• «Хотя бы наши девочки победили»

    Дневник репортера

    17.05.12 01:40

    «Хотя бы наши девочки победили» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Комментатор «НТВ-Плюс» побывал в Берлине и стал свидетелем очередного триумфа дортмундской «Боруссии».

    На совместной предматчевой пресс-конференции капитан «Баварии» Филипп Лам хорохорился и обещал дать бой теперь уже ставшей второй раз подряд чемпионом Германии «Боруссии» из Дортмунда в финале национального Кубка. Писклявый Лам забавно выглядел на фоне брутального, и, как всегда, небритого Юргена Клоппа, отпраздновавшего накануне свой 67-й день рождения, и сиявшего по этому случаю ярче обычного Юппа Хайнкеса, а также с трудом сдерживающего улыбку капитана дортмундцев Себастьяна Келя.

    Месяц назад, накануне решающего матча в чемпионате (он был сыгран в Дорт­мунде, когда между коман­да­ми было три очка), журнал Sportbild устроил «парное» интервью менеджеров команд – Михаэля Цорка («Боруссия») и Кристиана Нерлингера («Бавария»). Когда их спросили, готовы ли клубы поделить титулы, Цорк сказал, что «Боруссию» вполне устроит чемпионская «салатница», а кубок, так и быть, пускай едет в Мюнхен. На что Нерлингер заявил дословно следующее: «Оба титула нужны нам, а вам хватит и одного – звания лучшей коман­ды Рура!».

    Обида «Баварии» была действительно сильна. Никто и никогда в Германии не обыгрывал ее пять раз, а Юрген Клопп к финалу как раз и накопил четыре виктории подряд. Причем если прошлое чемпионство «Боруссии» мно­гие восприняли как редкий случай удачного «побега из пелотона», то на этот раз именно «Боруссия» пролезала к титулу из-за баварских плеч.

    После матча писк Лама уже вызывал жалость. «Мы выглядели лучше соперника на протяжении всех 90 минут, но совершали непростительные ошибки. Мы просто дарили им мяч, как на блюдечке, – а они этим пользовались», – так капитан попытался описать поражение со счетом 2:5. Не уточнив при этом, в чем «Бавария» выглядела лучше, – может, внешне?

    * * *

    Берлин – город, совершенно не похожий на большинство немецких. Дух социализма все еще витает здесь – и не только над полуразрушенной стеной, делившей его надвое. «Чекпойнт Чарли» – место перехода из Восточного Берлина в Западный, а, по сути, – из одного мира в другой, по-прежнему туристическая Мекка. Так же толпами бродят любители красивых фото по Александерплатц. Москвич или выходец из любой другой части бывшего СССР, скорее всего, не увидит здесь ничего нового. Отчасти Берлин похож на Петербург, отчасти на Киев, отчасти на Минск. Здесь можно найти «ми­ни-Твер­скую» и «ми­ни-Кре­ща­тик». Здесь причудливо соседствуют разные архитектуры – этим Берлин обязан бомбежкам времен второй мировой. Новые здания из стекла и металла выглядят, будто «Хаммер», ради потехи выставленный на выставке продукции ВАЗа. Чудовищные бетонные коробки 60–80-х годов вполне сгодятся на роль «копеек» и «шестерок».

     

    При этом Берлин весьма космополитичен, если не сказать, что он вообще один такой в Германии. Огромными анклавами выходцев из Турции в Германии никого не удивишь, но в Берлине с ними соседствуют и другие диаспоры – польская, украинская, русская. Даже удивительно, что самолет «Аэро­флота», отправлявшийся в столицу Германии, вместил в себя всего-то 40 пассажиров.

