• Главный тренер сборной России Александр Клоков: Pазговоры в пользу бедных

    09.06.07 16:01

    Сегодня во французском Канне-ан-Руссийоне стартует серия коммерческих стартов Mare Nostrum. Это будут первые международные соревнования после провального для сборной России чемпионата мира. Александр Клоков признался, что серьезных задач перед пловцами на этих соревнованиях не ставится. Самое главное – понять, что изменилось после неудачи в Австралии.

    Сборная не карцер

    – Александр Валентинович, такое ощущение, что в команде ничего не изменилось: перед чемпионатом мира пловцы жаловались, что вы не даете им свободы, что домой не отпускаете. После небольшого отдыха вы снова загнали всех на сборы…
    – У нас не карцер. Человек может добиваться побед, только будучи абсолютно счастливым. Если на старте он думает о том, как он скучает по жене или ребенку, то никакого толку от таких соревнований не будет. Поэтому мы всегда оговариваем эти моменты. Хочет спортсмен слетать домой – пожалуйста. Другой вопрос, если он хочет сделать это за наши деньги.

    – То есть все личные перелеты спортсмены, по-вашему, должны оплачивать из своего кармана?
    – А почему бы и нет? Им платят неплохие деньги, есть разные стипендии, президентские гранты. Не слушайте, если  пловцы жалуются вам на бедность. Есть у них деньги. Они должны говорить спасибо за то, что им оплачивают сборы и все перелеты. Нужно понимать, что это лишь небольшой бонус к тому, что ты сам должен в себя вкладывать. Необходимо заканчивать с иждивением, тогда спортсмены будут реально понимать, нужно им плавать или нет. Тогда и отдача будет совершенно иной. Не хочешь мотаться по сборам – сиди дома. Тренируйся самостоятельно. Если будешь плыть быстро, то твое место в команде никто не займет. У нас есть утвержденные принципы отбора, все их знают.

    Меня считают противным человеком

    – То, о чем вы говорите, – скорее психологические проблемы. Неужели только из-за этого наши пловцы и провалили чемпионат мира в Австралии?
    – В основном – да. Готовы ребята нормально, но им постоянно чего-то не хватает! Может быть, уверенности в своих силах, а может, патриотизма. Не понимаю я людей, которые приезжают на соревнования и говорят, что на медали не рассчитывают. Для меня это уже не спортсмен! Ничего из него не получится. А ведь есть у нас в команде и такие. Они вообще ни о чем не переживают. Плавают только потому, что ничего другого в жизни делать не умеют.

     

    – Может быть, стоит пообещать им солидные призовые за победу?
    – Не поможет. Хоть сколько такому предложи. Если ты хочешь быть олимпийским чемпионом, то нужно быть им в жизни. Каждый день, каждую минуту доказывать, что ты лучший, что ты можешь победить. Наши пловцы не верят в то, что они чемпионы.

    – В команде же есть психолог. Получается, что он не справляется?
    – Да, примерно год назад мы пригласили в сборную петербургского специалиста Геннадия Горбунова. Он постоянно с нами: на сборах, на соревнованиях. Ребятам нравится, как он работает, они идут к нему с удовольствием. Я вижу положительные моменты его работы хотя бы на тех же сборах. Признаю, что находиться на них очень сложно. Постоянно видеть одних и тех же людей, один и тот же маршрут: бассейн – гостиница – столовая. Тренера видеть противно! Прекрасно понимаю спортсменов, когда они, например, говорят между собой, что я им надоел или осточертел. Горбунову удается с этими негативными моментами справляться. Но вы же сами понимаете, это очень сложный процесс. Не какая-нибудь депрессия, с которой милая дамочка может бороться, пройдясь по магазинам. 

    За работу стыдно

    – С себя вы не снимаете ответственности за неудачное выступление сборной России в Австралии?
    – Конечно, нет. Мне стыдно за мою работу. Слышал такие мнения, что нас нужно наказать за такие результаты. Да мы уже сами себя тысячу раз наказали. Думаете, нам приятно все время рассказывать, как мы извалялись в грязи? Противно. Но ничего не поделаешь, раз показали такой результат, значит, за него отвечать нужно.

    – Ну а делать-то что?
    – Во-первых, не отчаиваться. Да, чемпионат обнажил многие проблемы, которые нужно решать. Уже хорошо, что мы знаем, куда двигаться. К тому же за провалами мы не заметили и хороших результатов, а ведь многие пловцы смогли улучшить свои же личные достижения.

    – И эти достижения заметно уступают результатам американцев, к примеру…
    – Вы филиал американской газеты? Нет? Ну тогда не задавайте мне вопросов об американцах. Я готов обсудить любую проблему нашего плавания, но не заокеанского. Приведу вам такой пример: после того как россиянка Лариса Ильченко выиграла золотую медаль в Мельбурне на пятикилометровом заплыве, ни одна из местных газет не стала много писать о ней. Зато о своей австралийке Кейт Брукс-Питерсон, финишировавшей третьей, поместили огромные публикации. У нас же все наоборот: о наших ни строчки, все о Фелпсе.

    – В этом году сборную России по плаванию сотрясли сразу два допинговых скандала. Вслед за Анастасией Иваненко дисквалифицировали и Анатолия Полякова. В чем дело?
    – Для нас обе положительные допинг-пробы стали совершенной неожиданностью. С Иваненко случился просто несчастный случай. Я уже говорил, что, может быть, девчонка влюбилась и захотела согнать лишний вес, но сделала это неграмотно. А Поляков… Он очень опытный спортсмен, все прекрасно знает. Он не отобрался на чемпионат в Мельбурн, зачем ему было принимать запрещенный препарат? Перед сборами? Какой смысл? В общем, в этой истории больше вопросов, чем ответов.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»