• Глава Ассоциации хоккея Финляндии Матти Нурминен: «Ялонен не взял Кубок Гагарина, но это не значит что он плохой тренер»

    07.05.14 00:57

    Глава Ассоциации хоккея Финляндии Матти Нурминен: «Ялонен не взял Кубок Гагарина, но это не значит что он плохой тренер» - фото

    Фото: ХК СКА

    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Победа на чемпионате мира 2011 года, третье место на завершившейся Олимпиаде в Сочи, второе место в рейтинге ИИХФ — эти и другие факты красноречиво свидетельствуют о том, что финский хоккей теснит грандов мирового хоккея. Теперь дело дошло до вступления в ряды КХЛ «Йокерита» — самого популярного клуба Финляндии, права на который (в размере 49 процентов акций клуба) приобрели российские бизнесмены Геннадий Тимченко и братья Аркадий и Борис Ротенберги.

    Корреспондент «Спорта День за Днем» побывал на чемпионате мира среди юниоров (до 18 лет), проходившем в финских городах Иматра и Лаппеенранта, местах паломничества российских туристов, и встретился там с главой Ассоциации хоккея Финляндии Матти Нурминеном, чтобы обсудить насущные вопросы, касающиеся финского и российского хоккея. Встреча была организована при содействии компании SET-Group, одного из спонсоров турнира U-18.

    В СКА жажда победы выше, чем у других

    — Для начала разрешите вас спросить, как получилось, что право проводить юниорский чемпионат мира получили такие небольшие города, как Лаппеенранта и Иматра?
    — Исходя из интересов развития хоккея, мы стараемся организовывать международные встречи, турниры в разных городах Финляндии, если представляется такая возможность, — говорит Нурминен. — В свое время сделали запрос: кто хочет провести чемпионат? Желание Иматры и Лаппеенранты было видно, что называется, с первых метров. Большую роль сыграл тот факт, что города находятся недалеко от границы с Россией. В этом был потенциал: мы знали, что из вашей страны приедет много болельщиков.

    — К сожалению, наша сборная вас подвела, проиграв в четвертьфинале Чехии 2:3.
    — То же самое можно сказать про финскую команду (улыбается).

    — Как, кстати, она умудрилась проиграть в четвертьфинале Швеции со счетом 0:10?
    — Вопрос требует изучения. Это был удивительный матч. Ведь осенью эта же сборная Финляндии обыграла тех же шведов 3:1. По какой-то причине в самый важный момент сезона ничего не получалось. Но это один матч, один турнир. Я верю в будущее финского хоккея. В этом году наша молодежная сборная победила на чемпионате мира.

    — Вы рассчитывали на интерес со стороны российских болельщиков. А как в Финляндии относятся к КХЛ, где есть финские игроки, тренеры, а теперь еще и клуб «Йокерит»?
    — Интерес к КХЛ возник сразу после того, как была создана эта лига. Ведь у хоккеистов появилась возможность выступать на высоком уровне не так далеко, как было раньше — в Северной Америке. Лига сразу заявила о себе — уровнем организации, спортивного соперничества. Конечно, интерес большой.

     

    — Почему, на ваш взгляд, у Юкки Ялонена, одного из лучших тренеров Финляндии, не получилось добиться успеха со СКА?
    — В Петербурге очень высокий уровень требований. Тренеру вообще порой трудно работать в другой стране, в условиях другой культуры. Не говоря уже о том, чтобы выиграть главный трофей КХЛ. Я знаю, что СКА опекают влиятельные люди. Жажда победы у них выше, чем у других. В этом тоже могла быть проблема. Непросто выдержать такой груз. К тому же за Кубок Гагарина борются пять-семь клубов, конкуренция велика. Причин, словом, много.

