-
Главный тренер сборной Словакии Владимир Вайсс: «Жду предложений из России»
23.07.10 08:50
На этой неделе наставник сборной Словакии Владимир Вайсс наконец-то ушел в долгожданный отпуск — в компании супруги улетел подальше от футбольных забот, чтобы набраться сил перед новым витком в истории своей национальной команды. Однако прежде чем начать паковать чемодан, Владимир Владимирович выкроил время для беседы со «Спортом». Вайсс с удовольствием вспомнил «сатурновский» период работы и только что отгремевший мундиаль, предвосхитил уже такую близкую сентябрьскую встречу сборных Словакии и России и признался, что очень ждет предложений поработать в нашем чемпионате.
Совершили подвиг
— Я так понимаю, после возвращения из Африки отдохнуть вам пока не удалось?
— Да, работал над своим новым контрактом, почти целую неделю вел переговоры с национальной футбольной федерацией, по итогам которых подписал новое соглашение сроком на четыре года. Теперь отправляюсь в отпуск, после чего вновь начнется работа, потому что тренеры не могут много отдыхать! Чемпионат Словакии стартует, ребята начинают работать в своих клубах после чемпионата мира...
— После возвращения из ЮАР на родине вас встретили как героев?
— Да, мы ведь живем в Словакии — это не Россия, не Италия, не Франция, не Испания. Люди радовались, пришло много молодежи, чтобы поздравить нас. Это было просто отлично: в центре города встречались с болельщиками, очень красиво!
— Вы считаете, что на мундиале действительно совершили небольшой футбольный подвиг?
— Подвиг? Думаю, да! Причем наш первый подвиг был в том, что мы вышли на чемпионат мира. Мы мечтали о выходе из группы, и наша мечта исполнилась. Когда выиграли у сборной Италии — это было просто здорово, большой сюрприз, но в то же время та игра получилась самым лучшим нашим матчем под моим руководством, ребята здорово двигались, отлично действовали тактически... И те три гола в ворота итальянцев — это просто...!
— Секрет успеха в матче с итальянцами — игра на запредельном эмоциональном настрое?
— Это был матч, в котором мы должны были что-то сделать, чтобы поправить свою репутацию после игр с Новой Зеландией, когда мы на последней минуте пропустили гол, и с Парагваем, когда сыграли плохо. Так что у итальянцев мы должны были выигрывать или играть вничью, и это был поединок не на жизнь, а на смерть. И я думаю, что это вообще был один из лучших матчей чемпионата мира.
— Можно ли сказать, что после такой яркой игры с Италией на голландцев просто не хватило эмоциональных сил?
— Нет, просто мы допустили две ошибки и получили два гола в свои ворота. Думаю, игра в принципе была равной, но у Голландии есть Роббен, который решил матч в пользу своей сборной. При счете 1:0 у Виттека и Штоха были шансы забить, но голландцев выручил вратарь. А потом мы пропустили второй мяч, в концовке сумели забить, но было уже поздно... Но я думаю, что Голландия заслужила пройти дальше.
— В финале случайно не за подопечных Берта ван Марвейка переживали?
— Нет, в финале я уже просто смотрел футбол, ни за кого не болел. Считаю, что чемпионат мира выиграла самая лучшая команда с самым лучшим тренером, а таких игроков, как Хави или Иньеста, нет ни в одной другой сборной, так что Кубок мира в правильных руках.
— Почему итальянцы так провалились на первенстве мира?
— Что касается нашего с ними матча, то мы просто играли лучше, чем они.
А говорить о других командах не хотел бы — это не мое дело.
Зовут в Катар и Казахстан
— Вы ощущаете, что отношение к вам и к вашей сборной со стороны Федерации футбола Словакии и простых болельщиков теперь изменилось?
— Конечно! Люди в нашей стране теперь стали смотреть на футбол по-другому. Потому что мы достигли успеха, за нас все очень радовались — и для меня это самое главное. Но с другой стороны, команда у нас молодая, многие начинающие игроки теперь могут смотреть на сборников как на своих идолов, и, на мой взгляд, наше выступление на первенстве планеты — только первый шаг в будущее. Если я подписал контракт на четыре года, то я хочу попробовать все это повторить. Выйти снова на чемпионат Европы или мира. Но в то же время у меня в контракте есть пункт о том, что параллельно в эти четыре года я могу тренировать какой-нибудь клуб. Так что я ищу работу и на клубном уровне, поскольку тренировать сборную — значит встречаться с командой не чаще раза в месяц, а мне этого мало, я привык к ежедневной работе. Поэтому я готов тренировать и сборную, и клуб.
— То есть скучаете по клубной работе?
