• Главные тренеры ФК «Русь» Григорий Михалюк и Валерий Цветков: «Игроков передерживают — потом у них трясутся ножки»

    Межсезонье

    11.02.12 16:14

    Главные тренеры ФК «Русь» Григорий Михалюк и Валерий Цветков: «Игроков передерживают — потом у них трясутся ножки» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Уже в наступившем 2012 году в клубе «Русь» произошли кадровые изменения, в результате которых главными тренерами команды были назначены Григорий Михалюк и Валерий Цветков.

    Как Лобановский и Базилевич

    — В 1975 году, году триумфа киевского «Динамо» в Европе, в команде работала связка тренеров Лобановский — Базилевич, можно сказать, на паритетных началах. Сейчас что-то подобное произошло в «Руси». Это своеобразное ноу-хау президента клуба Александра Якимца?
    Валерий Цветков: Свое решение нам озвучил президент клуба. Теперь у нас с Григорием Алексеевичем одинаковые полномочия. Мы были не против. Нас устраивает такой поворот событий. Это необычно и интересно.

    Григорий Михалюк: Главное — создать коллектив единомышленников. Чтобы у всех была одна цель и все жили единой идеей. Президент сказал, значит, будем делать!

    — У вас в команде коллективная ответственность?
    В. Ц.:
    Все распределено поровну. Быть может, Григорий Алексеевич больше участвует в тренировочном процессе, поскольку я в этом деле пока не такой знаток, как он. Стараюсь участвовать и учиться. Скорее, на мне ответственность за дисциплину, какие-то игровые моменты. Все-таки есть много вещей, о которых я знаю и могу рассказать.

    Г. М.: За результат будут спрашивать с нас обоих. У меня есть небольшой опыт самостоятельной тренерской работы. А вот игроцкий и жизненный опыт у Валерия Владимировича просто огромный. Хороший, считаю, симбиоз.

    Аналогии с прошлым

    — Валерий, насколько вы впечатлительный человек? Посудите сами, еще в начале лета прошлого года вы не работали в футболе. Сейчас — один из тренеров.
    В. Ц.:
    На самом деле здорово! Приятно ощущать себя опять в футболе. Эмоции и энергия игры — все это захлестывает. Очень приятно. В душе каждый раз радуюсь, что сейчас встану с утра, пойду на любимую работу. Точнее, это даже не работа, а любимое дело. Конечно, хотелось бы еще немного поиграть. Годы позволяют, чувствую это. Но травмы, к сожалению, дают о себе знать.

    — Можете сравнить последние изменения в своей жизни с тем, что произошло с вами в 2000 году: приход из армии, «Зенит», появление в числе кандидатов в сборную России?
    В. Ц.:
    Нет, тогда, почти 12 лет назад, произошел более резкий скачок. Все-таки только начал во второй лиге, отыграл два-три месяца — и оказался в высшей! Вскоре стал кандидатом в сборную. Хотя определенные аналогии провести можно. Сидишь дома, ничего не делаешь. Только начал понемножку помогать, а тут уже объявляют, что ты — тренер. Все это очень приятно.

     

    Жирков и Кержаков тоже не сразу заиграли

    — Когда создавался футбольный клуб «Русь», говорили, что он будет комплектоваться исключительно питерскими воспитанниками. Сейчас уже подтягивают приезжих футболистов. Это жизненная необходимость или своеобразный эксперимент?
    Г. М.: Цель остается прежней — в команде должны играть питерские ребята. Наш город — второй по численности населения в России. Не думаю, что мы не можем набрать ребят, которые были бы способны расти в первую очередь как футболисты. Приоритет — прежний. Есть определенные нюансы. Молодые ребята не хотят играть в КФК, но согласны уехать в другие города, чтобы там выступать во второй лиге. Мне непонятна их логика. Конечно, уровень КФК и второго дивизиона несопоставим. Но ведь мы и хотим расти все вместе. Иногда слышишь от футболистов: «Вот когда выйдете во вторую лигу, тогда и можно будет разговаривать». Будут ли нам эти ребята интересны? Уже другой вопрос. Есть еще футболисты, которые приехали из других городов и учатся в Петербурге. Например, Евгений Каратуша из Тольятти, который живет здесь уже лет пять и, по его собственным словам, ощущает себя петербуржцем. Главное, чтобы футболист жил идеей, интересами клуба. Если воспринимаешь его как перевалочный пункт, то это не то, что нам нужно.

