• Главный тренер юношеской сборной Италии Альбериго Эвани: «Ехать в Питер больше не хотел»

    Мемориал Гранаткина. Встречи

    14.01.13 23:51

    Главный тренер юношеской сборной Италии Альбериго Эвани: «Ехать в Питер больше не хотел» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Великих итальянцев Фанко Барези и Роберто Баджо, не забивших пенальти в послематчевой серии финала ЧМ-1994, помнят, наверное, все. А вот тех, кто не промахнулся, вспоминают гораздо реже. Одним из них был полузащитник Альбериго Эвани, который уже второй год подряд привозит сборную Италии на Мемориал Гранаткина. «Спорт» поговорил с тренером о детско-юношеском футболе и о том, кто связывает две страны — Италию и Россию.

    Мы жили страстью, они — деньгами

    — Ваша карьера игрока началась в школе «Милана», став тренером, вы туда вернулись. Что изменилось за прошедшие между этими событиями 25 лет?
    — Изменилось многое. Когда я был юношей, футбол был для нас, по сути, развлечением, страстью. Мы занимались тем, что любили всей своей душой. У нового поколения мысли немного другие. У них в головах одна мечта — хорошо жить, и они тренируются для того, чтобы это стало возможным. Это первое. Второе, на мой взгляд, индивидуальное мастерство игроков моего поколения было повыше, чем сейчас.

    — Руководители многих футбольных академий часто говорят об уникальных программах подготовки молодых игроков, которые они разработали. Существует что-то подобное в «Милане»?
    — Я бы не сказал, что система подготовки в «Милане» чем-то отличается от большинства футбольных клубов. Единственное жесткое правило, которое там существует, — все команды должны играть по одной схеме, чтобы игроки подходили к «основе» уже тактически готовыми. То же самое, к слову, есть и на уровне сборных Италии. Все команды играют по одной схеме — 4-4-2 и 4-2-3-1.

    — Но в прошлом году вы играли немного по другой схеме?
    — Действительно, тогда у нас было 4-3-3.

    — Показалось, что в этом году игра команды очень зависит от нападающего «Милана» Андреа Петанья. Когда его нет на поле, вашей сборной приходится тяжеловато.
    — Сами понимаете, что этот турнир — по сути, просмотровый. Мы должны проверить всех ребят, кто-то из них устает, поэтому ротировать состав приходится. Что касается Петанья, то он, очевидно, обладает такими физическими данными, которыми могут похвастаться на турнире немногие игроки. Поэтому, когда он выходит на поле, это дает о себе знать.

    — Слышали уже, что сказал вице-президент «Милана» Адриано Галлиани о Петанья и Брайне Кристанте?
    — Нет, а что именно?

    — Пообещал, что через пару месяцев они будут переведены в основную команду.
    — В последнее время в Италии ветер подул немного в другую сторону, и клубы стали больше доверять молодежи. Это хорошо для игроков и для тренеров, у которых появляется возможность работать с более уверенными в своих силах футболистами. Главное только, чтобы они имели в своих командах игровую практику. А то бывает так, что футболист не играет ни за молодежный состав, ни за основной и выпадает из игрового ритма.

     

    Важно давать поиграть молодым

    — Некоторые из тех футболистов, кто играл в вашей сборной в прошлом году, уже успели дебютировать в составе своих команд в Кубке Италии и в Лиге Европы. В России, к примеру, да и во многих других сборных стран СНГ таких игроков нет. Это говорит о разнице в системе подготовки игроков, и итальянцы уже в 18 лет готовы играть во взрослый футбол?
    — Это правда, уже несколько ребят 1994 года рождения успели дебютировать во взрослом футболе. Но я бы здесь говорил не о системе подготовки, а о клубной философии. Все эти ребята играли в ничего не значащих для команды матчах: либо исход противостояния был уже очевиден, либо перед командой не стояло никаких задач. В этих ситуациях клубы выпускают молодых ребят, чтобы дать им почувствовать, что они нужны, позволить попробовать себя во взрослом футболе. Мне кажется, это правильно. Почему так не поступают у вас, я не знаю.

    — Говоря о юношеских сборных стран бывшего СССР, часто приходится касаться темы влияния агентов, которые тем или иным образом продвигают своих игроков. В России оно достаточно сильно. Как обстоит с этим дело в Италии?
    — Я бы сказал, что у нас противоположная проблема. Если агент подписывает контракт с хорошим молодым футболистом, он становится для него возможностью зарабатывать деньги. Он не будет за него платить, чтобы он попал в сборную, ведь напрямую на стоимость игрока это не влияет. На мой взгляд, в наших сборных футболистов, которые этого не заслуживают, нет.

