-
Главный тренер «Динамо» Миодраг Божович: «В России слишком много платят»
Межсезонье29.01.11 03:16
Даже в огромном фойе «Корнелии Даймонд» главного тренера московского «Динамо» видно без труда. Высокий импозантный черногорец с походкой как у героев сериала «Противостояние» обращает на себя внимание даже престарелых гольфистов, кружащих в фойе в ожидании хорошей погоды. За стеклянными стенами отеля льет зимний анталийский дождь, Божович заказывает эспрессо, улыбается и… сам начинает наше интервью.
— Погода какая прекрасная все время сбора была, а под конец — дожди. Но все равно лучше, чем холод.
— Между прочим, и у ваших подопечных настроение приподнятое: все рады, что сбор заканчивается и завтра уже домой.
— Вряд ли это потому, что сбор длительный или сложный. Двенадцать дней — это совсем немного, тем более что за весь период у нас только дважды были двухразовые тренировки. Скорее может иметь место какая-то моральная усталость: футболисты очень остро всегда переживают оторванность от дома.— Кстати, о нагрузках. Тренерский цех как-то уж очень явно поделился на две категории: у одних после занятий игроков на первых сборах буквально тошнит от высоких нагрузок, у других — беговые и прочие занятия на выносливость очень дозированы. Вы явно из последних.
— У каждого свой взгляд на футбол и на физическую подготовку. Мой обусловлен собственным опытом как игрока: очень хорошо знаю разницу между бегом по кругу и собственно игрой. Футбол — это такая работа, во время которой никто не носится как угорелый по определенной окружности. Так что я не вижу большого смысла посвящать сбор исключительно бесцельному движению на выносливость. Думаю, надо движение осуществлять на поле, и любой бег на тренировке должен быть… как бы так сказать… футбольным.— Вы ведь во время сборов тоже тренируетесь вместе со своим штабом. Имею в виду товарищеские матчи, которые регулярно проводятся между «Динамо» тренерским и «Динамо» администраторским. Счет-то хоть ведете?
— Да, в этом году мы играем гораздо больше матчей, чем в прошлом. До настоящего момента у нас на одну победу больше, чем у команды персонала. Даже несмотря на то, что за «Массажистов-администраторов» выступает такой сильный футболист, как Дима Хохлов.— Как вам его работа?
— Он пока много самостоятельно не работает: посвящает время в основном тому, что наблюдает за процессом. Но для меня его мнение важно, поэтому я сразу сказал Диме: если у него есть какие-то мысли относительно того, что происходит на поле, что можно было бы добавить или скорректировать в нашей работе, то он может и должен их свободно мне высказывать. Это ему должно помогать: он только окончил Высшую школу тренеров, и такая работа на практике для него полезна. В общем, от работы с Димой у меня только положительные эмоции.— Непосредственно на втором этапе подготовки все намеченное выполнили?
— Всю запланированную работу сделали, нагрузки, которые хотели дать, — тоже дали, и все с ними справились. Очень рад, что у нас не прибавилось травмированных: на сегодняшний момент, кроме восстанавливающихся Кисенкова и Колодина, все здоровы. Так же как и многие, ожидаем усиления, но пока у нас ничего не получается.— В начале сбора вы отмечали, что команде нужно усиление в виде одного-двух сильных игроков. Не беспокоит то, что до сих пор нет никаких подвижек в этом плане?
— Нет никакого беспокойства. Даже если мы останемся в том составе, который имеем сейчас, мы вполне можем бороться за высокое место. У нас и сейчас качественная команда. Но если возможно усилиться двумя хорошего уровня игроками, то и нам будет легче, и появится шанс зацепиться за что-то большое — еврокубковую зону или зону Лиги чемпионов. Но даже если такого усиления не будет, мы будем стараться выполнить такую задачу. Мне неинтересна селекция ради селекции: если у нас и будут новички, то очень хорошего уровня, а просто пополнять команду ради количества смысла нет никакого.— В прессе звучало, что вы наложили вето на продажу Воронина. Что за ситуация?
— Не было никакого вето. Просто я как-то сказал, что оптимальным было бы, если бы «Динамо» сохранило команду, которая есть сейчас, плюс усиление одним-двумя игроками для повышения мотивации у тех, кто уже занимает позиции в стартовом составе.— Кстати о них: немецкие гольфисты, которые в большом количестве бродят сейчас по фойе вашего отеля, приходят в неописуемый восторг, сталкиваясь здесь с Кевином Кураньи. Ощущает сам Кевин свой звездный статус в таких закрытых пространствах?
— (Улыбается.) Нет, ну что вы. Кевин — это тот самый редкий новичок, который по своим человеческим качествам очень быстро был принят всеми ребятами. Они сразу же нашли общий язык, и, даже несмотря на то, что Кевин не говорит по-русски, все его понимают. Он никогда не ставит себя как звезда, какой бы ни была ситуация, и поэтому его все в команде любят. Кроме того, Кураньи не из тех, кто смотрит на российский чемпионат как на трамплин: ему в команде нравится, и он не поглядывает за границу в надежде сбежать в первый же удобный момент, как это делают многие успешные легионеры.— Вы в постоянном общении со своими подопечными: как считаете, у кого из них наиболее сложный характер и кому из них сложно с вами?
— Трудно сказать — все разнохарактерные. А со мной, думаю, всем легко. Все говорят, что я слишком демократичен, но это не так. Да, демократия, но в то же время и справедливость. В общем, если у кого-то из игроков возникли проблемы со мной — это значит, что у него проблемы с самим собой на самом деле.— Мы тут журналистской диаспорой недавно решили, что если что-то случится с «Амкаром», то второй «черной вдовой» чемпионата после Слуцкого (как только он оставляет команды, они волшебным образом перестают существовать) будете вы.
— (Смеется.) Я, конечно, следил за судьбой пермской команды и очень рад, что все закончилось благополучно. Но рад этому, конечно, не потому, что мне удалось избежать звания «черной вдовы». И в действительности дело не во мне и не в Слуцком в каждом из этих случаев, а в проблемах российского футбола. Не наша же вина в том, что произошло с «Сатурном», «Крыльями», «Томью» и так далее…— Ваш взгляд одновременно и со стороны, и изнутри: что надо делать, чтобы решить проблемы российского футбола?
— Надо, чтобы клубы зарабатывали деньги. Как это сделать? Мне трудно назвать абсолютно все. Но некоторые мысли есть. Во-первых, в России очень большие зарплаты, и у футболистов, и у тренеров. И все это распространяется по цепочке от топ-клубов к маленьким. Конечно, городам, в которых нет такого оборота средств, как в Москве, трудно выдержать гонку бюджетов. Это первоочередная проблема — надо снижать эту статью. Второе — надо зарабатывать больше на телевидении. В России эта цифра гораздо ниже, чем в других чемпионатах. Надо привлекать и других спонсоров. К примеру, раз уж мы в Турции, то их чемпионату платит крупная букмекерская контора не потому, что ей деньги девать некуда, а потому что это закон: зарабатываешь на том, что люди делают футбольные ставки, значит, должен участвовать в финансировании футбола. Это, на мой взгляд, правильно.Белек
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»