• Главный редактор «радио Зенит» Федор Погорелов: «Талант — сложно определяемая категория»

    01.11.12 01:41

    Главный редактор «радио Зенит» Федор Погорелов: «Талант — сложно определяемая категория» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В октябре «Радио Зенит» отметило свой пятилетний юбилей. За этот небольшой срок радиостанция стала знаковой в нашем городе. «Спорт» пригласил в гости бессменного главного редактора дружественного коллектива Федора Погорелова. В нарушение всех наших устоев (беседуем с другом и коллегой) общались, как всегда, на «ты».

    Все расписано до декабря

    — Ты главный редактор «Радио Зенит», иногда ведешь репортажи с матчей одноименной команды, работаешь на Пятом канале, иногда пишешь о футболе на некоторых сайтах, рок-музыкант… В прежние времена в историях болезни был такой пункт: «Алкоголь, табакокурение и половую жизнь отрицает». Это, наверное, про тебя, ведь у тебя просто времени ни на что, кроме работы, не должно уже оставаться.
    — Не отрицаю ни одного из трех пунктов. У меня есть записная книжка (показывает). В ней сейчас все расписано до декабря. И стратегическое планирование позволяет находить время на все, включая даже озвученные пункты. Забыл самое главное — там есть семья, дети.

    — Времени свободного стало больше, наверное, потому, что сейчас «Радио Зенит» отпраздновало пятилетний юбилей. А когда-то его нужно было создавать. С нуля. Тяжко пришлось?
    — Совсем не тяжко. Идея создания радио принадлежит тогдашнему президенту «Зенита» Сергею Фурсенко. Это было летом 2006-го, он поделился этой мыслью и показал мне план. Но в тот момент клубу было не до того: в команду приходил Дик Адвокат, нужно было что-то выигрывать, Фатих Текке обещал забить 61 гол, но как-то не склеивалось… И к идее создания радио клуб вернулся уже в январе 2007-го. Я тогда познакомился с директором радио и его матерью-основательницей Еленой Ворожевой, она и предложила мне принять участие в этом проекте. Потом мы под руководством Елены Владиславовны собрались трудовым коллективом, который с момента основания почти не изменился. Это программный директор, коммерческий директор, технический директор и я как главный редактор. Определились с форматом, составили сетку. У нас есть лицензия, которая дает нам определенное пространство для маневра: тридцать три процента — музыка, столько же занимают спорт и новости.

    Стремиться избегать ляпов

    — Ты согласен, что прямой эфир — это некая лакмусовая бумажка, которая определяет меру таланта и профессионализма журналиста?
    — Я бы ограничился разговором о профессионализме. Талант — сложно определяемая категория.

     

    — Про прямой эфир незабвенный и обожаемый мною Виктор Сергеевич Набутов говорил: «Слово не воробей, не поймаешь — вылетишь».
    — Есть такое правило (улыбается).

    — Но ведь нужно набрать ребят, пригодных для работы в прямом эфире!
    — Набрать несложно. Гораздо сложнее обучить. Нужно отдать должное Валерию Жуку, нашему программному директору, за то, что костяк нашей команды оставался неизменным. Понятно, что никто не отменял фактор декретов, многих девушек нам пришлось, не теряя надежды на их возвращение, отпустить.

    — А что нужно сделать в сложившемся коллективе, чтобы вылететь?
    — У нас новости нейтральные, с употреблением нормального, живого языка. В прямом эфире не было ничего экстраординарного, катастрофического. Люди ошибаются. Можно перепутать трех игроков, особенно в хоккее. Шайба летает намного быстрее, чем мяч, и смены происходят каждые две минуты. Ошибаются все, за это увольнять или критиковать мы не будем. Будем разговаривать, стремиться избегать ляпов.

    — Сформировался костяк слушателей, которые часто звонят?
    — У нас изначально была идея максимального количества прямого эфира, чтобы быть ближе к слушателю. Мы не сами себе номера придумываем, на которые СМС присылать, а работаем с теми посредниками, у которых максимально дешевые сообщения. Семь рублей. Если вы отправите сообщение на «Радио Рекорд», то неожиданно обнаружите, что с вас сняли семьдесят рублей. Получается, мы изначально приглашали слушателей. И за эти пять лет у нас сложились с ними теплые, семейные отношения, что мы бесконечно ценим. Год или полтора назад мы проводили повторное маркетинговое исследование с нашими партнерами из Москвы, помогавшими нам в начале пути. Нам нужно было посмотреть, двигаемся ли мы в правильном направлении. Мы придумали анкету из ста вопросов и на всех интернет-порталах разместили ссылки на эту анкету. Через неделю мы получили больше тысячи анкет, нам не поверили: в течение месяца должно было быть триста-четыреста. И этого было бы достаточно. А в итоге этот кейс показал, что мы номер один для наших слушателей. Еще один момент — нас слушают, не только когда в пробке стоят, а в течение всего дня. Продолжительность слушания — одна из важнейших характеристик радио. И половину тех, кто пишет и слушает, я знаю.

