• Год великого перелома

    29.12.08 03:09

    Год великого перелома - фото

    Фото: Евгений Васильев / ФК «Зенит»

    Превращение в принцессу

    На Евро-2008 все получили возможность наблюдать за превращением Золушки в принцессу: сборная России, с крупным счетом проиграв на старте испанцам (1:4), не стала, как поспешно предположили скептики, посмешищем, а заставила заговорить о себе, как о команде, демонстрирующей высокоскоростной коллективный футбол, при помощи которого были обыграны греки, шведы и голландцы.

    Стоит заметить, что и против испанцев российские футболисты, несмотря на разгром, играли не так плохо, как свидетельствовал счет. Быть может, это обстоятельство и позволило им выстоять и отменно провести оставшиеся групповые матчи, а также четвертьфинал с голландцами.

    Раскованная, знающая себе цену сборная: с тренерским штабом во главе с Гусом Хиддинком, умело использовавшим лучшие качества Александра Бородюка и Игоря Корнеева; игроками, большая группа которых (Игорь Акинфеев, Александр Анюков, Юрий Жирков, Андрей Аршавин, Роман Павлюченко) вполне может быть отнесена к игрокам высокого международного уровня; обслуживающим персоналом, действовавшим словно хороший часовой механизм — без сбоев — и полностью подчинившим свою работу достижению командной цели.

    О матче Россия — Голландия, как об одном из самых заметных явлений на Евро, олицетворявшим собой тенденции развития мирового футбола, будут говорить еще долго, поскольку уровень участников этого события, особенно тех, кто представлял российскую сторону, оказался весьма высоким.

    Сборная России заставила не только заговорить о себе, как о команде, с которой вынуждены нынче считаться все соперники (и не просто считаться, но и опасаться). Она всколыхнула болельщицкую среду. Россиян в Австрии — Швейцарии поддерживали на таком же высоком уровне, на котором они играли. Вся, без преувеличения, страна радовалась победам на европейском чемпионате. Люди выходили ночами на улицы, отмечали успех и чувствовали себя причастными к «бронзовому» достижению.

    Выбор цели

    «Зенит» в сезоне-2008 сделал серьезную ставку на европейские соревнования и блестяще своей цели добился. Вряд ли команде удалось выиграть Кубок УЕФА, Суперкубок в том случае, если бы она стала распыляться по турнирам. Нет, конечно, оснований утверждать, будто чемпионат России был «Зенитом» сознательно принесен в жертву, но и ясно также, что на всех фронтах (а ведь футболисты питерской команды были весьма широко представлены в преуспевшей на Евро сборной) выступить одинаково хорошо клуб никак бы не сумел.

    Аппетит к «Зениту», надо полагать, пришел во время еды.

     

    С огромным трудом был пройден «Вильярреал». Иногда казалось, что в ответном матче в Испании «Зениту» не выстоять, не отстоять домашнюю победу с минимальным счетом. Были удалены два игрока и Дик Адвокат, испанцы осадили штрафную, забили ответный гол, потом — победный, а третий им забить не позволили. Потом «Зениту» удалось прагматично сыграть с «Марселем» (1:3 и 2:0), крупно обыграть «Байер» и «Баварию» и в финале в Манчестере одержать исключительно красивую победу над шотландским «Рейнджерс» (2:0) — победу, которой порадовались не только в Петербурге и России, но и в Европе.

    Окончательно «своим» «Зенит» стал для футбольной элиты Старого Света, надо полагать, после выигрыша в Монако матча за Суперкубок, причем, не у кого-то, а у самого МЮ, в мае победившего в Лиге чемпионов, а в декабре — в клубном чемпионате мира.

    Дика Адвоката знают все. Ведущих футболистов — тоже. «Зенит» в Европе нынче — безусловный бренд.

    Разумеется, поклонники петербургского клуба хотели, чтобы их команда громко дебютировала и в Лиге чемпионов, но переиграть «Ювентус» и «Реал» — опытнейших зубров — ей не удалось, и «Зенит» вновь оказался в 1/16 финала Кубка УЕФА. Ему предстоит очередной поход за этим трофеем.

