• Главный тренер «Терека» Станислав Черчесов: «Мой зонтик — на двоих»

    Межсезонье

    17.01.12 01:15

    Главный тренер «Терека» Станислав Черчесов: «Мой зонтик — на двоих» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Нюанс такой. «Вам придется немного подождать, потому что команда только что прибыла с тренировки и коуч наверняка будет занят до обеда у себя», – советует гид «Терека» Вакиф, предлагая устроиться в лобби отеля «Калиста». Ждать долго не приходится: Станислав Черчесов спускается сюда же по причине деловых переговоров с агентами. Работы сейчас у наставника терекчан много, двадцать минут на интервью для «Спорта» выкраиваются в перерыве между делами.

    Шпагат для «Терека»

    – Вчера с удовольствием для себя обнаружил, что впервые с момента начала сбора включил телевизор. И еще говорят, что здесь море есть – тоже ни разу на берег еще не ходил. Но это все нормально и отношение к этому у меня такое... это правильно для работы.

    – «Терек» во второй восьмерке оценивают как наименее проблемный коллектив.
    – Я вообще не понимаю, кто придумал эту шкалу оценок. Но что касается собственно работы по подготовке, то у нас действительно проблем немного: работаем в штатном режиме – несколько футболистов покинуло команду, меньшее число пополнило. Эта разница чуть напрягает, но у нас планомерная работа, первый сбор, во время которого какие-то скоротечные выводы никто делать не станет. Могу констатировать: четырех-пяти игроков нужных качеств не хватает. Но лучше семь раз отмерить и один раз принять решение, чем потом метаться, пытаясь выйти из положения. Все, кто сейчас тренируется, прекрасно понимают правила и требования, в том числе и молодежь, которой надо еще очень много работать, чтобы сделать следующий шаг в развитии.

    – О молодежи, кстати. Строить команду наверное нравится всем, но как в непростом турнирном положении созидать на перспективу?
    – Каждый тренер, по сути, строитель. Да и каждый человек, наверное. Тут, действительно, надо аккуратно совмещать желания с реальностью: молодежь подтягивать необходимо, но при этом турнирные дела безусловно в приоритете. Это шпагат, и не только для «Терека». На моей практике такая дилемма была во всех клубах. Для тренеров строительство на перспективу действительно не всегда впрок своей собственной карьере. Когда принял тот же «Спартак», мы взяли курс на то, чтобы уделять больше внимания своим воспитанникам, что дало плоды. В последнее время вектор там изменился. Это естественные процессы – все в  жизни меняется. Но каждый раз, когда удается открыть игрока, не скрою, бываю очень доволен.

    – А можно о «Спартаке» мнение?
    – Нет. Не хочу говорить, потому что у меня есть своя команда, свои проблемы и нет времени, чтобы обсуждать чужие дела.

     

    Не просить, а убеждать

    – Какой из моментов прошедшего этапа турнира премьер-лиги был самым напряженным для вас?
    – Неприятный осадок оставил второй тайм игры с нальчикским «Спартаком». Почему? Потому что ничего исправить нельзя и мы уходим в отпуск, а реваншистское настроение остается. Вот это меня расстроило. Надеюсь, команду тоже: все-таки мы стремимся к тому, чтобы все матчи, несмотря на статус, шли в плюс как в результате так и в содержании. Даже встреча с «Херкулесом», которая была товарищеской, не рассматривалась в спектре скидок на «игру под нагрузками», «пробу молодых» и прочее-прочее. Все матчи надо играть на победу, вне зависимости от их статуса и различных факторов.

    – Продолжу вопросы из серии «о неприятном»: в прошедшем году очень широко обсуждался инцидент со Спартаком Гогниевым в Грозном. Ваше отношение к происшедшему тем более интересно, что вы с игроком земляки.
    – Отношение к тому или иному инциденту может сложиться из фактов. А факты для меня – это то, что я вижу своими глазами, а не то, что передается из уст в уста, напечатано в газетах или обсуждается. Свидетелем того случая я не стал. И опять же, доверяя своим глазам, могу сказать, что на ровном месте ни в Грозном, ни в Лужниках, ни еще где бы то ни было такие вещи не происходят. Естественно, это не самый приятный момент ни для Спартака, ни для нас. Но он уже в прошлом: в нем разобрались, инцидент исчерпан и стал для обоих сторон хорошим уроком того, что чрезмерные эмоции в футболе не всегда его красят.  

