армянские болельщики ненасытны

    С: Вы человек нового поколения, выросли в другую эпоху. Может быть, отец, который был замечательным футболистом, рассказывал вам о тех футбольных временах, когда Россия и Армения играли в футбол не друг против друга, а в одной команде?
    Нет, вы знаете, он не успел. Он скончался, когда мне было всего лишь семь лет…

    С: А от кого-то из старшего поколения слышали о той поре?
    Конечно, слышал. У меня бабушка – русская, она мне очень часто что-то рассказывала. И о Советском Союзе, и о том, как он распадался, и так далее...

    С: Кстати, в России – большая армянская диаспора. Этот факт добавляет какого-то колорита грядущему матчу?
    Даже не знаю (смеется).

    С: Ну, скажем так, для вас будет дополнительным стимулом тот факт, что не только в вашей стране, но и за ее пределами очень большое количество людей переживают за вас и желают вам победы?
    Конечно! Армян во всем мире много. В самой Армении живет всего порядка трех миллионов человек, зато за границей миллионов пять-шесть! Мне, например, всегда бывает очень приятно, когда мои земляки чего-то добиваются, а остальные следят за их успехами и искренне им радуются. Наша страна многое пережила, она нуждается в победах. И если они происходят, то у нас начинается ликование. Но болельщики армянские такие ненасытные (смеется), им всегда надо больше и больше успехов и побед.

    С: Часто ли вам приходилось встречать за пределами Армении болельщиков, которые пришли вас поддержать, приходилось ли с ними общаться?
    Да, было много таких эпизодов. Это такие люди... Когда узнают, что в их город или в их страну едет хотя бы один армянин, они всегда хотят встретиться, поговорить, пообщаться. И я очень высоко ценю людей, которые так поступают.

    С: Возвращаясь к ситуации с нашей отборочной группой, давайте взглянем на таблицу, где у нескольких команд – одинаковое количество очков, и только Россия лидирует. Значит ли это, что шансы попасть на чемпионат Европы сейчас у всех команд примерно одинаковые?
    Да, сейчас в группе очень тяжелая ситуация. У четырех сборных – равное количество очков. И, естественно, каждая команда будет изо всех сил бороться за выход из группы с первого места. Мне кажется, до самого последнего момента будет сохраняться такое положение вещей, когда непонятно, кто же выйдет в финальную стадию.

    С: Для сборной Армении борьба за первое место – реальность? И будет ли подобный успех сенсацией для вашей страны?
    Я думаю, все реально. Потому что в этой жизни ничего нереального нет. Все возможно. И это будет очень большой успех – для настоящего и будущего армянского футбола, для его развития, для воспитания будущих армянских игроков.

    С: На ваш взгляд, какие матчи из оставшихся станут ключевыми для вашей сборной в плане борьбы на первую строчку?
    Мы на данный момент провели всего шесть матчей, так что каждая из оставшихся шести игр станет ключевой, очень важной. При такой острой борьбе высоко ценится каждое добытое очко, поэтому мы должны сделать так, чтобы допустить как можно меньше потерь.

    С: Сейчас россиян тренирует тре­нер-иностранец Дик Адвокат. В истории армянской сборной не так давно тоже была похожая страница: командой в 2008–2009 годах руководил датчанин Ян Поульсен. Как лично вы относитесь к приглашению на такой ответственный пост человека, не знающего культуры и менталитета страны? Ведь сейчас, с Варданом Минасяном, вы добиваетесь лучших результатов…
    Я скажу так: тренер, безусловно, играет очень большую роль в команде. Но каждый игрок понимает, что большой разницы нет, будешь ли ты играть под руководством иностранца или тобой будет управлять местный наставник. Главное, чтобы ты делал свою работу, добивался результата. Если ты думаешь, что у тебя тренер-иностранец и поэтому ты должен надрываться и бежать, чтобы ему что-то показать, а если местный, то он знает твои лучшие качества и сильно стараться не надо, то это неправильно, такого быть не должно. В любом случае надо выходить и играть для своего тренера, кем бы по национальности он ни был. Играть для своей страны, для всех болельщиков, которые на тебя смотрят. Показать, что ты – лучший и достоин играть в своей национальной команде.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №10 (23-29 марта 2011 г.)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»