-
Главный тренер сборной России по тяжелой атлетике олимпийский чемпион Давид Ригерт: «Тех, кто принимал допинг, мы просто презирали»
18.09.10 03:27
Главный тренер сборной России по тяжелой атлетике Давид Ригерт 63 раза бил мировые рекорды, шесть раз выигрывал чемпионаты мира, стал олимпийским чемпионом — легенда! Сегодня его команда стартует на мировом первенстве. С таким наставником ребята обязаны побеждать.
С думой об Олимпиаде
— Давид Адамович, после Игр в Ванкувере многое (и многие) изменилось в национальных федерациях. Коснулись ли перемены Федерации тяжелой атлетики?
— Конечно. У нас сменился президент. Им вместо скончавшегося Николая Пархоменко стал Сергей Сырцов. Кое-что изменилось и в подготовке, в организации дела. Прицел на Олимпиаду.— Давайте немного вспомним историю. Лет тридцать назад тяжелая атлетика в нашей стране была одним из самых популярных видов спорта. Гремели имена Василия Алексеева и Юрия Варданяна, Валерия Шарии и ваше, многие другие… Бесконечные дисквалификации уличенных в применении допинга, смены границ весовых категорий негативным образом сказались на популярности штанги. Согласны?
— Да, тяжелая атлетика постоянно под обстрелом. Хотя мы не явные лидеры по разоблачениям, но «белые и пушистые» — тоже не про нас. Работы в этом направлении много, непочатый край. Необходимо менять имидж нашего вида спорта.Трудности тяжелой атлетики
— Спорт притягателен яркими личностями. Сегодня в вашем виде программы то рекорды аннулируют, то штангиста дисквалифицируют, век атлета короток, не хватает звезд. На ваш взгляд, вся эта борьба с допингом на пользу штанге?
— В первую очередь не на пользу спорту сам допинг. Но и борьба с ним подчас зашкаливает. Очень часто заметны двойные стандарты. Это по всему миру так происходит. Но в этом мире мы живем и выступаем. Стало быть, правила обязаны соблюдать во всем их многообразии. Не нами они выдуманы, но нам известны, причем заблаговременно. Так что и пенять нам не на кого. Остается только соблюдать.— Давид Адамович, а в те годы, когда вы триумфально выступали на помосте, всего этого не было? Я имею в виду не разоблачения, их-то не было, к допингу тяжелоатлеты прибегали?
— Начнем с того, что была иная атмосфера. И на помосте, и вокруг него. Тогда было несколько десятков национальных тяжелоатлетических федераций, а сейчас больше двухсот. И эти вновь появившиеся федерации быстро начали понимать, что штанга — один из самых медалеемких видов спорта, значение олимпийской медали сегодня высоко как никогда, и тут все средства устранения конкурента хороши. Попросту говоря, интриг стало гораздо больше, чем прежде. В этих так называемых допинг-скандалах не всегда все красиво выглядит. Примерно в половине случаев нарушается принцип презумпции невиновности. Спортсмен, по сути, лишен права на защиту. Что-то обнаружили, еще ничего не выяснили, не доказали, уже идет такой шум, что спортсмен может не выдержать психологически, даже если докажет свою невиновность. Да, конечно, запрещенные препараты в нашем виде спорта применяют. Мы в России с этим боремся, жестко боремся. Но живем не в вакууме.Стимуляторы или подпитка?
— А все-таки, Давид Адамович, речь всегда идет о допинге, о запрещенных стимуляторах, или о фармакологической подпитке атлета, у которого запредельные нагрузки?
— Вот в мое время допинг и был стимулятором. И некоторые наши соперники к нему прибегали. Уважающие себя атлеты высокого класса — никогда. Скажу откровенно, мы тех, кто принимал допинг, попросту презирали. Сейчас иные времена. Фармакология шагнула далеко вперед. Есть очень много препаратов, которые ничего не могут стимулировать в плане достижения результата. Они помогают в восстановлении, в лечении. Ни в малейшей степени не защищаю нарушителей, но есть препараты, которые подчас необходимы для жизни человека, а они угодили в разряд запрещенных! Есть немало средств, которые я бы к допингу не отнес, но они запрещены. Мы работаем в правовом поле и продолжим жестко правила соблюдать. Как говорится, закон суров, но это закон.— Вы поддерживаете отношения с вашими товарищами по той, великой сборной СССР?
— Да, конечно, отношения остались прежними, теплыми, товарищескими. Недавно очень рвался в Питер к своим старым друзьям Боре Селицкому, Паше Первушину (олимпийские чемпионы по тяжелой атлетике. — «Спорт»), к сожалению, время не позволило, но вырвусь непременно.— Давид Адамович, чтобы закончить с историческим экскурсом, вспомним город Шахты. Что за земля такая богатырская, раз дала нам нескольких олимпийских чемпионов по тяжелой атлетике — Василия Алексеева, Алексея Вахонина, вас, Рудольфа Плюкфельдера?
— Великий штангист Плюкфельдер стал и великим тренером, создал школу. А ему тогда создали все условия для этого, вот вам и результат. Секретарь горкома бывал в школе Плюкфельдера еженедельно. Закладывались традиции. Город вообще был спортивный. Штанга на первом месте, но и футбол развивали, и гимнастику. Многое зависит от региональных властей, очень многое.Сыну чемпиона пора побеждать
— Довольны подготовкой сборной к чемпионату мира? Довольны условиями на сборах?
— В целом вполне удовлетворен.— И что вы ждете от команды на чемпионате?
— Хорошей, успешной работы.— В ваше время планирование было в чести, Давид Адамович. Намек улавливаете?
— Идеальный результат — шесть медалей различного достоинства. Надеюсь и на высшие награды.— На кого ставку делаете?
— Лидеры у нас — это долгожители помоста. Не такие долгожители, как в наше время были (смеется), но вот экс чемпион Европы и серебряный призер Олимпиады-2008 Женя Чигишев (весовая категория — свыше 105 кг) уже третий олимпийский цикл в команде, очень на него рассчитываю. И, кстати, результаты его растут. Экс чемпион мира и вице-чемпион Игр в Пекине Дмитрий Клоков в хорошей форме (105 кг).— Сын знаменитого нашего штангиста Вячеслава Клокова, вашего товарища по команде?
— Да. Тем выше ответственность, ложащаяся на Димку. Есть талантливые ребята. Верю в успех на чемпионате. И готовимся с прицелом на Олимпиаду.— Удачи вам, Давид Адамович, и вашим ученикам!
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»