• Главное не делать детских ошибок

    12.02.08 16:03

    Главное не делать детских ошибок - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Главный тренер юношеской сборной России Андрей Талалаев в беседе с корреспондентом «Спорта» взвешивает шансы «Спартака» и «Зенита» в предстоящих матчах Кубка УЕФА.

    «Зенит»: действовать от противного

    — Есть шансы у наших команд пройти «Вильярреал» и «Марсель»?
    — Банальные фразы сейчас говорить, что в феврале нашим командам играть тяжело, в связи с тем что только подготовка началась, не хотелось бы. Если оценивать возможности подготовки команд, то мы видели, что и ЦСКА, когда нужно было, играл на приличном уровне даже в этом месяце. В том же самом убедился на примере своей команды. Восьми-десяти дней при правильном отношении футболистов во время межсоревновательного отпускного периода хватает для того, чтобы прийти в норму с точки зрения функционального состояния.

    — А с точки зрения игровых взаимодействий?
    — Вот это и есть главная проблема. Потери есть и в «Спартаке», и в «Зените» — и, увы, они касаются линии обороны. А команда, как известно, строится от печки… Скажу так: шансы и у «Спартака», и у «Зенита» есть, если они надежно сыграют всей командой в обороне. Не будут пропускать необязательные мячи, совершать детские ошибки.

    — У вас есть представление о том, как «Зенит» будет играть в этом матче в обороне?
    — Я понимаю, что после того, как Хагена и Шкртела отпустили, а Ломбертс не играет из-за дис­квалификации, выход один: переквалифицировать кого-то в центральные защитники. Тут нужно учитывать антропометрические возможности футболистов — это должны быть не низкие игроки. Плюс они должны иметь навык игры в центре. По определению это должны быть центральные хавы. Из того, чем располагает «Зенит», ясно, что выйдет Широков и, насколько я понимаю, Горшкова Адвокат наигрывает. То есть выход какой-то такой нужно искать. Но самое главное, что игра в обороне строится не только на защитниках, а на всей команде. И если вся команда будет играть аккуратно, не допустит проникающих длинных передач за спину тем игрокам, у которых еще нет четкости взаимодействия между собой, жестко сыграет в отборе, не предоставляя сопернику времени на раздумье и обработку мяча, — «Зенит» может сыграть неплохо. Но я очень хорошо знаю «Вильярреал», я был там, когда они со «Спартаком» встречались, мне знакома работа тренера — у испанцев игра строится на атаке. Команда очень играющая, и есть футболисты, которые в нападении по индивидуальному мастерству превосходят тех, кто в «Зените» будет закрывать оборону. Весь вопрос в том, сколько шансов предоставят этим футболистам. Если будет строгая игра в обороне всей команды — тогда есть надежда, что не пропустим. А если дадут испанцам создать три-четыре момента, «Вильярреал» наверняка их реализует, потому что класс футболистов очень высокий. Чего нельзя, кстати, сказать о наших командах — что о «Спартаке», что о «Зените», которые создают по пять, по шесть моментов, и при этом не всегда в графе «Забитые мячи» меняются цифры.

     

    — Может быть, есть смысл «Зениту» действовать от противного? Если налицо проблемы в обороне — не беда, будем играть в атакующий футбол, чтобы снизить нагрузку на свою уязвимую линию… Или это упрощенная логика?
    — Почему? Есть же тезис: лучшая оборона — это атака. Но для этого нужно находиться в очень хорошем состоянии. Чтобы навязать игру в атаке, демонстрировать команд­ный групповой отбор на чужой половине поля, требуется хорошая физическая готовность. Рассчитывать, что «Зенит» всю игру сможет в таком ключе провести, не приходится. В стартовые 15–20 минут можно на это поставить, но все равно потом игровая аритмия заставит футболистов отойти назад, чтобы восстановить энергетические затраты. И главное, чтобы в те моменты, когда команда не сможет навязывать свою игру, она не допускала грубых ошибок. Потому что именно в эти моменты и происходит потеря концентрации, когда футболисты берут передышку. Если эта передышка не станет фатальной, то можно надеяться, что, выдавая блоками агрессивную игру на чужой половине поля, «Зенит» сможет навязать свой атакующий футбол.

    — Селекционная служба «Зенита», которая допустила уход двух защитников и никого не успела взять взамен, сейчас под огнем критики. Вы в числе тех, кто считает ее работу неудовлетворительной?
    — Отвечу конкретно. Когда Константин Сарсания был сосредоточен на этой работе и непосредственно руководил селекционной службой, таких проблем не возникало. Но сейчас он тренирует команду первой лиги и является только советником президента «Зенита», так что уже не может уделять все свое время этому вопросу. Бокий, который пришел ему на смену, — безусловно, квалифицированный спортивный директор, но ему нужно какое-то время, чтобы войти в работу. Кроме того, у него уровень европейских связей пока, видимо, не тот. А мы говорим о «Зените» как о клубе европейского уровня, который если покупает защитника, то только топ-уровня. И пока не нужно рассчитывать, что точечные покупки футболистов в «Зените» будут своевременными. Они будут, и работа ведется, об этом тоже знаем, но времени все равно уходит больше на решение трансферных вопросов.

