Адвокат, Димитров, Зико, Лаудруп. Это на одной чаше весов. На другой – Бердыев, Рахимов, Кобелев и Слуцкий. Восемь лучших клубов прошлого чемпионата. Видимо, восемь лучших клубов нашего чемпионата вообще. Разве что «Сатурн» можно к ним еще добавить – да и то потенциально, с оглядкой на инфраструктуру раменчан. Ребер пока не волшебник. Совсем не волшебник, оказывается.
Занятно, что ровно 50 процентов тренеров топ-клубов России – иностранцы. Занятно, потому что наверняка стоит начаться сезону, мы примемся гадать: кто кого? Кто лучше подходит сегодня для работы в премьер-лиге и почему? Особенно в условиях кризиса. И вдвойне – после фантастически успешного для страны года.
Страх – нет, но боязнь разочарования присутствует у многих. Столько медных труб звучало в прошлом сезоне, что поневоле верилось: это действительно наши позиции – и финал Кубка УЕФА, и бронза на Евро, и новый ЦСКА, и новый «Рубин», и новый «Амкар», и бронза «Динамо».
И тут пришел Новый год. Ушел Газзаев, ушел Божович, никого не купили «Динамо», «Спартак» с «Локомотивом», стал на год старше и без того не очень юный «Рубин». «Зенит» не продал Аршавина, ЦСКА вернул Карвалью.
То есть все сильные российского футбольного мира остались с прежним составом. Интересно: это та самая стабильность, которая гарантирует успех? И что сегодня может считаться успехом для восьми клубов?
Задачи на сезон команды обычно объявляют заранее. Даже те, кто априори ходят в фаворитах и, не задумываясь, говорят: «Для нас возможна только одна задача – победа во всех турнирах», – немного лукавят, избегая конкретики. Для «Спартака» с «Локомотивом», которые по-прежнему неразрывны, стоит пойти разговору о футболе, успехом, несомненно, будет попадание в тройку. Для «Зенита», видимо, нет.
Год наступил такой, что люди учатся считать, привыкают жить бережливо. Отсюда, вероятно, и трансферная осторожность – слухов всегда в межсезонье больше, чем переходов, но сейчас даже это соотношение выглядит непривычным, новым. Может, кстати, и неплохо (для нас неплохо), что наступил кризис. Бережливость, умение реализовывать максимально возможный потенциал всегда были частью западного мира.
Россия футбольная смотрелась на этом фоне страной максимально полярной: где обилие голевых моментов и победа часто были антитезой. И даже иностранные тренеры снимали с такой обильной нивы не самый богатый урожай: даже в тепличных условиях им требовалось время, чтобы начать давать тот результат, ради которого их и звали.
Россия, куда так охотно поехали несколько лет назад легионеры, уже не Клондайк. И в этих новых реалиях то самое противостояние отечественных тренеров с иностранными специалистами – едва ли не главная интрига сезона. Прошлый-то год был в нашем футболе сугубо тренерским годом. Именно наставники были на первых ролях: о Газзаеве говорили больше, чем о Жиркове, о Хиддинке больше, чем об Аршавине, о Бердыеве больше, чем о Семаке, а Божовиче больше, чем о любом из пермяков.
Интересно, согласятся ли они сами с тем, что именно здесь главная вывеска чемпионата-2009?
Ну и конечно, любопытно до жути: чья возьмет в этом противостоянии?