• Главный тренер «Металлурга» Мг Валерий Белоусов: «Главное — внутреннее равновесие»

    03.12.08 01:25

    Совсем скоро — в декабре — самый титулованный наставник КХЛ Валерий Белоусов отметит свое 60-летие. Никто не сомневается: на Валерия Константиновича в этот день обрушится шквал поздравлений со всей страны. Да что страны — со всего мира. Ведь о «белоусовском стиле» знают все ведущие хоккейные специалисты: от Северной Америки до Японии.

    — Валерий Константинович, признайтесь: уже думаете, как будете отмечать свой юбилей?
    — Так получается, что день рождения у меня всегда выпадает на перерыв в чемпионате. Но тренировки-то никто не отменяет. Поэтому выберу в декабре какой-нибудь ближайший к дате выходной, приглашу друзей. Ну а по-настоящему потом в Челябинске отмечу: со своими родственниками, они у меня в основном в Свердлов­ской области живут, с теми, с кем в «Тракторе» поиграл и поработал в свое время. Дата круглая, тут не отвертишься.

    — А в вашу бытность игроком как свои дни рождения отмечали?
    — Как правило, не до того было. Играли ведь, в поездках все время. В Канаде несколько раз свой день рождения встречал, в Японии... А в последние годы — уже дома. Запомнился 1998 год, мне пятьдесят стукнуло. Вот тогда были подарки так подарки: «Металлург» чемпионат выиграл, Евролигу… Хороший был год!

    — Весной, когда вы вернулись в Магнитогорск, в одном из интервью обронили такую фразу: «Словно бы и не уезжал никуда». Действительно ли присутствовало это ощущение родных стен?
    — А вы как думаете? Проработать в команде семь лет — это срок серьезный. Уже знаешь тут всех: от персонала до руководства клуба. Не надо заново привыкать, не надо приспосабливаться.

    — А если о команде говорить?
    — Ну от той команды, с которой я работал, остался один Гусманов. Хотя со многими игроками я знаком по другим коллективам, по сборной, в которой помогал Борису Михайлову. А если говорить о стиле команды, о почерке… После меня четыре тренера с «Магниткой» работали, в том числе два ино­странца — чех и канадец. Каждый ведь привносил что-то свое.

    — Для многих в конце прошлого сезона словосочетание «безработный Белоусов» звучало, мягко говоря, не очень привычно…
    — Конечно, осталась обида на «Авангард». Даже не обида, боль от того, что не дали сезон закончить. И дело вовсе не в моих заслугах, регалиях. Менять наставника в разгар чемпионата, когда команда идет на восьмом месте… Я ведь всегда повторяю: хоккеистов готовлю не на полсезона, а к самому главному, к плей-офф. И совсем не обязательно золото получит тот, кто в «гладком» чемпионате на первом месте идет. Примеров подобных сколько угодно.

     

    — Наверное, в хоккее понятия «триумф» и «разочарование» часто соседствуют…
    — Нередко. Взять тот же «Трактор» 1990-х годов. Команда стала бронзовым призером чемпионата страны, функционально она была готова лет на десять вперед. И вполне могла претендовать на золотые медали. Поддержи нас тогда город, поддержи руководство завода, и кто знает... Жалко. Было обидно за ребят и за ту работу, которая оказалась невостребованной.

    — Но сегодня мы все свидетели того, как «Трактор» снова набирает обороты…
    — Да, сейчас это уже не та команда, которая была всего пару лет назад. Хороший подбор хоккеистов, дворец новый строится... Видно, что появилась заинтересованность, возможности появились. А школа «Трактора», его болельщики — они вообще никуда не исчезали. Так что в Челябинске потихоньку все становится на свои места.

    — Под сводами «Арены-Металлург» висят шесть свитеров легендарных игроков «Магнитки». Кого бы вы еще в этот ряд добавили?
    — Трудно сказать. Второго Корешкова, Саши, наверное, не хватает. Вот закончит он игровую карьеру — может, повесят и его номер. Под крышей дворца должны быть свитера хоккеистов, долго поигравших за клуб, завоевавших для него важные трофеи. И пусть молодежь знает своих героев. А места под сводами еще много.

    — Трудно назвать хоккейные титулы, которыми не обладает Валерий Белоусов. Чего-то еще хочется?
    — Всегда чего-то хочется. Многого еще в моей коллекции не хватает. Как игрок — ничего, кроме бронзы чемпионата страны, не получал. Как тренер — не выигрывал Олимпиаду и чемпионат мира…

    — А Кубок Стэнли?
    — Никогда не хотел, не мечтал играть в НХЛ. Может, время такое было. Тогда мы даже думать об этом не могли.

    — Зато в Японии несколько сезонов провели.
    — Я туда уехал играющим тренером, когда мне было 33 года. Эти три сезона в Японии мне многое дали. Главное — внутреннее равновесие. Я отстранился от суеты, которая здесь постоянно нас сопровождает, сосредоточился на тренерской работе. Можно сказать, уехал одним человеком, а вернулся совсем другим.

    Магнитогорск


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»