    Московский финал Лиги чемпионов

    Англичанам, ясное дело, хотелось, чтобы финал Лиги чемпионов, в котором встречались «Челси» и «Манчестер Юнайтед», игрался в Англии, но судьба распорядилась иначе: УЕФА давно назвал местом проведения решающего матча в 2008 году российскую столицу, в которую к 21 мая стали приезжать десятки тысяч поклонников популярных английских клубов. Самолеты с болельщиками приземлялись в московских аэропортах с частотой поездов метро.

    Финал самого значимого европейского клубного соревнования был проведен Москвой на высоком уровне. В организационном плане проблем не возникло. Визовых сложностей, которыми пугали англичан дома, не было и в помине. С проживанием гостей в Москве, их передвижением по столице тоже все было в порядке (после матча, закончившегося по московскому времени поздно ночью, была продлена работа метрополитена, в который пускали бесплатно, и организована доставка гостей на такси до отелей). Добродушию милиционеров поражались даже москвичи. Единственное, с чем городу не удалось справиться, — с дождем, поливавшим футболистов во время игры и болельщиков после встречи, но со стихией бороться невозможно.

    Стадион был забит до отказа. В «Лужниках» постелили к финалу (это оговаривалось заранее) новый — естественный — газон, который игра, насколько известно, превратила в непригодный для дальнейшего использования. По пенальти финал выиграл МЮ — к громадному огорчению не только английских, но и московских поклонников «Челси».

    Финал стал, безусловно, огромным праздником европейского футбола. И своего рода признанием поступательного движения футбола российского, постепенно утверждающего себя на международной сцене.

    Самый громкий трансфер

    Самое, пожалуй, удивительное из того, что связано с переходом португальца Данни в «Зенит», заключается в том, что футболист таких денег — 30 миллионов евро — не стоит. В этом убеждены и в динамовском лагере, и в зенитовском, и в других российских, и не только клубах. Да и сам Данни, говорят, улыбается, когда ему напоминают эту цифру.

    Откуда же она взялась? 30 миллионов — результат исключительно серьезного подхода к делу в «Динамо», руководители которого, в частности, генеральный директор Дмитрий Иванов не только понимали, что наступит время, когда Данни начнет проситься в другую команду, но все сделали для того, чтобы обезопасить себя в финансовом плане. Сначала в контракт португальца были вписаны 20 миллионов отступных, а потом, после улучшения условий игрока, — 30 миллионов. Это означало, что Данни придется либо сполна отработать соглашение с динамовским клубом, либо уйти туда, откуда на счета «Динамо» будет переведена невероятная и для российского, и для сегодняшнего европейского футбола сумма.

    В один прекрасный момент совпали следующие факторы: стремление игрока улучшить материальные условия и перейти в команду, которая ему виделась более перспективной («Динамо», между тем, стало в чемпионате страны бронзовым призером и попало в Лигу чемпионов, а «Зенит» с пятой позиции отправится в Лигу Европы), возможность петербургского клуба оплатить такой трансфер и готовность динамовцев за т а к и е деньги футболиста отдать.

    Вторжение в Британию

    За российским футболом в Европе следят теперь тщательнее, чем когда-либо. Матчи чемпионата России стали показывать в странах Старого Света. Пока ажиотажа они (как, скажем, встречи чемпионатов Англии, Испании, Италии, Франции и Германии) не вызывают, но специалисты уже взяли на заметку: игру лучших команд и футболистов, в их составах выступающих, можно смотреть по телевидению.

    Интерес вырос. Перемещения из российского чемпионата в английский Неманьи Видича, Мартина Шкртела, Бронислава Ивановича имели в этом году продолжение. Сначала на Британские острова отправился форвард ЦСКА бразилец Жо, который отлично зарекомендовал себя в армейском клубе и выступал в молодежную сборную Бразилии, а затем и российский нападающий из «Спартака» Роман Павлюченко.

    Специалисты полагают, что по уровню своему и Жо, и Павлюченко в состоянии играть в основе новых клубов, но только от них самих зависит, насколько уверенно и комфортно они будут чувствовать себя в одном из самых сложных чемпионатов. Сложных, прежде всего, в силу невероятной конкуренции и взыскательности британской публики, доброжелательной, но в то же время требовательной и не прощающей бесхарактерности и равнодушия. Жо и Павлюченко в этом плане пришлось в Англии перестраиваться, поскольку в ЦСКА и «Спартаке» они могли позволить себе «выключаться» на какое-то время из игры и безмятежно пребывать в простое.

