• Главный тренер сборной Казахстана Андрей Хомутов: «Уезжал в Швейцарию, потому что хотел нормально пожить»

    27.04.11 07:18

    В Киеве в выходные завершился чемпионат мира в первом дивизионе, где в решающей игре сборная Казахстана сломила в овертайме сопротивление хозяев чемпионата сборной Украины (3:2) и завоевала путевку в элитный класс. В ходе чемпионата 50-летний юбилей отметил легендарный российский игрок, а ныне наставник сборной Казахстана и «Барыса» Андрей Хомутов, с которым и пообщался корреспондент «Спорта».

    — Андрей Валентинович, поздравляем вас с 50-летним юбилеем и с победой сборной Казахстана!
    — Спасибо. Все знали, что юбилей я буду отмечать после чемпионата мира в Киеве, а в ходе турнира на первом месте была работа. И задачу мы свою выполнили, вернув сборную Казахстана в топ-дивизион.

    — Вы уезжали играть в Швейцарию в начале 1990-х, а вернулись в отечественный хоккей в 2007 году. Что изменилось?
    — Появилась КХЛ. Люди, которые занялись этим проектом, подняли уровень нашего хоккея так, что о нем сейчас говорят во всем мире. Все, что сейчас происходит в КХЛ, — здорово, и лига будет прогрессировать и в дальнейшем. Конечно, не все сразу, но за три года уже сделано очень многое.

    — Вы трижды выигрывали Олимпиаду, много раз чемпионаты мира и Европы. Какая из побед для вас самая памятная?
    — Приятно, когда смотришь на медали и вспоминаешь былые успехи сборной. Все ребята навсегда останутся в моем сердце, ведь наша команда тогда была самой сильной в мире. Но, наверное, наиболее памятная победа — на Олимпиаде 1992 года в Альбервилле. Тогда нас считали по составу слабее шведов, канадцев и американцев. Было приятно, что смогли доказать, что наш хоккей по-прежнему самый сильный.

    — Кто-то из нынешнего поколения способен собрать такой же урожай, как вы, на международной арене в составе российской сборной?
    — Конечно, может. Ведь, несмотря на отдельные осечки, российская сборная опять доминирует на международных турнирах.

    — Довольны вступлением вашего клуба, «Барыса», в минувшем сезоне?
    — Были хорошие матчи, были поединки, которые у нас не получились, но в целом задачу на сезон — попадание в плей-офф — мы выполнили. Но на старте Кубка Гагарина попали на Казань, а «Ак Барс» — одна из самых сильных команд в КХЛ, и пройти их мы не смогли.

    — Но в этом сезоне казанцы завершили свой путь в плей-офф на ранней стадии. Так же как и другая звездная команда — СКА.
    — Подбор игроков у СКА действительно очень сильный, но ведь в команде должны быть и «рабочие лошадки», которые борются за шайбу, выдирают ее, а не просто ждут, что кто-то ее положит на клюшку. Ну и конечно, очень жаль, что во втором раунде плей-офф не играл Яшин, звено которого много забивало в большинстве и было одним из сильнейших в лиге. Но Яшин получил травму, пришлось перекраивать состав, и, я думаю, это сыграло свою негативную роль. Удивил еще и вылет «Авангарда». Сильная команда, весь сезон лидировала, но не прошла, как и СКА, в полуфинал.

     

    — А победа «Салавата», на ваш взгляд, закономерна?
    — У Уфы в наличии было пять сильных пятерок, причем их пятое звено во многих клубах оказалось бы первым. Вообще, у «Салавата» нет слабых мест.

    — В начале 1990-х многие ваши партнеры по сборной перебрались играть в НХЛ. Вы же решили продолжить карьеру в Швейцарии. Не жалеете?
    — Я ни о чем не жалею. Как жизнь сложилась — так и сложилась. Во-первых, когда уезжал в Швейцарию, мне было тридцать лет, а в Советском Союзе в этом возрасте уже заканчивали играть. Во-вторых, не хотел опять проводить по сто матчей за сезон, месяцами не видеть семью. Было желание не только поиграть, но и нормально пожить. Именно из-за этого выбор пал на Европу. Все-таки в Швейцарии мы каждый день имели возможность ночевать дома, что тоже очень важно.

    — К местному хоккею долго привыкали?
    — В начале 1990-х швейцарский чемпионат был еще не очень силен, но его уровень рос каждый сезон. Можно сказать, что в Швейцарии я провел самые счастливые годы в карьере, так как каждый матч был праздником. Восемь тысяч фанатов всю игру ревут и поют. Мы перешли из ЦСКА в команду-аутсайдер «Фрибург», и три раза вытягивали ее в финалы. Из-за этого в городе был сумасшедший подъем популярности хоккея. А когда приезжали в Берн, то «лавина» из шестнадцати тысяч после перехвата шайбы поднимала такой крик, что становилось не по себе. А сейчас со швейцарским хоккеем считаются уже все… После завершения игровой карьеры работал ассистентом тренера в Женеве, потом тренером во «Фрибурге» и «Лозанне», после чего вернулся в Россию попробовать себя в Суперлиге — в ХК МВД.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»