    Скоро Берлин ожидает масштабная «авиареволюция». Два года назад был закрыт аэропорт «Темпельхоф», расположенный почти в центре города. Теперь там парк и ми­ни-взлет­ка для маленьких экскурсионных самолетов. С 2 июня в прошлое уйдут и два нынешних аэро­порта – «Тегель» (по-старому Западный Берлин) и «Шенефельд» (Восточный). На месте последнего 3 июня откроются новые «воздушные ворота» – «Бер­лин-Бран­ден­бург». Ход строй­ки освещается местными телеканалами так, как будто от этого зависит жизнь города, – отдельного включения в новости удостаивается чуть ли не каждая оконная рама. Похоже, строители немного «не успеют», так что первые дни в аэро­пор­ту будет суета и хаос. Во всяком случае, в старом «Шенефельде» ничто не намекает на скорое «повышение в классе».

    * * *

    При заходе на посадку пилот объявил, что в Берлине +28. Коллега Кирилл Дементьев немедленно побежал переодеваться в шорты. Когда лайнер наконец-то продрался сквозь облачную пелену, мы увидели, что в «Шенефельде» ливень. При этом действительно было жарко.

    Чем дальше с Востока на Запад, тем ощутимо холоднее становилось вокруг. «Олимпиаштадион» нещадно поливал дождь, и оба финалиста были вынуждены перенести свои тренировки на запасные поля – лишь в четверг свой стыковый матч здесь сыграла «Герта», и такой нагрузки под дождем газон мог не выдержать. Пейзаж, надо сказать, рисовался довольно мрачный, стадион, построенный в 30-е годы прошлого века, на фоне серого неба и непрекращающегося водопада выглядит ужасающе.

    Берлин чуден своими людьми. Таксист, подобравший российских журналистов около мрачной арены, при определенном буйстве фантазии вполне мог быть представлен современником Отто фон Бисмарка. Всю дорогу дедушка непрерывно вещал на футбольные темы, и почти все его прогнозы в итоге сбылись. «Нет, “Бавария” не выиграет финал, она уже вся головой в Лиге чемпионов», «“Боруссия” хороша, особенно этот поляк, как его… Левандовски, да-да, не то что наш Марио Гомес», «Клопп – молодой и дерзкий, а Хайнкес слишком академичен, ему легко обыг­рывать на классе, но сложно – в драке».

    Теперь я даже не знаю, что и думать о финале Лиги чемпионов. Дед напророчил победу в нем «Челси»…

    * * *

    Накануне матча только глупец мог завидовать Юппу Хайнкесу. Разумеется, финал Лиги Чемпионов для «Баварии» важнее, и если бы им заранее предложили вариант с проигранным Кубком Германии, но выигранной Лигой, они были бы согласны. Это подтвердил в предматчевом интервью и лидер «Баварии» Арьен Роббен, недавно продливший свой контракт. Самому Хайнкесу наверняка хочется встать в ряд Хаппель, Хитцфельд, Моуринью (тренеры, побеждавшие в Лиге с двумя разными клубами). Но – более важный турнир идет в графике вторым. И в футболе никакие «если – то» не работают. «Боруссии» все равно было проще – она уже унизила «Баварию» чемпионатом, и Кубок мог стать лишь частичной и быстро забываемой компенсацией. «Боруссии» не надо было никого беречь – этот матч для нее последний в сезоне, настоящая «вишенка на торте». Хайнкес же попал в вилку: с одной стороны, положение обязывало ставить на игру лучших и брать реванш за чемпионат, с другой – у «Баварии» и так три дисквалификации на финал Лиги (Алаба, Луис Густаво и Бадштубер), и если бы из-за травмы выбыл кто-то еще, то положение становилось катастрофическим. В матче последнего тура бундеслиги тренер явно репетировал состав на матч с «Челси» – и, похоже, просчитался именно в этом.

    «Бавария» поселилась в Берлине в отеле «Реджент», как и полагается ей по статусу, – с мраморными лестницами, хрустальными люстрами и прочими атрибутами роскоши. Анатолий Тимощук раскинулся в огромном кресле и наслаждался разными сор­тами чая. Собственно, состав на финал назвал нам он – а еще рассказал, что «Бавария» отчаянно пытается вернуть в строй к матчу с «Челси» не игравшего в футбол почти полгода защитника Даниэля ван Бюйтена. В пятницу его выпустили в матче второй коман­ды, но бельгиец выдержал только 60 минут, к тому же уходил с поля он при счете 0:3 не в пользу команды, за которую играл. Если Хайнкес все же рискнет использовать его 19 мая – это будет чистое безумие.