    От того, как у Жо и Павлюченко пойдут дела в английском чемпионате, зависит, наверное, степень дальнейшего интереса английских клубов к игрокам, из российского чемпионата.

    Европейское признание

    Сборная России (и ее игроки) не могла не остаться после Евро без серьезного признания. Оно незамедлительно последовало. Поступательное движение наверх в рейтинге ФИФА для сборных привело Россию в декабре к 9-му месту (в ноябре было и 8-е) — вслед за Испанией, Германией, Голландией, Италией, Бразилией, Аргентиной, Хорватией и Англией. Едва ли, оглядываясь на прошедший год, можно признать превосходство голландцев, хорватов и англичан над сборной России.

    Многие годы наблюдатели обращали внимание на один немаловажный факт: ни один из российских футболистов не входил в число номинантов на «Золотой мяч», традиционно вручаемый еженедельником «Франс футбол». В 2008 году дело с мертвой точки сдвинулось. Сразу два игрока из России — Андрей Аршавин и Юрий Жирков — оказались в числе 30 претендентов на приз престижный не только в европейском, но и в мировом футболе.

    Разумеется, главной причиной попадания в список стала игра Аршавина и Жиркова на чемпионате Европы. Аршавин к тому же отменно выступил за «Зенит» в евротурнирах.

    Самое главное — российские футболисты стали на виду, они получили международное признание, за ними стали пристальнее следить, на матчи с их участием (в том числе, и на матчи чемпионата России) стали приезжать скауты из самых именитых клубов.

    Было ясно, что ни Аршавину, ни Жиркову не стать лауреатом «Золотого мяча», но, во-первых, бесспорным достижением можно считать их появление в группе тридцати лучших футболистов, выступающих в Европе, и, во-вторых, шестое место Аршавина, опередившего в ходе опроса таких звезд, как Давид Вилья, Кака, Златан Ибрагимович, Стивен Джеррард, Уэйн Руни… Наверняка мог набрать голоса и Жирков, но в том, конечно, случае, если бы был лучше, как говорится, «раскручен». Жирков входит в список предпочтений во многих западноевропейских клубах и может, как считают эксперты, играть в топ-командах Англии, Испании и Италии.

    Не стоит забывать, что в 2008 году ведущие российские футболисты высоко котировались во всевозможных опросах и рейтингах, их имена можно было обнаружить в составах различных символических сборных, их фамилии безошибочно стали произносить зарубежные телекомментаторы.

    Наступление провинции

    В первой шестерке четыре немосковские команды — сложно и припомнить, когда такое было последний раз.

    Шестое место самарских «Крыльев Советов», обновленных — по составу и по игре — Леонидом Слуцким, тренером, вставшим уже в ряд ведущих российских специалистов. Петербургский «Зенит», сосредоточившийся на европейских турнирах, — пятый. К достижениям, этот результат, понятно, не отнести, но и о провале говорить не резон: пятая позиция дает клубу из города на Неве право играть будущей весной в новой Лиге Европы. Туда же попал и пермский «Амкар» — одна из самых громких сенсаций чемпионата России-2008. Миодрага Божовича, нанятого уральцами за символические для сегодняшнего российского футбола 120 тысяч долларов в год, никто в начале сезона всерьез не воспринимал. Котировался черногорец в футбольной среде, как человек, случайно попавший в премьер-лигу. Ему действительно помог случай, но этот случай помог и «Амкару». Клуб полностью выполнил задачу, поставленную на сезон: дошел до финала Кубка России, в котором лишь по пенальти проиграл армейцам, и попал в шестерку, причем оказался сразу на четвертом месте.

    И, разумеется, грандиозного успеха добился казанский «Рубин». Его победу в чемпионате стараются всячески принизить, но делают это в основном те, кто сам оказался в турнире несостоятельным. Следует прислушаться к Валерию Газзаеву, отдавшему должное победителю и считающему, что «Рубин» завоевал титул по праву. Случайно чемпионами не становятся. Курбан Бердыев с первых дней своего пребывания в клубе из столицы Татарстана каждодневно занимался строительством команды, подбирал для нее игроков, работал с ними, не покладая рук, и чемпионство стало наградой за каторжный труд. «Рубин», доказав, что ничего невозможного нет, оказался сильнее всех и вполне может считаться примером для провинциальных команд, особенно для тех, которые еще до начала сезона убеждают себя и других, что с московскими клубами справиться невозможно.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»