• Главный тренер ФК «Москва» Леонид Слуцкий: Железо только гнется

    10.08.07 16:01

    Главный тренер ФК «Москва» Леонид Слуцкий: Железо только гнется - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Мы почти уже привыкли к тому, что «Москва» год за годом плавно наращивает обороты. От ущербного имиджа «Торпедо-ЗИЛ» и «Торпедо-Металлург» остались воспоминания, да и те понемногу мутнеют в памяти народной. Теперь«Москва» в новой роли – раз за разом совершает набеги на место во главе турнирной таблицы.

    Вот уже шестой месяц пошел, как команду под руководством Леонида Слуцкого называют лидером чемпионата России. Одним из лидеров, если точнее. Когда несколько лет назад генеральный директор клуба Юрий Белоус заявил, что в 2007-м «Москва» станет чемпионом, все дружно и небеспричинно смеялись. Может, и не станет. Но попытается обязательно.

    Тенденция к слому тенденций

    – «Как только начинаешь всерьез рассматривать какие-то тенденции – они тут же опровергают сами себя. И получается, что прежние выводы теряют смысл» – интересное, на мой взгляд, наблюдение, и принадлежит оно вам.
    – Я не о глобальных тенденциях говорил, а больше о своей работе. Да, так и есть на самом деле. Последний пример: мы в первом круге меньше всех в премьер-лиге пропускали, у нас было большое количество игр «на ноль». Просто сердце радовалось! А потом… Два получаем от «Сатурна», два – от «Зенита», четыре – от «Кубани»... Вот вам и вся тенденция.

    – Нет ощущения, что команда стала менее управляемой, чем прежде?
    – Нет. Другое дело, что, скажем, в Краснодаре при 0:2, когда мы тактически перестроились и пошли ва-банк, многое перестало получаться – и впереди, и сзади.

    – В первых тринадцати матчах чемпионата с участием «Москвы» было забито двадцать мячей, в следующих пяти – тоже двадцать.
    – Вот я и говорю: футбол – во многом иррациональный вид деятельности, поэтому подобного рода наблюдения часто не отвечают логике.

    – Несколько матчей, которые прошли, можно сказать, в бесшабашной, несвойственной «Москве» манере, не натолкнули клубное руководство на мысль, что нужно срочно укреплять центральную ось?
    – Меня – нет. Вообще, в идеале, когда все идет более-менее нормально, тренер ни за что не станет экспериментировать с линией обороны и вратарем. Не собираюсь жаловаться и оправдываться, но смотрите, что получается. У нас в прошлом году была «обойма» из трех центральных защитников, но с 9-го тура стала играть пара Окоронкво – Годунок, и такой квалифицированный футболист, как Йоп, не провел больше ни одного матча. Стабильность обороны – залог общей игровой стабильности. К огромному сожалению, в сезоне-2007 этот термин из моего лексикона выпал. Начинали мы чемпионат парой Окоронкво – Годунок, в уровне которой нет никаких сомнений, и до травмы Айзека серьезных проблем сзади не имели. А дальше... Хотели использовать в этой зоне Хубника, но он в игре с ЦСКА получает повреждение. Пробуем сочетание Епуряну – Годунок – не очень удачно. Возвращаем в состав Йопа – получает травму Годунок. Ставим на эту позицию Ребежу – он тут же травмируется. Играем Йоп – Епуряну, потому что Хубник бывает здоров только периодически, – тоже не слава богу...

     

    Одна игра – месяц лечения

    – Футбол ведь не шашки...
    – Думаю, любая команда, которой пришлось бы вынужденно поменять столько вариантов расстановки центральных защитников, имела бы проблемы. И сейчас меня эта ситуация продолжает волновать, потому что игра «Моск­вы» напрямую зависит именно от этого звена. На том, как оно уплотняет линию полузащиты, по сути, построена вся система отбора. Да, конечно, травмы – обстоятельство, которое необходимо учитывать заранее, но я никак не ожидал, что их будет так много. Бракамонте отыграл первые восемь туров и вышел в режим «одна игра – месяц лечения». Окоронкво до сих пор не в строю. На серьезные сроки выбывали Быстров, Крунич. Недавно вот Жевнов травмировался.