    — От «Вильярреала» чего лично вы ждете? От кого там будет исходить основная опасность?
    — На самом деле, команда сейчас ослаблена. До такой степени, что «Зениту» еще больше в этом вопросе и не могло повезти! Семь-восемь человек, которые объективно должны играть в основном составе, на поле не появятся. Я вас, на самом деле, могу отослать к статье в одном из предыдущих номеров «Спорта». Там очень подробно и грамотно разложены проблемы сегодняшнего «Вильярреала». Но манера игры испанцев все равно не изменится. Хорошо, что не будет основных футболистов. Для «Зенита» хорошо, я имею в виду. Но я не думаю, что схема игры будет другая. Все равно испанцы будут играть в собранный футбол. Если будет возможность для атакующей игры, если будут свободные зоны — они этим воспользуются. Очень сложно тогда придется «Зениту». Там быстрые и умные футболисты, которые не только берут игру на себя, но очень здорово коллективно взаимодействуют.

    «Спартак»: нет четкого понимания — и есть вопросы

    — «Спартак» на Кубке Первого канала видели?
    — Конечно.

    — Поражение от киевского «Динамо», при всех объективных обстоятельствах (первый матч, недавно вышли из отпуска и так далее) не повод ли для беспокойства?
    — Я не буду связывать шансы «Спартака» в Кубке УЕФА с той игрой, потому что каждый контрольный матч — это отдельно взятый момент подготовки. Главное, чтобы тренерский штаб и команда понимали, к чему они готовятся, а насколько они в итоге будут готовы — покажет встреча с «Марселем». Но в каком бы состоянии ты ни был, «Спартак» и «Динамо» (Киев) — это принципиальное выяснение отношений, и проигрывать в таком матче со счетом 0:3, конечно, нельзя. Меня в большей степени сейчас беспокоит, как будет «Спартак» обороняться. Нет четкого понимания, кто выйдет играть в защите, в полузащите. Ну и есть вопросы по функциональному состоянию. На Кубке Первого канала команда играла под нагрузкой, сейчас она только будет из нее выходить. Я не думаю, что «Спартак» подойдет в пиковом состоянии к первой игре.

    — А по атаке нет никаких вопросов?
    — Есть, конечно. Сейчас у «Спартака» в нападении не видно коллективного взаимодействия — такого, чтобы комбинация прослеживалась три-четыре раза за матч. На Кубке Первого канала больше было спонтанности. Да, за счет азарта молодых игроков команда здорово отыграла против «Црвены Звезды». Но что будет с «Марселем»?.. Это команда, которая, дай ей возможность, играет в очень хороший футбол. Я специально посмотрел матч, в котором они 6:1 выиграли — там в атаке вообще страшное дело, что творится. Все компоненты отлажены — и дальние удары, и верховые единоборства, и «стандарты», правый и левый фланг сбалансированы. Если им дать играть в атакующий футбол, будут проблемы у «Спартака» серьезные. Для меня критерием того, на что «Спартак» может претендовать в этом году, станут два матча с «Марселем», честно говоря. То противоядие, которое найдет Черчесов «Марселю», будет поводом для дальнейших выводов.

    — К слову, о «Црвене Звезде» и о молодых игроках, которые здорово себя в том матче проявили. Есть ли смысл сделать ставку на тот состав, что играл с сербами, или это слишком авантюрный шаг?
    — Во-первых, тот же Павленко — он уже не молодой. Ему пора начать проявлять себя как лидеру. И мне бы очень хотелось, чтобы та болезнь, которая у него раньше была, когда человек все мог на тренировках, но не реализовывал себя в серьезных матчах, где психология выходит на первый план, — чтобы излечился он от этой болезни. Я помню игру с «Мальоркой» — Саша «возил» всю эту компанию, трижды выходил один на один и не смог забить мяч. Первая лига, надеюсь, отучила его от этого, и Павленко теперь будет бережнее обходиться со своими шансами. А что касается акцентированной ставки на молодежь, то в еврокубках она себя, как правило, не оправдывает. Потому что соперники более умудренные. И здесь нужен опыт, титовский опыт, я бы сказал. Когда тренер уже не может воздействовать на игроков в том объеме, в каком необходимо. То есть он может вносить какие-то коррективы, но важно, чтобы на поле был человек, выполняющий отчасти тренерские функции. Чтобы игроки чувствовали, что происходит, в какой момент им нужно перейти на сохранение мяча, в какой — перевести игру с одного фланга на другой, почувст­вовав, что именно там слабость у соперника. Все-таки тренер может только в перерыве это делать.

    — «Марсель» и «Вильярреал» рассматривают Кубок УЕФА как приоритетную задачу, как вам кажется?
    — «Вильярреал» точно не рассматривает. Виктор Онопко только прилетел оттуда. Испанцы говорят, что для них главная цель — попасть в Лигу чемпионов. То есть войти в четверку по итогам своего чемпионата. Причем у них есть шансы. Первые два места — это «Реал» и «Барселона», а на следующие два претендуют сразу три команды, и «Вильярреал» в их числе. По поводу «Марселя» — там руководство говорит, что есть все возможности играть в своем чемпионате, где они поднялись из подвала таблицы и здорово сейчас выступают. Но при этом «Марсель» давно не заявлял о себе на европейской арене, поэтому у французов открытая цель — выиграть Кубка УЕФА. Испанцы — это скорее подводная лодка, про которую неизвестно, когда и с какими целями она всплывет.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»