    — Неудача в Петербурге — удар по авторитету Ялонена?
    — Среди тренеров, даже самой высокой квалификации, найдется не так много тех, кого хотя бы раз не выгнали с работы (улыбается). Конечно, уровень ожиданий был высок — и у руководства, и у болельщиков СКА. Но поймите, успех — всегда сочетание многих факторов. То, что у Ялонена не получилось выиграть со СКА, не говорит о том, что он плохой наставник.

    Русские перевели наш хоккей на профессиональные рельсы

    — Чем объясните тот факт, что клубы КХЛ с удовольствием пользуются услугами тренеров из Финляндии? Кари Хейккиля, Раймо Сумманен, Ханну Йортикка, Кари Ялонен…
    — Вижу две основные причины. Работа финских тренеров близка к мировым стандартам. Население Финляндии — пять с лишним миллионов человек. Если мы хотим быть лучшими в мире, в том числе в хоккее, должны отвечать самым высоким требованиям. Второе — Финляндия граничит с Россией, центром КХЛ. Общая история, культурные ценности, соседские отношения — это тоже сказывается.

    — В конце прошлого века российские тренеры — Владимир Юрзинов, Борис Майоров, Анатолий Богданов — тренировали финские команды. Каким был их вклад в развитие финского хоккея? Можно их назвать учителями?
    — Их роль трудно переоценить! Они тренировали как раз в тот момент, когда финский хоккей переходил с любительского уровня на профессиональный. Очень важный для нас этап. Тренеры, перечисленные вами, несли свои идеи, заложили традиции. Главное — обозначили уровень требований, которому надо соответствовать. Мы об этом помним.

    — За последние десятилетия наш хоккей утратил гегемонию, сравнялся с другими странами. В чем, на ваш взгляд, причина?
    — Конкуренция все время обостряется. Догонять проще, чем удерживать лидерство, так было всегда. Конечно, увлекательно наблюдать за тем, как пальму первенства на крупных турнирах оспаривают Канада и Россия. Но когда за высшие награды борются пять-семь сборных, это еще лучше.

    «Йокериту» придется увеличить свой бюджет в два раза

    — Насколько тяжело далось финской федерации хоккея решение «отпустить» клуб «Йокерит» в КХЛ?
    — В свое время решение было принято очень быстро (осень 2013 года. — «Спорт День за Днем»). Может, надо было больше дискутировать, больше думать в тот момент. Потому что у медали есть две стороны. Приход КХЛ в Финляндию — способ придать нашему хоккею новый импульс. С другой стороны, для финской национальной лиги КХЛ — определенная угроза. Только время покажет, чего тут больше — плюсов или минусов. Нужно принимать во внимание процессы глобализации. Наша федерация не должна быть тормозом на пути каких-то перемен.

    — А как отреагировали болельщики «Йокерита»?
    — Тут тоже отношение двойственное: одни — за, другие — против. «Хартвалл Арена», где выступает клуб, — самая большая в Финляндии, вокруг «Йокерита» всегда ажиотаж, о нем пишут газеты, рассказывает ТВ. Да, с уходом клуба в КХЛ мы что-то теряем. С другой стороны, это вызов. Место «Йокерита» в лиге займет клуб из другого города, там начнет развиваться хоккей.

    — Уточните, КХЛ взяла на себя часть финансового бремени по содержанию клуба из Хельсинки?
    — Не знаю всех договоренностей на этот счет. Но, очевидно, «Йокериту» придется минимум удвоить свой бюджет, чтобы конкурировать с соперниками в новой лиге. Своими ресурсами тут не обойтись.

    — И все-таки какими вам видятся перспективы «Йокерита» в КХЛ?
    — Это один из самых сложных вопросов. Я знаю организацию этого клуба, тренерский состав, игроков. Думаю, у них хорошие возможности заявить о себе в КХЛ.

    — Вы, кстати, были на хоккее в Петербурге?
    — Да, несколько раз. Великолепное зрелище, полный дворец! Российские болельщики ведут себя более эмоционально, чем финские. В то же время говорить о том, что у нас не умеют организовывать хоккейное шоу, как делают некоторые, я бы не стал. Посмотрим, что предложит руководство «Йокерита», когда дело дойдет до матчей в КХЛ.

