• Главный тренер «Авангарда» Раймо Сумманен: «Чувствую русскии прагматизм»

    27.12.10 01:40

    Главный менеджер «Авангарда» Анатолий Бардин, комментируя перед началом сезона назначение Раймо Сумманена на должность главного тренера клуба, подчеркивал, что берет его на небольшие деньги. Однако сейчас это уже вряд ли решающий аргумент для болельщиков. Важнее то, что при финском тренере «ястребы» показывают симпатичную игру, мало пропускают и занимают довольно высокое место в турнирной таблице. Мы поговорили с Раймо не только о хоккее, но и о жизни вообще. И, естественно, о его впечатлениях от России.

    Тренер — как доктор или священник

    — Подметили ли вы какие-то национальные особенности у русских игроков?
    — У русских игроков нет особых отличий от шведских, канадских и финских, зато между ними самими много различий. Если я проработаю тут больше года, то, может быть, скажу по-другому. Финнов, шведов можно как-то в целом охарактеризовать, а русских — нельзя. У каждого из них очень индивидуальный характер. Хотя раньше я думал, что могу сказать о русских что-то в общем.

    — А чем отличаются финские игроки и тренеры от остальных?
    — В финском хоккее раньше было канадское, чешское и шведское влияние, потом русские тренеры появились. Наконец, лет пять назад я почувствовал, что вроде бы мы нашли какой-то свой, финский путь в хоккее, но сейчас, к сожалению, снова ничего не получается. Я даже не смогу сейчас ответить, что такое финский тренер. Я понимаю, конечно, что нужно брать все хорошее у других стран, но нужно все же искать и свою индивидуальность.

    — Насколько трудно было наладить отношения с таким звездным игроком, как Ягр?
    — Тренировать такого игрока — всегда большая привилегия для меня. Мне очень повезло. Не могу сказать, что с ним проще или труднее, чем с другими хоккеистами. Скажу только, что он мне очень сильно помогает. Я ему за это благодарен.

    — А есть ли у Яромира какие-то звездные манеры, капризы?
    — В моем понимании, работа тренера сродни ремеслу доктора или священника. Поэтому так откровенно не могу все рассказывать о своих хоккеистах, поскольку в команде есть своя атмосфера, которую мы очень ценим. И при этом мы друг другу доверяем. Больше всего меня удивило, что Ягр — один из самых трудолюбивых игроков. За него всегда говорят его действия. Больше чем слова.

    — Говорят, что он может даже ночью приехать потренироваться...
    — Да, это правда.

    — Довольны ли вы той самой атмосферой в команде?
    — В хоккее всегда так: если ты побеждаешь, то она хорошая, если проигрываешь — все вокруг плохо. У игроков и тренеров, которые по 20–30 лет в хоккее, уже это в крови — когда выигрываем, чувствуем настоящую радость. Когда матч проигран и кто-то начинает смеяться в раздевалке, я понимаю, что игроки просто пытаются себя подбодрить, а настоящее счастье приносят только победы.

     

    Жду настоящих холодов

    — Можно ли сказать, что вы уже освоились в нашей лиге?
    — Всегда нужно учиться чему-то, хотя сейчас уже немного легче — чувствую ритм вашего хоккея. Я должен больше узнать об отдельных игроках лиги, сейчас я хорошо знаю не всех. Когда изучу всех лучших, смогу настраивать свою команду на игру против них. Мне очень помогают и Василий Тихонов, и Игорь Никитин, и Сергей Храмцов.

    — Есть ли у КХЛ какие-то особенности, кроме обширной географии?
    — Большие площадки, нужно уметь очень хорошо кататься. Очень тяжелые перелеты. Чрезвычайно высокий уровень игроков, поэтому при каждом своем удалении ты можешь пропустить гол. Порой ты уже это предчувствуешь. Иногда игра может идти спокойно, и вдруг все меняется, начинается большая активность, все непредсказуемо.

