-
Государственный тренер сборной России Станислав Поздняков: «Несу ответственность за все»
15.10.08 01:55
Недавно самый титулованный фехтовальщик мира (четыре олимпийских золота, медали высшей пробы с десяти чемпионатов мира и тринадцати первенств Европы) Станислав Поздняков открыл новую страницу в своей карьере: он назначен на пост государственного тренера сборной России.
Тем не менее пообщаться с прославленным спортсменом удалось лишь спустя полтора месяца: уж слишком болезненным для Позднякова оказалось его выступление на Олимпийских играх, слишком много надо было пережить.
Депутатом останусь
— Станислав, насколько неожиданным для вас стало назначение на пост государственного тренера?
— Такие разговоры ходили давно. Как известно, выступление сборной России на пекинской Олимпиаде было признано неудовлетворительным, а значит, определенные реформы в системе российского фехтования должны были последовать. Решающим стал серьезный разговор с президентом Российской федерации фехтования Алишером Усмановым, после которого я и был назначен на этот пост.— Ради новой должности вы даже отказались от поста руководителя Управления физической культуры и спорта администрации Новосибирской области...
— Считаю, что лучше отдать весь свой опыт и знания виду спорта, которому посвятил большую часть жизни. Правда, депутатом новосибирского областного Совета депутатов останусь.— В число ваших функций входит помощь главному тренеру сборной России...
— И не только это. Я должен представлять Россию на международных соревнованиях, обеспечить развитие региональных центров фехтования, наподобие того, что уже несколько лет успешно существует в Новосибирске. В настоящее время проводим консультации по приглашению инициативных людей в мою команду. С каждым годом инвестиции в фехтование увеличиваются, поэтому надеюсь, что уже на следующих Играх мы не повторим пекинского результата.— За полтора месяца после окончания Игр в Пекине вы не дали ни одного интервью на тему Олимпиады. Очевидно, сильно переживали…
— Безусловно. Выступление на Олимпиаде стало сильным психологическим ударом. Но благодаря поддержке близких и друзей мне удалось отойти. Да и работа, которой сейчас занимаюсь, требует значительного внимания, и времени переживать нет.В Пекине я «поплыл»
— Свое состояние накануне командных соревнований как оцениваете?
— В тот момент я находился в неплохой физической форме, но психологически чувствовал себя не лучшим образом. Олимпиада — это самый важный турнир в карьере спортсмена, и в какой-то момент я почувствовал, что «плыву» под грузом большой ответственности. И огромный опыт, и тактическая обученность куда-то исчезли. На полуфинал командных соревнований с американцами выходил сам не свой. Теперь в будущем, работая со сборными, буду больше внимания уделять вопросам психологии.— Но, позвольте, для вас Игры в Пекине были уже пятыми в карьере, откуда бы взяться волнению?
— Я уже не раз говорил, что Олимпиада — соревнования для молодых. Мне каждые новые Игры давались все более тяжело. Люди зачастую просто не понимают, какая огромная ответственность лежит на спортсмене, когда он выходит на старт. С возрастом выдерживать нагрузки все сложнее.— Но в таком случае не было мысли отказаться от выхода на решающий поединок полуфинального матча с американцами? Пусть бы спасателем выступил другой...
— По ходу менее значимых, чем Олимпиада, турниров мы немало экспериментировали — бывало, что я выходил в матче не последним, а то и вовсе не переодевался на бой. Но это не улучшало результат. Пока я в большом спорте — в решающий момент всегда выходил на дорожку и давал результат. С моим авторитетом на такую замену не пошел бы ни один тренер. Да и я бы не понял наставника, если бы в такой момент он не поставил меня на поединок. Тем более что я до последнего верил, что смогу справиться с поставленной задачей. К сожалению, ошибался. В полуфинале с американцами произошел несчастный случай. Судья раньше времени дал отмашку, и победный укол после видеоповтора не был засчитан.— У вас был шанс реабилитироваться в матче за третье место, но в дело вновь вмешались судьи, отменившие ваш честно заработанный укол…
— После полуфинальной встречи было очень тяжело настроиться на матч за бронзу. Я старался бороться до конца, но не получилось. Что касается судейства, то оно на олимпийском турнире было слабым. Тем не менее не стал бы свои недоработки и ошибки валить на судей. Это удел слабых. Я за все несу ответственность.— Как востанавливались после Олимпийских игр в Пекине?
— Несмотря на усталость, после Игр дал несколько мастер-классов в разных городах страны. Кроме того, нашел две недели для активного отдыха и вместе с близкими ездил в Горный Алтай, где занимался туристическим альпинизмом.Смена в команде есть
— В Пекине Российская федерация планировала взять шесть медалей, из них две золотые, а в итоге все ограничилось золотом в женской рапире. В чем причина?
— Обычно медальный план строится на основании выступления спортсменов на последнем чемпионате мира. Первенство планеты в Санкт-Петербурге было успешным для нашей команды, но домашним. Кроме того, не сделали скидок на судейство, которое в Пекине отличалось от петербургского. Но вообще виноваты сами — взять золото в командной мужской сабле было абсолютно реально. Психологический климат в сборной был отличный. После неудачи ребята подбадривали меня — все-таки сделал для их становления и роста немало. Верю, что и Алексей Якименко, и Коля Ковалев еще покажут себя.— Сейчас Федерация фехтования России объявила конкурс на замещение должности главного тренера, но вы, насколько знаю, собираетесь поддерживать нынешнего наставника Олега Глазова…
— Это опытный специалист и хороший организатор, я работал с Олегом почти двадцать лет и полностью ему доверяю.— Кстати, сейчас раздаются критические отзывы о работе Глазова на посту главного тренера: мол, уйдя с поста наставника сабельной сборной, он и в основной команде не преуспел, и в некогда великой сабле мы позиции потеряли…
— Абсолютно не согласен. Сейчас мы переживаем болезненную смену поколений — уходят с авансцены признанные лидеры, а молодым не хватает опыта. Теперь надо готовить нашу сборную к Олимпиаде 2012 года.— Если Алишера Усманова все-таки выберут президентом Международной федерации, это поможет воспитать в России новых Поздняковых и Колобковых?
— Безусловно, это даст толчок развитию нашего вида спорта. Человек, который сделал огромный вклад в российское фехтование, способен решать серьезные задачи и на европейском уровне (что он и делает), и на мировом. Международной федерации требуются реформы, и Усманов с ними справится.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»