-
Гроза вратарей Михаил Бутусов
История с фотографией23.06.10 03:05
На днях футбольная общественность Санкт-Петербурга отмечала 110-ю годовщину со дня рождения великого российского футболиста, легендарного бомбардира Михаила Павловича Бутусова.
Из футбольной семьи
Когда говорят или пишут о футболе 1920–1930-х, то в первую очередь вспоминают москвичей братьев Старостиных и ленинградцев Михаила Бутусова и Пеку Дементьева. Жаль, но имена других героев первой трети двадцатого столетия — Федора Селина, Павла Богатырева, Николая Соколова, Петра Григорьева, Сергея Ильина, Василия Житарева, Павла Канунникова, Петра Исакова — помнят лишь знатоки истории спорта.
Михаил — самый известный из братьев Бутусовых. Из было шестеро: Кирилл, Константин, Василий, Александр, Павел и Михаил. Все играли в футбол, но прославились по-настоящему Василий и Михаил.
Нельзя не сказать, пользуясь случаем, о Василии Бутусове — первом капитане сборной России, что участвовала в Олимпиаде 1912 года в Стокгольме. Он считался в те времена сильнейшим центрфорвардом, много забивал. В Первую мировую войну Василий Бутусов на фронте в Галиции попал в плен к немцам. Из лагеря его освободила русская армия, и он снова воевал, уже на Кавказском фронте, потом служил в Красной армии. Ну а после войны опять играл в футбол, уже вместе с младшим братом. Закончив выступать, взялся за судейский свисток. Казалось бы, что может быть дальше от политики, чем футбол? Но Василий Павлович — бывший царский офицер, сын коммерсанта, брат эмигранта (самый старший из братьев — Кирилл — после 1917-го уехал в Финляндию, где торговал нефтью) попал в поле зрения чекистов и был в октябре 1930-го арестован по «делу Промпартии». Почти год провел в тюрьме. Спасло заступничество Михаила Бутусова, к тому времени едва ли не самого популярного футболиста страны. Но на этом злоключения Василия Бутусова не кончились: в 1941-м он был призван в армию, попал в окружение под станцией Оредеж — и вновь плен. Почти четыре года скитаний по лагерям, только 25 апреля 1945-го под Нюрнбергом его освободили американцы. Как известно, на родине многих бывших военнопленных вновь ждали колючая проволока и вышки охранников. Василия же снова спас младший брат.
Михаил не мог не стать футболистом в такой семье. В 1914-м он дебютировал в команде «Унитас» («Единство»), в 1918-м — в сборной Петрограда. Как писал Николай Старостин в книге «Звезды большого футбола», Михаила Бутусова отличали «мощное телосложение, неуемная энергия, рентабельная техника и пушечный удар с обеих ног».
«С левой он ломает штанги, с правой бить ему запрещено»
Советский футбол долго развивался в изоляции — страна не была членом ФИФА, да и не рвалась в нее. Партийные пропагандисты с презрением отзывались о «буржуазном спорте» и восхваляли «пролетарскую физкультуру». Но по инерции еще несколько лет просуществовали дореволюционные футбольные клубы, правда, под другими названиями. Так, «Унитас» переименовали в «Спартак» Выборгского района. Команда была одной из сильнейших в городе на Неве, ее игроков приглашали в сборную страны. Играть ей, правда, приходилось в основном с рабочими коллективами.
Михаил Бутусов даже в те времена, когда счет 0:0 был редкостью, забивал голы почти в каждой игре. По подсчетам историка сборной СССР Константина Есенина, Бутусов за сборную забил 88 мячей. Большую часть в ворота любительских команд Швеции, Норвегии, Германии, Финляндии, Эстонии. Но был и серьезный соперник — сборная Турции, которая в те годы часто встречалась с советскими футболистами.
В 1924 году, после выступления на Олимпиаде в Париже, сборная Турции совершила турне по Северной Европе и, победив команды Швеции, Финляндии, Латвии, Эстонии, заехала в Москву. Наши футболисты выиграли 3:0, и два первых мяча в ворота «янычар» забил Михаил Бутусов. Через много лет этот матч ФИФА задним числом признала официальным и включила в реестр игр сборной СССР.
О могучем ударе Бутусова слагали легенды. Болельщики взахлеб пересказывали друг другу истории, как Михаил Павлович однажды то ли убил, то ли покалечил вратаря и с тех пор ему запрещено бить с правой ноги, а с левой можно, но вполсилы. О том, как родился этот миф, поведал сам форвард. В мае 1925 года в игре сборной СССР в Турции он застал вратаря своим коронным ударом с разворота. Мяч попал в живот голкиперу и снес его с ног. К пострадавшему устремился врач, но вскоре выяснилось, что все в порядке, и «убитый» продолжил игру. Но слухи о «смертельном ударе» дошли до Одессы, куда прибыл пароход с футболистами, а оттуда распространились по всей стране.
Бутусов играл до 36 лет, с 1931 года он выступал за ленинградское «Динамо» (команда представляла органы безопасности, и переход в ее ряды помог спасти брата Василия от суда). И в зрелые годы он, утратив подвижность, сохранял мощь удара и продолжал наводить ужас на голкиперов. Так, в 1935-м в Ленинград приехала сборная Праги, в которой играли профессионалы из «Спарты» и «Славии». Михаил Павлович забил чехам два мяча, что позволило нашей команде свести матч вничью — 2:2.
Закончив играть, Бутусов перешел на тренерскую работу. Возглавлял динамовцев Ленинграда, Тбилиси, Киева, в 1946-м работал с «Зенитом». Его подопечные с восхищением вспоминали, что Михаил Павлович на занятиях всегда бил по воротам метко и мощно.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»