    Радио называется, как команда

    — Один город — одна команда. И команда называется так, как радио...
    (Перебивает.) Все-таки радио называется, как команда. Не будем подменять понятия.

    — О ком-то из футболистов «Зенита» можно сказать, что это — готовый ведущий или журналист?
    — В свое время Владислав Радимов был вторым комментатором. Да и сейчас в «Зените» много людей, которые были бы хорошими вторыми комментаторами. Солировать — другая специфика, нужны навыки. А быть соведущим им вполне по силам. Константин Зырянов, Сергей Семак, Роман Широков — хотя когда он пришел впервые к нам, то отвечал на вопросы односложно: да или нет. Потом привык, и стало полегче (улыбается). Игорь Денисов — великолепный собеседник. Прекрасно понимает футбол, может много рассказать.

    — Почему ты выбрал в напарники для репортажей на «Сотке» Алексея Игонина?
    — Кирилл Набутов работает в паре с Алексеем Стрепетовым, меня по­просили найти нового партнера — до этого я комментировал вместе с Василием Костровским. Логика была понятна: нужен человек, которого в Петербурге знают все. Я составил короткий список, и Алексей был в нем первым. Я знал, что он закончил играть в Махачкале, и позвонил ему. Предложил. Встретились, посидели и обсудили предстоящий чемпионат России в прямом эфире. По моему мнению, он блестящий комментатор и эксперт. Человек, который может интересно и с необычным чувством юмора рассказывать о футболе.

    Блиц

    — Небольшой блиц, Федор?
    — Согласен!

    — Любимое место в Петербурге?
    — Центр, «золотой треугольник».

    — Любимая книга, которую постоянно хочется цитировать?
    — Стараюсь не делать этого постоянно. В любом возрасте есть книга, которую хочется цитировать, засунуть в каждую шутку. Я знаю наизусть Довлатова, могу пересказать его всего. Но ты же понимаешь, что постоянно цитировать Довлатова — плохой тон. В свое время мне очень нравились Ремарк, Бунин, Достоевский. Пожалуй, остановлюсь, иначе разговор будет долгим (улыбается).

    — А о кино — быстрее? У тебя есть любимый сериал?
    — С сериалами совсем плохо. Недавно я посмотрел сезон сериала «Эпизодс», где играет мой любимый Метт Леблан из «Друзей». Сериал «Друзья» — мой любимый, смотрел все десять сезонов. Раз по восемь (улыбается). Причем последние пять раз — на английском. «Филадельфия», «Простушка». Недавно выходила афиша с двумястами лучшими сериалами. Наверное, половину из них я смотрел. В рваном ритме довольно трудно найти время на полноценный фильм, но из тысячи лучших фильмов, наверное, сотню я видел.

    — Музыкальные пристрастия?
    — Сложная тема. В свое время у меня была огромная коробка с кассетами. У меня был хороший друг Паша Несмеянов, у него можно было взять послушать всю специфичную во времена без Интернета музыку. Прослушал весь русский рок — «Аквариум», ДДТ, «Аукцион», «Алису». Слушать что-то постоянно невозможно. Мне всегда нужна новая классная музыка, но ее, к сожалению, не так много. Переслушал весь джаз, классику. Я ведь в музыкальной школе учился.

    — А в одежде предпочтения какие?
    — Никаких.

    — Дорогие авто?
    — Я купил у родственников с рук неновый автомобиль и был дико доволен. Это была первая машина, в 2008 году. Она с тех пор стала немного старше и, на мой взгляд, только лучше (смеется). И когда смотрю на новые машины, понимаю: буду ездить на своей, пока она не развалится.

    — Если к тебе спустится дьявол и скажет, что «Зенит» чемпионом на сей раз не станет. А право выбора за тобой. Какую команду назовешь?
    — «Крылья Советов».

    — Там как раз Сережа Петров...
    — Меня больше волнует, что там Андрей Кобелев и там любят футбол.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»