— Скучаю! Но надо найти такую команду, с которой можно договориться на сотрудничество по этой схеме. Примерно так, как работал Гус Хиддинк и в «Челси», и в сборной России. И я был бы рад это повторить.
— Наверняка у вас были предложения после чемпионата мира. Рассматривали их?
— Было действительно много предложений, но не таких, на которые можно обращать внимание. Очень часто звали в Саудовскую Аравию и в Катар — разумеется, за кучу денег, но с футбольной точки зрения мне это неинтересно. А что касается других клубов, то в Европе почти все вакансии сейчас закрыты, и очень сложно найти такую команду, с которой можно договориться. Кстати, было даже предложение из Казахстана, но я решил продолжить работать со словацкой сборной плюс буду искать клуб на хорошем уровне.
— А в Россию вас случайно не звали? Ведь за вас здесь переживают очень многие...
— (Смеется.) К сожалению, пока нет! Ведь Россия — моя любимая страна, я провел там полтора года — лучших в спортивном плане в моей жизни. Конечно, я скучаю по «Сатурну», по тем людям, которые меня поддерживали — губернатор Громов, Миша Воронцов и так далее... Это все мои друзья. Но кто знает, может, я скоро вернусь в вашу страну, ведь жизнь футбольного тренера такова, что никогда не знаешь, что будет завтра. Так что я жду звонка с хорошим предложением из России.
— Кстати, не так давно я беседовала с экс-генеральным директором «Сатурна» Воронцовым, который высказал мнение, что вы не реализовали свой потенциал в нашем чемпионате, что могли бы здесь добиться гораздо большего. Согласны с этим?
— Да, соглашусь с этим, потому что действительно не доделал свою работу в «Сатурне», у меня был контракт еще на полтора года... А там пошли эти несчастные ничьи, и губернатор принял такое решение. Но у меня остались только хорошие впечатления. Это футбольная жизнь: однажды ты выигрываешь все, что возможно, однажды — сплошные ничьи, однажды — проигрываешь. Никто не знает, что будет завтра.
Я слежу за всеми играми
— За российским чемпионатом следите? Уровень нашего первенства вырос за время, прошедшее с момента, когда вы покинули «Сатурн»?
— Думаю, что не вырос. Потому что много игроков из вашей сборной уехали играть за границу, много хороших легионеров ушли из ЦСКА и «Спартака», да и многих других команд. Это то, что я вижу — у меня дома есть спутниковая тарелка, по которой показывают российский чемпионат, я слежу за всеми играми. И могу сказать, что у вас сейчас нет такого количества качественных игроков, которое было во время моей работы в России.
— Думаете, это критично?
— Нет, я считаю, что вы сделали правильный выбор, установив лимит на легионеров, потому что надо давать шанс русским футболистам, чтобы была хорошая и сильная национальная сборная. Но с другой стороны, после ухода Павлюченко, Аршавина, Жиркова, Погребняка, Билялетдинова — всех звезд вашего первенства моего времени — чемпионату не хватает какого-то качества. Когда я работал, играть и брать очки было тяжелее. Сейчас же в таблице лидируют те команды, которые располагают хорошими русскими исполнителями.
— Думаете, нет сейчас в нашем первенстве таких же ярких исполнителей, как те, которых вы вспомнили?
— Я думаю, что на данный момент в самый лучший футбол играет Питер: «Зенит» располагает игроками очень высокого уровня, и Спаллетти привнес в команду качественную игру в обороне. Разумеется, у команды прекрасное нападение, где играют Быстров, Кержаков, опытные игроки вроде Зырянова и так далее. Это самая качественная атака.
И то, что питерцы два года назад выиграли Кубок УЕФА, — огромный плюс для российского футбола, к тому же за несколько лет до этого его выиграл ЦСКА. В Питере отличная футбольная школа, и для молодых игроков успехи главной команды — огромный плюс, потому что подрастающие футболисты видят в победителях своих кумиров. Здорово и то, что домой вернулся Кержаков.
Привыкаем к новой жизни
— Если возвращаться к теме вашей сборной, то этим выступлением на первенстве мира вы подняли планку очень высоко. Тяжело теперь будет соответствовать ожиданиям?
— После того, как ты что-то выигрываешь, работать становится все тяжелее и тяжелее. То, что мы вышли из группы и играли в 1/8 финала на чемпионате мира, — это большое достижение. Но, повторюсь, это только первый шаг. У нас впереди много работы вместе с молодыми футболистами. В Федерации футбола Словакии тоже, думаю, будут изменения, ведь сейчас мы привыкаем к новой жизни в большом футболе. Это означает большую ответственность, ведь болельщики теперь будут хотеть от нас только побед, а ответственность за них всегда лежит на плечах наставника команды. Я к этому привык, потому что как в России все болельщики — тренеры, так и в Словакии. И если команда выигрывает, то это хорошо и всеобщий успех, а если проиграешь — виноват только тренер.