    Впрочем, как говорит Тимощук, в отличие от Луи ван Гала, выдумавшего себе стартовый состав и использовавшего его до полной дискредитации, Хайнкес все-та­ки умеет делать выводы. И если вдруг его команду начинают «рвать», он готов идти на серьезные перестановки. Теперь тренеру предстоит это подтвердить: если в финале Лиги чемпионов «Бавария» сыграет так же – ей лучше на него не выходить вообще.

    * * *

    Штрафная мюнхенцев заполыхала уже на третьей минуте игры. Вялая контратака «Боруссии» вроде бы закончилась потерей мяча, но Луис Густаво умудрился так неудачно ткнуть его в сторону ворот, что спровоцировал Нойера на выход, а мяч достался Блащиковски. Молниеносная комбинация – и Кагава, игравший, по всей видимости, последний матч за «Боруссию», открыл счет. У Блащиковски, кстати, был свой собственный счет к «Баварии» – когда эти же клубы разыгрывали Кубок четыре года назад, его выгнали с поля, и Дорт­мунд про­играл в овертайме.

    Ответом мюнхенцев стал дуплет Марио Гомеса. Нет, он не забил, но, казалось, нанес серьезный урон сопернику. Сначала Гомес коленом во­ткнулся в ребра вратаря «Боруссии» Вайденфеллера, а спустя 10 минут на нем же заработал пенальти. Вайденфеллер, которого пять минут буквально отскребали от газона, не успел сыграть на выходе, скорее всего, именно по причине травмы. Роббен с точки восстановил равный счет, и все началось сызнова.

    Вратарь Митчелл Лангерак, скорее всего, малоизвестен даже болельщикам свой сборной – австралийской. С юных лет он играет, а точнее, в основном тренируется, в Германии. Но судьба складывается так, что ему уже второй раз доводится играть с «Баварией». Во втором круге прошлого чемпионата он заменял Вайденфеллера весь матч, и «Боруссия» победила 3:1. Теперь ему пришлось вый­ти на поле по ходу, и снова он был не по годам спокоен.

    «Бавария» откровенно чудила в защите, еще до перерыва позволив Хуммельсу с пенальти и Левандовски с игры довести счет до знакомого Лангераку. В перерыве Хайнкес снял с игры «плывущего» Луиса Густаво и выпустил Мюллера. «Бавария» пошла ва-банк, но ей не удалось выиграть даже тайм – Левандовски был королем во владениях Нойера дважды, а Рибери забил в ответ лишь один. 5:2. Полная и безоговорочная капитуляция, что бы там ни говорил Лам. Похоже, «методов против Кости Сапрыкина», то есть против Юргена Клоппа, у Мюнхена сегодня нет.

    * * *

    А ведь для «Баварии» в этот день было сделано все. Кубок на забитый до отказа «Олимпиаштадион» вынесла ее болельщица Магдалена Нойнер. Болельщики мюнхенцев оказались в численном большинстве даже несмотря на то, что в «Боруссию» было подано 350 тысяч (!) заявок на билеты (в «Баварию» – 120 тысяч, в Немецкий футбольный союз, куда обращались фаны всех остальных клубов страны, – 328 тысяч). К слову, попытки купить билет перед матчем в кои-то веки оказались совершенно бессмысленными – вокруг арены толпами слонялись люди с табличками «Suche Karten», но удовлетворять их интерес никто не собирался (мне сразу вспомнилось, как легко можно было «обилетиться» на финале чемпионата Европы в Вене четыре года назад).

    В отдельную тему вылился «пивной вопрос» – чтобы не создавать совсем уж баварской обстановки, на стадионе решили не разливать нефильтрованное пиво. «Битбургер» лился рекой, и вроде бы Берлин установил рекорд по потреблению напитка во время отдельно взятого футбольного матча.