    — Все более-менее перспективные молодые футболисты собраны в «Зените». Где найти других? Есть ли трудности с набором игроков из школ?
    Г. М.: Некоторые школы не хотят отдавать ребят. Да, все стремятся в «Зенит». Но некоторые из тех, кто попадает в резервный состав, начинают, на мой взгляд, себя переоценивать. Смотрят на вторую лигу и КФК сверху вниз. Хотя иногда нужно опускаться с небес на землю. Давайте вспомним, откуда в ЦСКА пришел в свое время Юрий Жирков. Из тамбовского «Спартака». Хорошо, когда футболисты заявляют о себе сразу, но не у всех так получается. Тот же Андрей Аршавин. Он же не сразу стал звездным игроком, поиграл сначала в дубле «Зенита». Александр Кержаков перед появлением в главной команде города выступал на уровне КФК. Хотелось бы, чтобы детско-юношеские школы шли навстречу, не боялись отдавать своих ребят. Зачем препятствовать их росту? Точно так же, если отдадут их нам, мы не будем удерживать. Поступит предложение из первого дивизиона — надо рассматривать. А если за кого-то держаться обеими руками, говорить, что тот или иной игрок — «наше все», и никому его не отдавать, то к 21–22 годам он может пропасть.

    В. Ц.: Согласен с Григорием Алексеевичем. Тренеры держат своих футболистов «в тепле», думают, что их можно куда-то продать. В итоге игроки «пересиживают». Ведь они могут играть и на более высоком уровне, где-то с мужичками набираться опыта. Потом, когда проходит время, уже тяжело в такой обстановке себя проявить, «ножки трясутся». Приедут они в другой город, в тот же Псков, где дяденьки зарабатывают деньги, чтобы прокормить семью. Да их просто «вынесут» с поля, они забудут, что такое футбол! Вот это, конечно, обидно. Не хотелось бы, чтобы в Питере так было.

    Любимчиков у нас нет

    — Расскажите о ходе подготовки команды к сезону.
    Г. М.:
    Тренировочные занятия начали еще в декабре. Провели селекционный сбор в Питере. Затем хорошо и плодотворно поработали в Турции. Погода и футбольные поля способствовали. Тот фундамент, который мы хотели заложить, наработки — все получилось. До возобновления первенства осталось около трех месяцев. Предстоящий зимний турнир МРО «Северо-Запад» очень удачно вписывается в план подготовки. Он позволит увидеть моменты, над которыми нужно еще больше работать. В любом случае работы непочатый край. В составе — молодые ребята, которые еще не играли на серьезном уровне. Они просто не знают, что это такое.

    — Можете выделить кого-то из новичков?
    Г. М.:
    Не хотелось бы. Мы постоянно говорим ребятам, что любимчиков нет. В то же время нет и тех, к кому мы относимся плохо. Они должны выполнять те требования, о которых им говорят, — это самое главное. Новички, которые пришли к нам зимой, уже проявляют себя. В то же время хотелось бы, чтобы некоторые делали это более энергично. Есть и те, кто играл еще в прошлом году, а сейчас показал себя в лучшем свете. Это радует. Значит, есть прогресс.

    — Задача на зимнем турнире — первое место? Или очередной этап подготовки?
    В. Ц.: В любых турнирах ставится задача занимать первое место. В то же время нужно наигрывать состав. Все-таки тренировочный процесс — это одно. В игре лучше видно, как человек готов. Словом, предстоящий турнир очень нам поможет, со многими футболистами по его итогам определимся.

    — После турнира какие планы?
    Г. М.: До середины марта планируем тренироваться в Питере. Заниматься будем в ДСИ «Зенит», на стадионе «Метрострой», где найдется тренажерный зал. На улице тоже.

    — А на Малой арене «Петровского»?
    В. Ц.: Если позволит погода. В такой мороз, конечно, работать нежелательно.

    Г. М.: В середине марта у нас планируются сборы. Поедем туда, где погода будет близкой к питерской. Нужно подойти к сезону в оптимальной форме.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»