    – Вам в «Тереке» комфортно работается?
    – Комфортно всем, кто воспринимает проблему как стимул к ее решению. Как бы это объяснить просто… Вот, к примеру, вы гуляете с девушкой, и пошел дождь. Один подумает: «Ой, как плохо, погода испортилась, и надо расставаться». А другой: «Ой, как здорово – у нас один зонт на двоих, и это вариант быть ближе друг к другу». Так что тут философский такой подход. Жизнь простой не бывает, но, если ее вызовы принимать философски и пытаться из любого положения выйти с пользой для дела, то комфортно будет и работать, и жить. Вокруг тренеров, какая бы команда ни была, поверьте, всегда много течений и много различных интересов пересекается, так что тут уж профессия такая.

    – Вас ставят в рамки селекционного бюджета или все по принципу: если надо – найдем?
    – Во всех командах, кстати, если надо, то ищут, вне зависимости от того, какой бюджет (улыбается). Ну а что касается «Терека», то по истечении этапа чемпионата мы четыре часа обсуждали необходимые действия с Рамзаном Кадыровым, Магомедом Даудовым и Хайдаром Минераловичем Алхановым. Определенный бюджет, на который я могу рассчитывать, был озвучен на этом собрании. Но это вовсе не значит, что его обязательно надо потратить. Многие привыкли относиться к деньгам так: если они есть на трансферы и ты их сейчас не потратишь, то в следующий раз их может и не дадут. Я сторонник правильного распределения средств. И, кстати, сторонник того, чтобы не просить у руководителя средства, а убеждать его в необходимости их вложить. Мы с руководителями «Терека» общаемся в режиме «онлайн» и полностью доверяем друг другу. Споры бывают но это естественный процесс.

    И «пихать» нужно педагогично

    – «Терек» ищет звезд? 
    – Со мной на данную тему никто не общался. То, что делает в этом плане «Анжи», конечно, достойно уважения, но они идут своей дорогой, а у нас путь немного иной. Каждая ситуация должна созревать до каких-то мер: то есть, я не думаю, что мы одной-двумя звездами сделаем команду. Такой проект привлекателен для определенных пиар-акций, но, насколько он эффективен с точки зрения развития клуба? Мы стараемся правильно и системно структурировать клуб и команду. Так, чтобы сегодняшние действия давали адекватную затратам и усилиям отдачу на годы вперед.

    – Как дела с «местными воспитанниками»?
    – На этот счет инструкций нет, но как тренер я и без того прекрасно осознаю, что для развития необходимо иметь свою школу. Сейчас у нас пятеро доморощенных футболистов на сборах, и они не просто присутствуют, а играют. Указаний сверху «ставить их» нет, но у меня есть желание работать на перспективу. Конечно, не в ущерб результату.

    – Каким же должен быть ваш «Терек»?
    – «Терек» должен быть командой: уметь коллективно обороняться и коллективно атаковать, игроки должны четко знать, когда применение их индивидуальных качеств полезно, а когда во вред общему делу. Доволен как минимум одним фактом: мне не нужно сейчас следить за ребятами, знаю, что все в порядке с дисциплиной и доверием. При этом думать, что Черчесов какой-то деспот в этом плане, не приходится, все игроки знают, что у нас правила строгие там, где они нужны для дела, а регламентировать время появления на завтраках, обедах или ужинах я не стану. У игроков есть свободное время, но есть  время командное: от свистка и до свистка секунды никому не подарю.

    – Когда оследний раз «пихали» футболисту? 
    – Сегодня на тренировке, не буду уточнять кому, но этот человек разворачивался с мячом, а не отдал пас партнеру, который открылся. Это нормально – требовать выполнения тренерских инструкций. При этом стараюсь, по возможности, не повышать голос – он просто чуть-чуть таким… стальным становится. Из себя меня способно вывести отсутствие отдачи, «убирание ножек»… Но кричать в этом случае на игрока – пустое дело, он не поймет. Всегда благодарен судьбе за то, какие у меня были педагоги.

    – Кстати, когда вы играли, какого рода «пихание» было педагогически верным?
    – У меня, к счастью, не было большого опыта по этой части, но могу сказать, что для меня всегда большим ударом было, если мной был недоволен партнер. Вот это – Боже упаси! Тут одного укоризненного взгляда хватало, чтобы работать над ошибкой сутки напролет. Тренер – это одна сторона, но ценить тех, с кем ты плечом к плечу, своих коллег по команде очень важно. И это еще одна важная составляющая того, что я всегда хочу видеть в своих ребятах.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»