    Вообще отношение к пиву немцев поражает. И заставляет грустить. Пока главный санитарный врач России Геннадий Онищенко стращает теперь уже президента Владимира Путина ужасами, которые начнутся, если разрешить пиво на футболе, в Германии никто не представляет одно без другого. В отеле «Баварии» вечером накануне игры вратарь Ханс-Йорг Бутт совершенно спокойно пьет пиво с друзьями на глазах тренерского штаба. Тимощук, не знающий даже вкуса этого напитка, смеется – это «Бавария», тут подразумевается, что ты профессионал, и никто за тобой следить не будет. Сам должен быть готов и к игре, и к тренировке.

    Еще отдельно поразил бар в гостинице. В номере обнаружилась записка, гласящая, что напитки можно в любое время брать в холодильнике в холле. Количество не ограничено, надо лишь записать, сколько взял, и сообщить потом на ресепшен. Представляете, что было бы у нас при таких порядках? «А у нас, говорит, джентльменам принято верить на слово, тут мне фишка-то и поперла…»

    * * *

    Вообще очень забавно было сравнить два финала – отечественный в Екатеринбурге и германский – в Берлине. Да, у нас в финал вышли не две лучшие коман­ды страны, а, скорее, «Байер» и «Вольфсбург». Да, у нас нет стадиона, вмещающего 75 000 зрителей. Но почему у нас нет праздника? Почему финал становится великим событием лишь для динамовских болельщиков, продефилировавших по полю, показавших свои зады на всю страну и умыкнувших торжественное покрывало с подиума? Где отечественные Магдалены Нойнер, где первые лица государства на финале, не говоря уж о главном тренере сборной?

    Ехать на «Олимпиаштадион» на такси – невыгодно и неудобно, потом придется долго идти пешком. Благо возле стадиона две станции различных веток железной дороги. «Баварские» уходят сразу же – им нечего делать даже на церемонии награждения. Удивительно, но поездов на всех хватает. Вдоволь насладившись беготней своих кумиров с Кубком вдоль и поперек арены, на улицу выплескивается и чер­но-жел­тая масса. К поездам никто не спешит, сначала «допивается то, что осталось». Но и тут без малого 30 000 болельщиков уезжают без толкотни, давки, мата и прочих атрибутов форс-ма­жор­ной ситуации.

    Центр Берлина ночью монохромен. Желтый цвет везде, а рестораны и бары с удовольствием принимают празднующих даже после своего официального закрытия. Следующий день – воскресенье, и большинство «боруссен» разъезжается после обеда. Крики «Liebe BVB» и «FC Bayern, nix zu feiern!» слышны везде. Полиция, как обычно, – в созерцательной позиции. Перебирающих с градусом – алкогольным или словесным – успокоят их же товарищи. Полиция – на случай реального ЧП, а не «размяться вместе со всеми».

    * * *

    В этот же день, но четырьмя часами ранее играется финал Кубка Германии по футболу среди женщин. Там «Бавария» уверенно обыгрывает соперниц из «Франкфурта» – 2:0. Пожалуй, Кубок в руках Магдалены Нойнер уместнее смотрелся бы именно в этом антураже: в Берлине Нойнер не нашла в себе силы выйти на церемонию награждения. Кубок «Боруссии» вручал президент Германии Йоахим Гаук. (Ау, Россия, доживем ли мы до награждения победителя первым лицом государства?) Баварцы либо срывали с себя медали финалистов, либо вовсе отказывались их надевать. Накануне «финала своей истории», как высказался в одном телеэфире их бывший герой Марио Баслер, «Бавария» получила не затрещину даже, – она в нокауте. На лица Роббена, Рибери и особенно Швайнштайгера с Нойером после матча было тяжко смотреть. На «почистить перья», а может быть, и «выщипать ко­му-то лишнее» у них осталась неделя. «Чел­си»-то уже с Кубком, и ему нечего терять в финале.

    А тут – резюме субботнему вечеру от председателя правления «Баварии» Кар­ла-Хайн­ца Руменигге выглядело издевательским: «Хотя бы наши девочки победили…»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»