    — Как в Италии обстоят дела со звездной болезнью, приходящей с первой большой зарплатой?
    — К сожалению, такая проблема существует. Итальянские клубы, опасаясь, что их молодые дарования уедут за границу, подписывают с игроками контракты уже в самом юном возрасте. Они начинают получать зарплату, пусть и небольшую, но их возрасту не соответст­вующую. Эта система невольно приводит к тому, что игроки теряют ощущение реальности, им кажется, что они стали уже состоявшимися футболистами. Но на самом деле это не так. И уже перед нами, тренерами, стоит задача вернуть их на землю, объяснить, что, для того чтобы стать настоящими игроками, им нужно еще очень много работать.

    Может, Капелло и с вашей сборной станет чемпионом

    — В «Милане» вам посчастливилось поработать вместе с нынешним главным тренером сборной России Фабио Капелло, дважды под его руководством завоевать скудетто. Вспомните работу с доном Фабио в начале 1990-х годов.
    — Капелло пришел тогда в хорошую команду, где были отличные футболисты, была поставлена игра. Фабио удалось добиться от «Милана» максимума, сделав небольшие правки, привнеся маленькие идеи. Он смог сбалансировать состав, ведь до того как стать тренером, Капелло был отличным игроком, он понимал, что происходит в раздевалке, чувствовал настроения футболистов. Уже в то время он досконально знал футбол, обладал острым умом, что и позволило «Милану» под его руководством выиграть все возможные титулы. Я бы назвал Капелло тренером-победителем.

    — Почему, кстати, вы ушли из того звездного «Милана»?
    — В «Милане» начался период перемен, всем было очевидно, что команде нужны новые игроки. Учитывая, что к тому моменту мне исполнилось 30 лет, чтобы гарантировать себе стабильную игровую практику, я ушел в «Сампдорию», которая во мне нуждалась. И став там игроком основного состава, не прогадал.

    — Возвращаясь к Капелло, на ваш взгляд, почему Фабио после «Милана», «Реала», сборной Англии, принял сборную России, которая никогда ничего не выигрывала?
    — Тут уж я вам не скажу. Возможно, он посчитал это вызовом. Возможность играть в футбол, когда над тобой не висит требование кровь из носу стать чемпионом. К слову, сборная Англии, несмотря на то что она постоянно один из фаворитов чемпионатов Европы и мира, тоже давненько ничего не выигрывала. Кто знает, может, с вашей сборной он станет чемпионом.

    — Знакомы ли вы с главным тренером «Зенита» Лучано Спаллетти?
    — Конечно, он же тосканец, как и я. Мы с ним общались в прошлом году да и созванивались перед турниром. Лучано — отличный тренер, и в России он это доказывает.

    — Вы ведь и Игоря Симутенкова знаете?
    — Конечно, я его знаю. Мало того что мы были вместе в «Реджане», мы играли друг против друга до этого. Хороший был игрок. Жалко, в одном клубе пересеклись лишь на пару месяцев — подружиться успели.

    Играть нужно так, чтобы судья не мог тебе помешать

    — Кстати, вы знаете, кто в России руководит судейским корпусом?
    — Знаю, конечно, — Роберто Ро­зетти.

    — Не общались с ним после матча со сборной Санкт-Петербурга, судейст­во в котором вызвало вопросы у многих, в том числе в Италии?
    — Нет, не звонил. Я не из тех, кто занимается подобными вещами. Да и вообще эта ситуация осталась в прошлом. Хотя вопросы у меня, конечно, есть. Помимо того что один из одиннадцатиметровых можно было бы и не ставить, не очень понятно, почему судья потребовал перебить пенальти, который отразил наш вратарь. Мне кажется, судья слишком ушел в область догадок и предположений, а когда речь идет о подобных игровых эпизодах, нужно быть уверенным на сто процентов. Но это уже прошлое. Могу лишь сказать, что мои ребята заслуживали выхода в финал.

    — Не было желания больше никогда не приезжать на турнир?
    — Если честно, было. Именно по этой причине я не пришел на пресс-конференцию. У меня появилось желание сказать все, что я думаю по этому поводу. Но потом я решил перекипеть, не выплескивая все это на публику, и успокоился. Говоря об ошибках судей, я объяснил ребятам, что и с их стороны все было не так гладко. Нужно играть в такой футбол, чтобы у арбитра даже не возникло возможности тебе помешать, как бы он ни старался.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»