    Новые владельцы должны улучшить «Хартвалл Арену»

    — Сколько зрителей ходило на «Йокерит» в минувшем сезоне?
    — Где-то 9–10 тысяч. При цене билетов от 10 до 35 евро.

    — Теперь билеты подорожают?
    — А вот и посмотрим. Может, цена вырастет, может, наоборот, снизится. Хозяева «Йокерита» пока сами, думаю, не знают, как отнесутся к КХЛ болельщики их клуба. А также те, кто не ходил раньше на хоккей, но хотел бы это делать. Еще замечу: в Хельсинки и его окрестностях проживают около 30 тысяч русских. В Финляндии — около 60 тысяч. И меня удивляет, почему в составе «Йокерита» до сих пор нет ни одного русского игрока (улыбается).

    — Не опасаетесь, что игроки финских клубов массово захотят перейти в «Йокерит», потому что там больше платят?
    — В любом случае больше 30 человек не наберут (улыбается). Конечно, зарплаты в «Йокерите» будут больше, чем в финских клубах. Но меньше, чем в целом в КХЛ. В любом случае «Йокерит» — привлекательное место работы для финских игроков.

    — У бизнесменов Тимченко и братьев Ротенберг — сто процентов акций «Хартвалл Арены», чуть меньше половины акций «Йокерита». Чего вы вообще ждете от всего этого?
    — Большая доля акций «Йокерита» осталась в руках прежнего владельца. Что касается «Хартвалл Арены», то там проводится не только хоккей. Это многофункциональное сооружение. В последние годы не всегда удавалось похвастаться финансовыми достижениями. Так что большие надежды на новых владельцев арены. У них солидные средства, думаю, они найдут им правильное применение.

    Наши козыри: ноу-хау тренеров и финский дух

    — Федерацию хоккея России возглавляет Владислав Третьяк, легендарный в прошлом вратарь сборной СССР. Как вы пришли к управлению финской федерацией хоккея? Были капитаном команды, главой хоккейного профсоюза?
    — О моей хоккейной карьере нельзя написать большую книгу (улыбается). Играл до восемнадцати лет в чемпионате Финляндии. Потом увидел потолок. К должности главы хоккейной федерации пришел, наверное, потому, что имел коммерческую подготовку. Но то, что я играл в хоккей, конечно, помогает. Кое-что в этом виде спорта понимаю! (Смеется). Кстати, Третьяк — отличный человек. У нас с российской федерацией хоккея хорошее сотрудничество.

    — Какое место занимает хоккей в рейтинге самых популярных видов спорта Финляндии?
    — Если брать во внимание зрительский интерес, денежные потоки и, так сказать, общественный резонанс, то хоккей — № 1. Думаю, если мы выйдем на улицу и спросим на этот счет первого попавшегося мальчишку, он подтвердит.

    — Как, кстати, выглядит путь финского мальчишки к хоккейным звездам?
    — Главное, чтобы перед глазами был пример: Селянне, братья Койву, Гранлунд… Хоккей — единственный вид спорта в Финляндии, позволяющий зарабатывать большие деньги на профессиональной основе. Но это недешевое удовольствие. Лед, инвентарь, экипировка — все стоит денег. Ребенок встает на коньки в пять-шесть лет. Пока ему не исполнится восемнадцать, за все платят родители. Если игрок пробивается в профессионалы, начинает зарабатывать сам.

    — И напоследок — три главных козыря финского хоккея?
    — Первое — ноу-хау в области тренерской работы. Второе — сотрудничество с коллегами, чего не было раньше, потому что все друг от друга что-то скрывали (улыбается). Ну и третье — это финский дух, его игроки часто демонстрируют на площадке.

    Лаппеенранта — Иматра — Санкт-Петербург


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»