    – А свой Рахимич у вас в команде есть? Такой «железный дровосек»...
    – Может быть, Семак в какой-то степени. Железо ведь не ломается, а только гнется. Но и Семак перед финалом Кубка России заработал травму косых мышц живота.

    – Какова, любопытно, технология ее получения?
    – В единоборстве, при скручивании корпуса... Казалось бы, ну все клубом сделано в плане профилактики и лечения! И тренер по физподготовке есть в штате, и реабилитолог, и контракт с отличным медицинским центром – но количество травм, увы, не снижается.

    – Зато в команде много футболи­стов голодных, злых, молодые получают свои шансы. Это из позитивного постулата «Ищи хорошее в плохом». Можно так сказать?
    – Сказать-то можно. Но мне прекрасно известны возможности футболистов, и если человек заслуживает шанса, если я вижу это по тренировочной работе, он его, безусловно, получит. Независимо от количества общекомандных травм. А если футболист не готов, он не получит своего шанса даже в том случае, если на его позиции нет номинальной конкуренции. Будут какие-то сдвижки, корректировка тактики, но неготовый к игре человек у меня на поле не выйдет. Так что, уверен, надуманная это тема. Не знаю ни одного тренера, который уповал бы на поговорку «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

    – Примерно об этом, говорят, недавно задумался тренер «Зенита»: хватит, дескать, ставить в состав сытых…
    – Мне проблемы Дика Адвоката неведомы. У нас нет людей с заоблачными контрактами и статусных футболистов, кроме Семака, нет. Но Сергей по своей сути такой человек, что ему это дело точно не грозит. Очень мне сложно представить кого-то из своих футболистов, как вы говорите, сытым.

    Пусть планирует госплан

    – Невероятная плотность в турнирной таблице может служить оправданием перед клубным руководством? Ведь каждое поражение в сезоне-2007 – это три-четыре позиции вниз, соответственно, победа – столь же динамичное движение вверх.
    – Понимаю, о чем речь. И понимаю, что теоретически «Москва» может закончить чемпионат как первой, так и, скажем, двенадцатой.

    – Легко.
    – Ну что тут сказать? Наверное, руководство будет оценивать и качество игры, и общекомандный рост, и прогресс отдельных игроков. Всем понятно, что пара случайных очков может разделить пять-семь позиций. Третий ты или десятый – есть, наверное, разница.

    – Два-три тура назад вы говорили, что рано еще очки высчитывать. Сейчас не пора?
    – Считать очки – это значит их планировать. А как можно что-то планировать, если мы получаем пощечину в Краснодаре, а до этого выигрываем в Томске? Может быть, логичнее было бы наоборот? Ни у кого в премьер-лиге нет сегодня запаса прочности. Меня лично тревожит при этом и кадровый вопрос. Практика показывает: если никто у тебя в игре не выпадает – это на 90 процентов гарантированная победа. Если выпадает один человек – на 50 процентов победа (но ничья уж точно). Выпадают двое или больше – готовься к поражению.

    Люди и башни

    – Если о фаворитах говорить сложно, то что вы думаете о потенциально лучшем футболисте сезона? Я вот пока не могу даже отдаленно представить, кто им может стать...
    – А я могу. Группу назову легко. Иванович, Данни, Вагнер Лав – вот эти трое. Добавил бы сюда и Павлюченко, если бы не травма в начале сезона. Однако то, как Роман выглядит сегодня, заставляет очень серьезно к нему относиться.

    – Пабло Баррьентос за время, проведенное в России, скорректировал свой менталитет?
    – Измениться полностью Баррьентос не сможет никогда. Он и в 50 лет останется ребенком. Но изменения, однозначно, есть. Он стал получать меньше карточек, гораздо серьезнее работает на тренировках, вполне комфортно чувствует себя в коллективе. Я двумя руками голосую за то, чтобы Баррьентосов в нашем футболе было как можно больше! Все тренеры рано или поздно сталкиваются с проблемой сложных футбольных натур, и многое зависит от уровня этой самой сложности. Очень серьезный тренер Лучано Спаллетти рассказывал мне, например, что Кассано – абсолютно неуправляемый человек. Не сложный, а совершенно невозможный, и работа с ним превращается в одну сплошную муку. А еще говорил про невероятно сложного Тотти, который может, например, уйти с тренировки, если ему что-то не понравится, но к которому реально подобрать ключи. И этот процесс становится очень интересной задачей, очень творческой. Баррьентос – точно не Кассано, к нему, однозначно, можно найти подход. Футбол двигают вперед личности, и Баррьентос, на мой взгляд, к ним относится.