— Существует такое понятие, как психология победителей, которая формируется у команды после какого-то успеха. Как теперь с этим у ваших подопечных?
— Это мы увидим на следующем этапе — в отборочном турнире к чемпионату Европы в играх против Македонии, России, Ирландии и так далее... Если честно, я уже не могу дождаться первой товарищеской игры одиннадцатого августа против Хорватии, очень жду встречи со своими футболистами, потому что очень скучаю по ним. После пятидесяти дней ежедневной совместной работы все время накатывают воспоминания. Очень хочется работать, чтобы уже завтра было одиннадцатое августа.
— Есть ли шанс увидеть новые имена в вашей команде на новом этапе ее развития?
— Конечно, некоторые изменения в составе будут. У нас очень хорошая молодежная сборная. Хотя они тоже играют отборочный турнир, ближайший матч — против сборной Сербии, и, возможно, молодой Вайсс (сын Владимира Вайсса — «Спорт») и Мирослав Штох помогут им в этой игре. Но вообще в дальнейшем я рассчитываю на нескольких игроков молодежки.
— Зенитовец Томаш Губочан, который не попал на чемпионат мира, тоже может рассчитывать на свой шанс?
— Конечно, у него есть шанс. То, что Томаш не попал в Южную Африку, совсем не значит, что у него нет качества. Просто на мировое первенство я взял тех игроков, которые проводили отборочный турнир, а на месте Губочана играл Забавник, и играл очень здорово.
И поэтому конкуренция на данной позиции была большая. Но есть вероятность, что Губочан примет участие в отборочном этапе к европейскому чемпионату.
— Как считаете, кто-то из звезд вашей сборной — Мартин Шкртел или Роберт Виттек, например, — может после этого успеха сборной Словакии по-новому раскрыться на клубном уровне?
— Все зависит от их контрактов, от их игры. Я знаю, что почти у каждого игрока моей команды сейчас есть предложения, посмотрим, что будет в трансферное окно. Думаю, того же Шкртела из «Ливерпуля» могли бы пригласить к себе несколько команд, но многое зависит от условий контракта и стоимости самого игрока. Повторюсь, переговоры по футболистам активно ведутся, многие уже получили новые соглашения, как, например, Штох, который подписал договор с «Фенербахче»...
— Кстати, а вы не опасаетесь обратной стороны успеха — звездной болезни или просто расслабленного отношения к делу некоторых игроков?
— Нет, не боюсь, потому что, думаю, я для этого очень хороший врач! (Смеется.)
Супруга влюблена в Москву— Игра со сборной России в рамках отборочного цикла, которая состоится седьмого сентября, — особенный матч для вас?
— Конечно, он будет особенным, ведь я приеду в страну, которую очень уважаю, уважаю ее игроков и тренеров. Как я уже сказал — полтора года в «Сатурне» были самыми красивыми в моей тренерской карьере. Моя супруга просто влюбилась в Москву. Что касается игры, то это будет один из решающих матчей в группе. Он может на многое повлиять в итоге, готовиться к этой встрече надо будет особенно.
— Словакия и Россия — главные конкуренты и претенденты на выход из группы?
— Есть еще Ирландия, Македония... Игры с этими сборными будут очень непростые, кто-то может сыграть вничью или проиграть в той же Македонии или Армении... Так что у нас очень сложная группа, но очки в любом случае считаются в конце цикла, так что посмотрим. Нельзя говорить, что сентябрьский матч будет решающим — это не так, ведь это только вторая игра в группе. Хотя она многое может показать.
— Как вы считаете, Дик Адвокат может как-то принципиально изменить игру российской сборной за оставшиеся полтора месяца?
— В вашей сборной один голландец пришел после другого, а то, что они понимают футбол отлично, — это правда.
И я думаю, что Адвокат будет обращать внимание прежде всего на игроков, которых он знает — это футболисты из Питера. Но я тоже хорошо знаю российский футбол и российских игроков, и кто будет сильнее — пусть покажет игра в сентябре.
— У вас будет возможность лично посмотреть за какими-то играми российских клубов в оставшееся время?
— Я вижу ваше первенство по телевизору каждую неделю, а мои ассистенты обязательно приедут на товарищеский матч России с Болгарией.
Интервью из еженедельника «Спорт день за днем» №28 (21-27 июля 2010 года).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»