• «Главное – заинтересовать ребенка». Интервью с тренером по вольной борьбе Рахмановым

    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
    «Главное – заинтересовать ребенка». Интервью с тренером по вольной борьбе Рахмановым - фото

    Фото: ГБУ СШ Петроградского района

    «Спорт День За Днем» продолжает знакомить родителей с видами спорта, которыми могут заниматься их дети. Сегодня поговорим о вольной борьбе. Тренер спортивной школы Петроградского района Алексей Рахманов рассказал корреспонденту «Спорт День за Днем» почему, стоит отдать ребенка в этот вид спорта и на какие моменты стоит обратить внимание.

    – Борьба способствует гармоничному развитию, причем не только физических способностей, но и умственных. Она заставляет думать, как своего соперника обхитрить, обмануть и в конечном итоге победить, – отметил в начале разговора Алексей Рахманов. –  Я всегда говорю, что в спорте добиваются успехов только люди с головой, думающие и умеющие думать. Есть расхожее мнение, что все спортсмены тупые. Они не тупые, просто есть некоторые проблемы с уровнем образованности по той причине, что они какую-то часть учебного материала просто пропустили из-за тренировок, им его не дали. 

    Но неумных спортсменов по жизни не бывает. Дайте ему эту информацию – он её усвоит и будет точно так же на уровне со всеми делать. Абсолютно все спортсмены – эрудированные и сообразительные люди, они научены быстро принимать решения в соответствии с изменяющимися условиями, то есть голова работает хорошо. Просто где-то, может быть, не хватает знаний, вот и все.

    – В каком возрасте лучше всего отдать ребенка в борьбу? 

    – Не буду говорить, что «чем раньше, тем лучше», потому что дети созревают по-разному. Вернусь к голове – не важно, в какой физической кондиции он будет. Главное – он должен быть готов к тому, что к нему будут предъявляться требования. Если ребенок пришел, мы нашли общий контакт, мы дальше будем работать в одной струе, и из него можно будет лепить. Я работаю с маленькими детьми 5-6 лет и родителям сразу говорю: «Мне не важно, что он будет сейчас уметь, мне важно, чтобы мы отладили связь, чтобы он, глядя мне в глаза, понимал, что он делает ошибку». Я привожу пример – ребенок на меня смотрит, я только головой чуть-чуть помотал из стороны в сторону, и он понял, что сделал неправильно. Мы уже понимаем друг друга с полуслова и работать будет проще.   

    Отдавать ли с семи лет? Здесь же вопрос такой, что многие тренеры стремятся заняться ранней специализацией, чтобы спортсмены уже в 10 лет делали сложные броски.  На самом деле серьезная борьба начинается после 20 лет. Это уже взрослая мужская борьба, когда люди выходят на другой уровень. Стоит задача – как можно дольше сохранить ребенка в спорте, чтобы он к 12-13 годам не сказал, что уже все умеет, все видел и ему это больше не надо.  

     

    – Когда я занимался единоборствами, тренеры запрещали нам бить друг друга по голове, чтобы к совершеннолетию мы подошли без серьезных травм. Есть ли у вас подобные запреты для сохранения здоровья детей? 

    – Естественно, мы даем определенные  приемы, которые соответствуют их возрастной группе и уровню подготовленности. Перед детскими соревнованиями судейская бригада в обязательном порядке проходит инструктаж , где главный судья объясняет, на что в основном следует обратить внимание. Например, даются указания, что как только происходит отрыв от ковра, сразу должен звучать свисток, чтобы свести к минимуму травматизм. 

    Есть разные уровни соревнований, правда, не все это понимают. Кто-то приезжает отработать какие-то новые действия, поэтому  иногда на детях-новичках пытаются провести достаточно амплитудные броски. Зачастую это приводит к тому, что приходится пользоваться помощью медицинских работников. Насколько мне известно, эту проблему очень хорошо решили в дзюдо: у них на определенном уровне соревнований возрастной группы есть перечень бросков, которые можно и нельзя делать. Я считаю, что это очень правильно, потому что очень часто ребята, которые начали заниматься в 4-5 лет, к десяти годам делают достаточно взрослые вещи. А есть ребята, которые в десять лет только пришли заниматься. И когда они встречаются на соревнованиях, разница видна невооруженным глазом.

    – Как вы уберегаете своих детей, чтобы они не попали под таких «отрабатывающих» соперников? 

    – Мы следим за борьбой и знаем, кто и как борется. Если мы видим, что разного уровня борцы, мы можем подойти арбитру и предупредить, чтобы повнимательнее посмотрел. Можем подойти и к тренеру соперника и сказать ему, чтобы его ученик аккуратно поборолся и  спокойненько сделал все. Это все решается через диалог – подошли предупредили, что спортсмен начинающий, поэтому не надо ломать его. Ведь в большинстве случаев, когда ребёнок получает травму на тренировке или на соревнованиях, он уже  не возвращается в зал.

    – Вы больше авторитарный тренер или тот, кто решает вопросы через диалог с учениками?

    – В каждой ситуации по-разному. Если я знаю, что это жесткие требования, которые граничат с тем, что можно получить травму, то, естественно, здесь никаких разговоров не может быть – «делай так и только так». А если ситуация спорная, допустим, ребята повздорили из-за чего-то. Разные житейские и бытовые ситуации на ковре бывают: кто-то кому-то подножку поставил, а это началось еще в раздевалке. Мы останавливаем тренировку и объясняем, разбираем, вместе со всеми выясняем. Нет такого, что провинился – сразу наказали, и ребенок понимает, что он вроде бы и не виноват, потому что не первый начал, но получил, и соответственно у него остается негатив. 

    – Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы добиться успеха в борьбе? 

    – Здесь очень серьезная работа на перспективу, потому что не знаешь, как дети меняются. Конечно, есть определённый профотбор и в  семь лет ребенок может прийти достаточно тучным, которого можно сразу отправить заниматься чем-нибудь другим. Но это больше относится к политике тренера, что он хочет. Если скороспелый результат – тогда да, он будет формировать себе группу из тех ребят, которые будут четко подходить его представлениям: тонкие, звонкие и вперед. Есть другая сторона – можно работать на перспективу, когда не знаешь, как будет у ребенка. Главное – надо его заинтересовать. 

    – Как его заинтересовать? Через игровую форму?

    – Не только игры, он должен увидеть и поверить, что у него получится. Нужно создать ситуацию успеха, как это практикуется в педагогике. Приходит очень много ребят с избыточным весом. Ребенок где-то боится, потому что где-то уже падал и ему страшно. При помощи разных ситуаций нужно все это перебороть и создать у него чувство, что он может и у него получится. И тогда все будет по-другому.

    – Чаще родители приводят детей? Или ребята сами просят? 

    – Наверное, не стоит ждать в семь лет осознанного отношения, потому что они даже не знают, что такое борьба. Да и сами родители, когда приводят, говорят: «Не знаю что это. Объясните, покажите, расскажите». И доходит до того, что приходится историческую справку  рассказывать, основные правила, форма одежды, чемпионы, и кто чем занимается в настоящее время. 

    Да, есть родители, которые заинтересованы. В основном это папы, которые сами когда-то занимались борьбой. Тогда они ведут своих детей. Скорее всего, от родителей исходит инициатива. Иногда мы просто проходим по школам, рассказываем про вид спорта. Приходит какое-то количество детей, позанимались, увидели, что достаточно тяжело, что-то не получается. Кто-то сразу говорит: «Там сложно, туда не пойду». И таких ситуаций тоже очень много.

    – Тяжело ли с родителями взаимодействовать? Бывает ли, что начинают вмешиваться и «знают все лучше тренеров»? 

    – Когда такое начинается, конечно, это очень сложно. Поэтому нужно начинать работать с  самого начала не только с детьми, но и с родителями, чтобы они понимали, кому они отдали ребенка. Если ты доверяешь своего ребенка мне, значит, делаем так, как сказал тренер. Не должно быть двух мнений: тренер говорит одно, а папа или мама – другое. Ребенок в любом случае выберет, что ему проще и ближе сейчас, отсюда все конфликтные ситуации. Это должно выстраиваться таким образом. Раз ты не доверяешь ищи того человека, которому будешь доверять. Либо мы работаем на доверии, либо мы не работаем.

    – Есть какие-то требования к детям вне ковра?

    – У нас основное требование, чтобы у ребят по учебе все было хорошо. У нас в районе очень много общеобразовательных школ, с которыми мы раньше контактировали, и знаем многих учителей, особенно преподавателей физкультуры. Если что-то у ребенка случается в школе, мы сразу в курсе. Соответственно это не остается без внимания, можем подойти, одного его оставить и поговорить, объяснить. 

    Но и родители начинают наказывать их, запрещать тренироваться. Или звонят и говорят, что надо хвосты подтянуть, поэтому он на тренировки не ходит. Бывают случаи: «Мы больше не будем заниматься, потому что у нас начались проблемы в школе». Приходится объяснять, что проблемы со школой начались не из-за того, что он тренируется. Мы больше 25 лет работаем, и прошли много этих ситуаций, когда ребенок заканчивает тренироваться и якобы уходит в учебу, а у него с учебой становится еще хуже.

    – Наоборот, спорт  помогает, дисциплинирует. Ребенок вынужден научиться правильно планировать и рассчитывать своё время.

    – Естественно. Мы родителям рассказываем, что у ребенка должно быть четкое понимание своих обязанностей. Это его работа. Он в школе отработал, на тренировке отработал, дальше идет и делает домашние задания – это его обязанность. Чем больше у него свободного времени, тем больше глупостей в голове. Они не тратят его на учебу, они тратят его на прогулки с друзьями, в компьютере посидеть, в смартфоне поиграть. И потом вытекают еще большие проблемы. 

    – Родители несут большие расходы при выезде на соревнования? 

    – Все выездные соревнования оплачиваются из бюджета организации. Если и есть какие-то расходы, то это, так скажем, карманные. Так как соревнования не больше трех дней, все в основном упирается в проживание и питание. Организаторы стараются договариваться с гостиницами, что приедет достаточное количество человек, чтобы проживание и питание было по минимуму за счет количества людей. 

    Стараемся сводить расходы родителей к минимуму. Иногда два, а то и три раза в месяц приходится выезжать куда-то. Есть понимание того, что не каждый родитель сможет обеспечить финансовое сопровождение ребенка несколько раз в месяц. 

    Хотя в спорте финансовая составляющая – это тоже один из факторов успеха. Если ты не будешь выезжать, как ты будешь повышать свое спортивное мастерство? Можно много-много лет тренироваться в зале, но если у тебя нет соревновательной практики, то как? Тем более некоторые соревнования ставят определенный уровень, спортсмен должен обладать разрядом не ниже третьего, первого спортивного, а более серьезные, не ниже КМС. А если ты не ездишь на соревнования, ты эти разряды и выполнить не можешь, потому что у тебя нет нужного количества побед.

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»