    Страсти по скамейке

    – С приходом в клуб Владимира Федотова в ваших взаимоотношениях с командой что-то поменялось?
    – Давайте начнем с того, что Григорьич за все это время всего один раз был на базе, а поэтому оказать влияние на такие тонкие материи не мог просто физически. У него достаточно широкий круг обязанностей – и по селекции, и по дублю, и по школе. А вообще, любому человеку из клубной структуры, если он не тренер, очень сложно поддерживать контакт с командой. В коллективе нужно быть каждый день, жить его заботами и проблемами. Разовые приходы здесь не работают. Можно, конечно, рассказать пару анекдотов, похлопать кого-то по плечу, пожелать всего хорошего, но это не уровень взаимоотношений. Контакт главного тренера с командой – опция совершенно уникальная. Она не должна зависеть от того, сколько человек пытается помочь этот контакт выстроить или, наоборот, хочет его нарушить. Как в семье: если муж с женой не в ладах, то приезд тещи вряд ли кардинально изменит положение дел.

    – Думаю, вам понятна подоплека заданного вопроса...
    – Федотова взяли «под Слуцкого».

    – Ну да, что-то вроде этого. В Интернете целая дискуссия разгорелась: сидеть ему на скамейке во время матчей или не сидеть...
    – Она в Интернете и закончилась. Сугубо интерактивный вопрос, абсолютно нефутбольный. Владимир Григорьевич прекрасно все понимает, лучше, чем кто бы то ни было. Он никогда в этой ситуации не даст повода для пересудов. Соответственно, и у нас с ним никаких вопросов на этот счет не возникало.

    – Любопытно, что это уже третья в сезоне относительно родственная схема: Бышовец – Семин, Федотов – Черчесов, Слуцкий – Федотов. Одна из них сработала.
    – Знаете, что я могу на этот счет сказать? Вот совершенно откровенно? Если я не справлюсь со своими функциями и руководство примет решение поменять главного тренера ФК «Москва», мне лично – в глобальном смысле – все равно, кто придет на смену. Не справился – я, что-то сделал не так – я, отвечал за все – я. А кто будет исправлять мои ошибки – Владимир Федотов или Чезаре Мальдини – это уже не мой вопрос, это к руководству. Что по этому поводу думает руководство, я знать не могу.

    – А на судьбу Эктора Бракамонте вы повлиять можете? Пошли разговоры, что он собирается уехать из России...
    – Да-а? Как интересно...

    – «Наполи» проявляет к нему интерес, разве нет?
    – Я не знаю уровень предложений и запросов по Эктору, но одно могу сказать точно: Бракамонте «Москве» нужен. Если бы он был здоров и играл так, как в начале сезона, очков у нас, однозначно, было бы больше.

    Нет пророка в своем отечестве

    – У «Москвы» в 2007-м остался, в сущности, всего один выезд, да и то не самый далекий – в Питер. Остальные матчи – Москва и область. Считаете такой календарь преимуществом перед конкурентами?
    – Вряд ли. Календарь, с моей точки зрения, вообще не может являться преимуществом. Самый яркий пример этого сезона: «Луч» стоит на вылет, Сергей Павлов на грани увольнения, губернатор Дарькин берет ситуацию под личный контроль, все зависит от следующих матчей, а они у «Луча» с кем? С ЦСКА и «Локомотивом». В плане календаря – хуже не придумаешь. А «Луч» берет и крушит сначала ЦСКА, а потом и «Локомотив», показывая очень содержательный футбол.
    Да, нам никуда ехать не надо, и это удобно, конечно, в бытовом плане: готовимся себе на базе, никаких самолетов, автобусов, гостиниц. Но на количество набранных и потерянных очков этот фактор напрямую не повлияет. Есть в футболе вещи посерьезнее.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»