• Гонки на «джипах»

    08.06.07 16:01

    Гонки на «джипах» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На претендентских матчах в Элисте начался второй раунд. Число соискателей четырех путевок в Мексику сократилось вдвое – с 16 до 8, но ни в пресс-центре, ни в столовой Сити-Чесс народу меньше не становится. Подъехали компьютерщики и функционеры ФИДЕ и с большой помпой открыли «матч-противостояние» двух игровых программ – Deep Fritz и Deep Junior.

    Любопытно, что в напечатанной к матчу программке кто-то заменил незнакомое слово Deep (глубокий) на куда более привычное глазу Jeep. Ну да, играют-то машины, огромные и мощные, как танки! Впрочем, само «железо» с устрашающим числом гигагерц и гигабайт осталось где-то в Западной Европе, а на сцене большого зала Дома правительства стоят два скромных лэптопа, с помощью которых операторы связываются с «базой». А что там творится на «базе» и не заглянул ли туда случайно, скажем, Гарри Каспаров, остается только догадываться. На двух больших экранах зрителям показывают варианты, которые «обдумывают» оба монстра, выбранные ходы воспроизводят на шахматном столике элистинские школьники в национальных костюмах. Также в нарядных халатах и головных уборах с кисточкой сидят комментаторы – гросс­мейстер Сергей Макарычев и местная звездочка – 15-летний международный мастер Санан Сюгиров. Своими впечатлениями они делятся со зрителями прямо в зале, ведь у компьютеров нет ушей (да и нужны ли им человеческие подсказки – большой вопрос).

    Шоу машин проходит до обеда, первые две партии друзей-соперников (оба «джипа» рекламирует и продает одна и та же шахматно-компьютерная фирма) завершились вничью. А в привычное время – три часа пополудни – на сцену выходят живые гроссмейстеры.

    – Все-таки за игрой людей наблюдать гораздо интереснее! – с детской непо­средственностью воскликнул Санан, когда в партии Грищук – Рублевский белые в известной дебютной позиции неожиданно пожертвовали коня.

    По скорости, с которой делал ходы Александр, легко было догадаться, что эта «мина» подготовлена в домашней лаборатории. Сергей потратил много времени, но нашел, достаточное, казалось бы, возражение: черные вернули фигуру и пешку в придачу, однако резко активизировали свои фигуры. Здесь уже Грищук задумался минут на сорок и нашел прекрасный ресурс, связанный с перманентной угрозой жертвы каче­ства, после чего белая пешка во многих вариантах проскакивала в ферзи. После партии Александра спросили, где он нашел этот ход – дома или за доской. В принципе, вопрос этот не совсем корректный, ведь матч продолжается, и допытываться, насколько глубокой и качественной была домашняя работа, вряд ли уместно. Я не запомнил ответ дословно, но смысл был такой:

    – Конечно, дома, а сорок минут за доской потратил просто для маскировки!

    После блестящей реплики Грищука, непонятно где найденной, позиция черных стала очень неприятной. К тому же Рублевский попал в цейтнот, допустил неточность и проиграл.

    Без разведки начали свои матчи Леко – Бареев и Аронян – Широв. В обеих партиях черные после дебюта получили отличную игру (а Бареев в один момент, кажется, просто выигрывал), но удача на этот раз улыбнулась белым. Лишь в партии Камский – Гельфанд была зафиксирована осторожная гроссмей­стерская ничья. Давние знакомые пока присматриваются друг к другу.

    Элиста

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»