    — Тем почетнее стать здесь чемпионом?
    — Мне повезло, я уже выигрывал в Финляндии. У тренеров должны быть победы, хотя я понимаю, что у некоторых команд просто нет достаточно хороших игроков. Но в Омске есть такие хоккеисты, о которых тренер может только мечтать. Иногда о выигрыше командой чемпионата говорят, что это победа тренера, для меня же это всегда заслуга игроков.

    — Может быть, что-то вас удивило в России?
    — Уровень игры. Все команды, которые приезжали к нам в гости, не тушевались и намеревались победить. Русский прагматизм. Я чувствую давление на все команды, не только на нашу. Если кто-то проигрывает одну-две встречи, сразу же что-то происходит. Все становятся недовольными. При таком отношении всегда нужно выигрывать. И еще меня удивило, что я не могу дать какую-то определенную характеристику ни игрокам, ни русским людям вообще. Настолько все разные.

    А из того, что не связано с хоккеем, — здесь, в Сибири, очень много солнца. Всегда светло. Это для меня самый большой подарок. И я все еще жду, когда будет действительно холодно. Да, сейчас мороз чуть-чуть сильнее, но…

    — Поскольку вы из Финляндии, вы, наверное, не боитесь наших холодов?
    — Мне все равно, будет холодно или тепло. Главное, чтобы было так же светло.

    Предпочитаю местных хоккеистов иностранцам

    — Если есть свободное время, то как его проводите? Помнится, на прямой линии с болельщиками вы говорили: «Сегодня я пойду в музей Достоевского»...
    — У меня очень простая жизнь: я люблю заниматься спортом, читать. При нынешнем напряженном графике, пользуясь каким-то небольшим перерывом, смотрю фильмы, стараюсь разрядить мозг от хоккея. И одно из последних хобби — ищу в Интернете какие-то интересные статьи о жизни Сибири, собираю их.

    — А если книги, то чаще всего какие?
    — Мне нравятся биографии. Когда люди рассказывают историю своей жизни, о достижениях, личном опыте. Любимая книга — «Черный лебедь» Нассима Талеба. Перечитываю ее постоянно.

    — Мы уже убедились, что вы человек эмоциональный. Часто ли вам приходится повышать голос на игроков?
    — Если нет эмоций, то нет и действий. Всегда, чтобы игроков как-то мотивировать, вдохновлять, нужно вызывать у них эмоции.

    — Что вы чувствуете, когда команда не выполняет тренерские установки?
    — Прежде всего у нас есть тренерский состав. Мне очень важна поддержка Тихонова, Никитина и Храмцова, ведь я не говорю по-русски. У нас есть ключевые игроки, и мы все вместе пытаемся решить проблемы, которые у нас возникают. Естественно, я чувствую неудовлетворение, когда команда проигрывает. Но в данный момент я доволен, что команда пытается выполнить наш план. Есть две вещи, над которыми они должны работать: играть до конца и всегда быть дисциплинированными.

    — В команду вернулся Игорь Волков. Насколько он может усилить «Авангард»?
    — Он очень быстрый игрок, и я уже говорил, когда только приехал сюда, что предпочитаю русских хоккеистов иностранцам. Потому что команда всегда лучше объединяется, когда там много местных игроков. Выигрываешь или проигрываешь — с этим результатом тебе приходится здесь жить. А иностранцы просто садятся в самолет и улетают после сезона. А если много игроков именно из этого же города или просто из России, то они всегда больше хотят победить. Омские ребята всегда больше отдаются игре. И мне всегда легче выстроить команду, когда таких много.

    — То есть это хорошая мотивация для ребят — играть за свой город?
    — Да. Я имею в виду здесь и другие команды лиги. Я, например, не понимаю, что там делают очень многие иностранцы, поскольку очень много хороших русских игроков, которые могли бы быть на их месте. У нас, например, есть молодые Пивцакин, Калинин — они уже добились многого. Я доволен их тренировками, они очень усердно работают каждый день. Я не мог поверить своим глазам, насколько тут хороший материал для работы!

    — Значит, клубы должны больше доверять своей молодежи?
    — Естественно. Но одной молодежью чемпионат не выиграть. Молодым игрокам очень тяжело психологически. Без опытных профессионалов не обойтись.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»