-
Гонка за длинным рублем
06.04.12 16:14
Имя Виталия Петрова у жителей нашей страны на слуху. Все знают, что этот парень из Выборга круглый год катается по белу свету, участвуя на своем сверхскоростном транспортом средстве в различных Гран-при. Монако, Бразилия, Малайзия… С 2014 года Петрова можно будет увидеть и на российской трассе. Первая за сто лет «королевская гонка» (для нашей страны) пройдет в Сочи. Злые языки утверждают, что Россия получила Гран-при для «распиливания» денег. Да и вообще, товарищи, зачем нам эти барские замашки? Кому нужны ревущие болиды, кроме английских и французских аристократов да азиатских бизнес-воротил?
Хватит во всем видеть заговоры, особенно если у вас бревно в глазу (не подумайте, это не касается читателей нашего издания). Гран-при «Формулы-1» — выгодное дельце. Возможностей для заработка здесь хоть отбавляй. Да и затраты невелики, если сравнить с отчасти «одноразовой» Олимпиадой и чемпионатом мира по футболу (здесь все слишком сложно, чтобы охарактеризовать одним словом). При должном подходе трасса в Сочи может стать самым прибыльным спортивным мероприятием на долгие годы. Разведав планы организаторов новенького Гран-при США (гонка пройдет в Остине в ноябре), корреспондент «Спорта» узнал, какую пользу хотят извлечь американцы, и прикинул, что из этого должно сработать у нас.
1. Добро пожаловать в Город Жирдяев!
Что мы знаем об Остине? В голову приходят две ассоциации. Во-первых, туда направлялись придурковатые герои культового фильма «Тупой и еще тупее». Во-вторых, шерифом города как-то хотел стать легендарный американский журналист и писатель Хантер Томпсон, в предвыборной программе которого был забавный пункт: «Как только я буду избран, непременно поставлю вопрос о переименовании Остина в Город Жирдяев».
А теперь внимание! Вы не заметили подвоха? Выше я описал события, связанные с Аспеном, а вовсе не с Остином. И пусть Остин — столица Техаса, в отличие от Далласа, Сан-Антонио или Хьюстона о нем в России мало что слышали, поэтому его запросто можно спутать с каким-нибудь Аспеном. Это признают и организаторы Гран-при США.
«В нашем городе действительно нет никаких особых брендов. А теперь представьте — гонку в Остине будут ежегодно смотреть 520 миллионов человек по всему миру! Нельзя представить лучшей рекламы городу, который хочет развивать рынок туризма, нацеленный в том числе и на иностранцев», — написал обозреватель Austin Post Марк Уолкотт после того, как стало ясно, что Остину дали добро на проведение этапа.
Конечно, вы можете сказать, мол, а зачем Сочи известность за счет «Формулы-1», если там пройдет Олимпиада, за которой и так будет следить весь мир? Отвечу: Игры — событие одноразовое. Люди перебесятся и забудут. Вы знаете что-нибудь о таких городах, как Шамони, Гармиш-Партенкирхен, Скво-Вэлли? Нет? А ведь там проходили зимние Олимпиады…
А вот если рассказывать в течение десяти лет (с Остином подписан контракт на проведение Гран-при именно на такой срок — для начала) о том, как прекрасен тот или иной населенный пункт для туристов, это будет восприниматься как факт. Так отчего не превратить Сочи в Майами?
2. $300 млн за выходные
«В Малайзии гоночный уик-энд приносит 300 миллионов долларов. Не так плохо, согласитесь. А если учесть, что таких уик-эндов будет минимум десять…» — отмечает Уолкотт. С ним соглашается аудитор (налоговый инспектор) штата Техас Сьюзан Комбс: «Мы рассчитываем зарабатывать с каждого Гран-при по 300 миллионов долларов. Но это далеко не предел. Сейчас мы разрабатываем бизнес-модель, которая позволит получать еще больше денег», — приводит слова Комбс остинское издание KXAN, специализирующееся на расследованиях.
Из чего складываются эти 300 миллионов? Основные доходы лежат на поверхности. «Мы рассчитываем, что за выходные Гран-при посетят 400 тысяч человек», — пишет Уолкотт. «В воскресенье аудитория должна составлять 120 тысяч человек. В пятницу и субботу, надеемся, придет большой процент от этих 120 тысяч», — говорит Комбс. Цифры, конечно, разные, но и в первом, и во втором случае внушительные. «Мы заработаем не только на билетах, но и на множестве сопутствующих товаров», — отмечается в Austin Post.
Но не стоит путать доход и прибыль. Затрат тоже много: строительство (здесь Остину помогал штат Техас, что вызвало недовольство и даже судебные разбирательства), выплаты магнату-старику Берни Экклстоуну, который просто так этапы «Ф-1» не раздает, обслуживающий персонал… «За вычетом всех расходов прибыль должна быть в районе 50 миллионов долларов за Гран-при», — уверен Уолкотт.
Если в Сочи к делу подойдут серьезно и изучат, например, малайзийский опыт, почему бы тоже не заработать?
3. Автопром вместо казино
В Остине трассу не собираются использовать только для «Формулы-1». Здесь планируется проводить соревнования в других гоночных сериях. Если все получится, город сможет зарабатывать деньги почти круглый год. Но дело тут не только в деньгах.
«Все знают, что «Формула-1» — пожалуй, самый высокотехнологичный спорт. Мы планируем завязать партнерские отношения с разными исследовательскими центрами страны. Возможно, рядом с Остином будет возведен научный центр. Люди со всего штата смогут приезжать сюда — учиться, заниматься наукой, приносить пользу. А разработка новых технологий предполагает последующую продажу этих технологий за большие деньги», — отмечает Комбс. Президент России Дмитрий Медведев не раз говорил о том, что главный капитал страны — люди и их интеллект. Южные регионы страны постоянно пытаются использовать для каких-то странных нужд — то под какие-то гигантские казино, то под другие сомнительные дела. Может, пора сменить область деятельности на что-то полезное? Университеты, научные центры, корпорации, занимающиеся исследованиями? Владимир Путин часто твердит, что нужно поднимать отечественный автопром. Конечно, автогонки и автопром — это далеко не одно и то же, но приход в Россию «Формулы-1» может стать (при желании) толчком к развитию этой отрасли промышленности.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»