-
Горбун из Нотр-Дам, Ходжа Насреддин, или просто Мирча Луческу в «Зените»?
Мнение Ивана Жидкова26.05.16 11:43
В первое мгновение слух о возможном переходе тренера Луческу в «Зенит» показался чем-то вроде пранка, но в этом виноват, пожалуй, только образ «Мирчи Михайловича». Таких больших зеленых глаз вы ни у кого в футболе не найдете. Луческу похож на колдуна, непонятно, доброго, или злого. На персонажа то ли из «Собора парижской Богоматери» из описания города в начале книги, то ли из притч о Ходже Насреддине. И все 12 лет его работы в «Шахтере» полны историй на грани добра и зла. Впрочем, о них уже поведали профессиональные коллеги, Алексей Павлюченко и Илья Казаков.
На самом деле, ничего удивительного в появлении Луческу нет. Рано или поздно это должно было случиться. «Зенит» и «Шахтер» давным-давно связывают профессиональные отношения. Клубы, бившиеся, как петухи, за звание лучшего в Восточной Европе (большей частью за пределами поля), в самом начале обострения этой борьбы осуществили сделку по Анатолию Тимощуку. И «Зенит», и «Шахтер» изначально позиционировали себя, как альтернатива «центру», и так же синхронно в какой-то момент в подсознании болельщиков своих стран стали этот самый «центр» олицетворять. Вполне возможно, Мирча Луческу говорит на том языке, который понимает самое высшее руководство «Зенита». Помимо всех прочих «земных» языков, которыми владеет румынский тренер.
Не надо второго Боаша!
Вариантов у «Зенита» изначально было не так много. И каждый из них было трудно превратить в подписанный контракт. Пеллегрини не рвался просто так покидать Англию, хотя его агент делал все, чтобы привлечь к клиенту внимание, «пробивая» «Зенит», чтобы тот раскрыл карты — есть «бешеные бабки», или нет. Тем же самым занималась «зондеркоманда» Паулу Соузы, еще более настойчиво. Риски, связанные с приглашением бывшего лидера сборной Португалии, были серьезными. Во-первых, Петербург мог получить второго Виллаш-Боаша, во-вторых, клуб стал бы сразу слишком много всего должен Соузе и его окружению. Третий вариант — собственноручно воспитанный специалист — все еще зреет на веточке клубного дерева, хотя первую глобальную победу победу уже одержал — сохранил брэнд «зенитовская молодежь» в ФНЛ, вопреки тому, что творил тренер главной команды.
А потом все стало куда проще — «Зенит» не попал в Лигу чемпионов. И кто-то сметливый, вроде Хенка ван Стее, нарушил общее угрюмое молчание светлой идеей. Осуществить которую уже не составило труда.
«Зенит» хотел продолжать играть зрелищно. Представление у всех о зрелищности разные — мне, например, кажется, что зрелищно играет «Байер» Рогера Шмидта. Кому-то нравится «Барселона». Третьи считают ярким футбол в исполнении команд Андре Виллаш-Боаша, что, несомненно, было отражено в подавляющем большинстве мало-мальски решающих матчах с весны 2014-го, включая встречу в Ростове. Но «Шахтер» при Луческу, бесспорно, поставленным футболом похвастаться мог. И Мистер, лично, безо всяких десятков тысяч посредников сортировавший россыпи бразильцев, все прибывавших в Донецк из своей страны, знал для чего просил у Рината Ахметова того, или иного.
Сокровища из потрепанного портфеля
Мирча — хитрый человек, у которого много связей во всем мире. Иначе бы в 90-х его на пистолетный выстрел бы не подпустили к Серии А, где Луческу тренировал даже «Интер», будь он хоть Горбун, хоть сам Ходжа Насреддин. Его окружение знает, как продать Фернандиньо из чемпионата двух команд за 40 миллионов, а Дугласа Косту — за 30. Это умение — как раз то, чего не хватало «Зениту», уже с трудом вспоминающего продажу Шкртела, и что в избытке имелось у «Шахтера». С Луческу сине-бело-голубые могут продолжить изыскания на латиноамериканском рынке, но с опцией уже не покупать бразильца за 60 миллионов, а продавать за них.
Луческу — это и тренер, и спикер (клуб спокойно может сделать из него рупор для информационной войны), и коммивояжер. Именно за сокровища из его потрепанного портфеля Ахметов 12 делился с ним своими и собирался делать это пожизненно.
Румын, как и его предшественники, уже заявил, что намерен досконально изучить работу всех подразделений клуба, имеющих к нему отношение. То есть, молодежную команду, «Зенит»-2, академию. Так сначала говорил каждый, кто приезжал в Петербург. Спаллетти хватило года на полтора, Боаш впал в истерику при первом же дуновении ветра из монгольских степей, откуда мы пришли. Но именно при Луческу в «Шахтере» появились Ярослав Ракицкий и Тарас Степаненко. При нем, в конце концов, Чигринский уезжал в «Барселону». Три защитника «Шахтера» — Кучер, все тот же Ракицкий и Шевчук — будут выступать на Евро за Украину. Почему бы не пофантазировать, что именно при Луческу «Зенит» решит глобальную проблему российского футбола со стопперами?
Спрячьте помидоры!
За два года, конечно, чудес не случится. Тем более «Зенит» по-прежнему будет ставить задачи выигрывать во всех турнирах, не беря передышки. Но выполнять ее можно разными способами. Иногда харизма пожилого тренера приходится больше к месту, чем амбиции молодых. Особенно таких, кто считает, что клуб принадлежит ему только потому, что он выиграл Лигу Европы у «Спартака», ЦСКА и «Браги».
Луческу еще и хороший актер. Ничего не звучит умилительнее, чем версия агента, почему Мирча хотел в Турцию — дескать, заканчивал исторический факультет и его прямо-таки тянуло в страну Ататюрка. Не иначе, из-за любви к историческим ценностям румын едва не стал Арсеном Венгером в Донецке. Сложно сказать, полюбят ли нового тренера фанаты «Зенита», но тухлым помидором бросить не решатся точно.
Наверное, с Луческу будет интересно. Со всеми возможными знаками. Вопрос только, как долго — ровно два года, «два плюс один», или еще двенадцать?
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»