• Горькая правда об Олимпиаде в Сеуле

    25.08.06 12:20

    И грянул гром! Нежданно-негаданно российские зрители познакомились с корейской картиной «Каникулы», повествующей о печальных обстоятельствах, предшествовавших открытию Олимпиады в Сеуле. По прошествии 18 лет со дня проведения этих соревнований, вошедших в историю олимпийского движения как образцово-показательные, корейские кинематографисты рискнули назвать вещи своими именами.

    Вместо ожидаемой многими глянцевой истории, прославляющей корейских спортивных функционеров, соорудивших помимо Олимпиады и чемпионат мира по футболу, снят фильм, ставший ярким образцом «социально-обличительного кинематографа».

    Возможно, причиной тому стала объявленная в 2005 году амнистия, выпустившая из тюрем тысячи невиновных людей, сидевших по так называемой олимпийской статье. Если верить фильму, трагедия произошла за несколько лет до открытия Олимпиады, когда Корея еще только-только начала готовиться к грандиозному спортивному празднику.

    Выполняя постановление правительства «Сделаем Сеул красивым», местные власти решились на тотальный снос трущоб, плотным кольцом окруживших столицу Страны утренней свежести. На расчищенной от лачуг территории собирались проложить дороги, а также разбить сады и парки, приличествующие надвигающемуся событию. Что в общем-то и выполнили впоследствии, но только после того, как самым жестоким образом были подавлены народные волнения.

    Не брезгуя наймом отпетых уголовников, призванных укротить недовольных, власти сознательно провоцировали серьезные уличные столкновения, чтобы отправлять людей в тюрьмы тысячами. Трудно поверить, но для участников будущих беспорядков была заранее введена статья 10 пункт 4 – подозрение в мятеже, которая предусматривала 7 лет лишения свободы и еще 10 лет полицейского присмотра по выходе на свободу. В итоге в конце 1980-х корейские тюрьмы были переполнены заключенными по одной и той же «олимпийской» статье. Закон об амнистии и выдаче на поруки на таких узников не распространялся, чтобы правда не просочилась наружу.

    Завалив ранеными и избитыми окраины Сеула, власти сразу же пустили в ход бульдозеры, нисколько не беспокоясь о людях, в одночасье потерявших крышу над головой. Все очень просто: недовольные окажутся в тюрьме, а старики, женщины и дети отправятся в поисках пропитания в глухую провинцию. 

    Еще более страшным обстоятельством, сопутствовавшим этому произволу, стало широкое применение погромщиками огнестрельного оружия, которое оправдывали потенциальным наличием холодного у городской бедноты. И это в конце ХХ века! Вот какой была подлинная цена олимпийского праздника, доставшегося Корее в результате долгой и напряженной политической борьбы. А ведь победила тогда даже не Корея, а компетентное мнение МОКа, «детально» изучившего положение дел в Сеуле. Знал бы МОК, кому развязывает руки!

     

    В центре же экранного повествования оказался инцидент, произошедший в Корее в октябре 1988 года. Тогда 12 заключенных, возглавляемых Ли Джу-хваном, отбывавшим срок по «олимпийской» статье, сумели бежать из перевозившего их автозака. Шестеро беглецов вскоре были пойманы, однако другие все-таки ускользнули от стражей порядка и на протяжении девяти дней находились на свободе. Финал этой истории хорошо предсказуем – Ли Джу-хвана расстреляли на месте, чтобы не заговорил, а остальные его подельники предпочли покончить жизнь самоубийством.

    И лишь в сентябре 2005 года правительство Южной Кореи решило пересмотреть многие уголовные дела, связанные с Олимпиадой 1988 года. Возможно, в ком-то заговорила совесть, возможно – здравый смысл. Но в любом случае фильм свидетельствует, что в современной Корее появилась возможность открыто говорить о том, что никому не нужная сегодня Олимпийская деревня родилась за счет сноса сотен реальных деревень с их долгой историей, культурой, традициями и многими поколениями жителей.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»