• И тогда я ушел. Точнее... остался

    08.12.10 18:05

    И тогда я ушел. Точнее... остался - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Расставание Валерия Непомнящего с Томском вышло точь-в-точь по Довлатову. Про интерес к нему со стороны «Жемчужины» написали в ноябре все спортивные СМИ. Интерес действительно был, и предметный. Насколько мне известно, Валерия Кузьмича в Сочи зазывали разные уважаемые люди, включая собственника клуба. Говорили, кто из известных игроков должен перейти в команду. Судя по всему, состав должен подобраться мощный, «Томь» от такого усиления точно бы не отказалась.

    Непомнящий должен был стать тем тренером, кто вывел бы сочинцев в премьер-лигу и сделал бы пребывание в ней привычкой. Учитывая масштаб задачи и финансовую надежность клуба, легко понять, насколько привлекательным выглядело приглашение, насколько оно было лестным. Быстрый ответ тренер дать не мог, поскольку перспективы «Томи» еще на прошлой неделе выглядели непонятно. Томские журналисты, опережая события, успели сообщить и о продлении контракта Непомнящего с сибиряками, и о договоренности с «Сибуром», а значит, о мощной спонсорской поддержке, но все это пока не успело стать данностью. Словом, «Томь» в который раз повисла в неопределенности. И уходить в такой момент было бы не столько неверно, сколько неэтично.

    Однако и надолго присесть на камушек у развилки с двумя указателями – «уйти» и «остаться» – Валерий Кузьмич позволить себе не мог. Не потому, как мне кажется, что боялся проиграть, выбрав худший из вариантов: спрос-то на него, наконец, появился в России под стать его тренерскому уровню. Потому что декабрь – самое горячее тренерское время. Надо составлять и утверждать график работы на предсезонных сборах, заниматься селекцией, быть в курсе того, каким будет бюджет, в том числе и та часть, что относится к зарплатно-премиальному фонду.

    Легко понять, насколько сильными были его сомнения. Сколько времени он провел наедине с собой, оценивая все возможные риски, все плюсы и минусы, включая психологические аспекты. 2010-й был трудным годом для многих клубов. Но если про финансовые проблемы «Сатурна» или «Ростова» знала вся страна, «Томь» сумела удержать информацию о задолженностях если не внутри клуба, то по крайней мере внутри футбольного сообщества. Хотя спроси игроков – они расскажут, с какого весеннего месяца остался долг по премиальным и с какого летнего – по зарплате. Точнее, оставался, потому что недавно эта история сдвинулась с мертвой точки.

    На минувшей неделе в федеральных СМИ промелькнула новость, которая одновременно возмутила и порадовала. Томские корреспонденты передали сообщение об избрании президентом «Томи» председателя городской Думы Сергея Ильиных, а также поведали, что участники заседания некоммерческого партнерства «ФК «Томь» оценили выступление команды в 2010 году на удовлетворительно.

     

    Признаюсь, второе потрясло меня до глубины души.

    Восьмое место для клуба, лишенного возможности качественно и масштабно комплектоваться, прожившего весь сезон с долгами перед игроками и игравшего в удивительно привлекательный футбол, оказывается, для Томска – это всего лишь удовлетворительно. При том, что никогда в своей истории клуб выше этой планки не поднимался.

    Стало быть, участники этого самого «заседания некоммерческого партнерства» оценили труд Непомнящего в 2010-м на троечку?

    Ну-ну.

    Что же, интересно будет спросить, город с областью так всполошились, как только стало известно о приглашении из «Жемчужины»? Зачем переживать из-за ухода человека, делающего свою работу всего лишь удовлетворительно? Возьмите на его место хорошиста или отличника. Благо желающих поработать в премьер-лиге, да еще и не с новичком, а с клубом, забывшим в последнее время, что такое борьба за выживание, – пруд пруди.

    Вот тот же Нальчик, например. Всем известно, какой скромный бюджет у «Спартака», с какими сложностями ежегодно сталкивался Красножан. Но стоило тому уйти в «Локомотив», сразу же клуб обрел нового тренера. Да еще и выбирал из нескольких кандидатов, а не упрашивал.

    Ну да ладно. В конце концов, это всего лишь оценка ряда томских товарищей. У тренеров, журналистов, болельщиков иное отношение к тому, что вновь сотворил Непомнящий со своей командой.

    Он, по сути, выиграл малые серебряные медали, став вторым в споре не самых статусных клубов. Выше «Томи» оказался только нальчикский «Спартак». Но там, кстати, не было таких задержек с зарплатами.

    На мой взгляд, Непомнящий – оптимальный тренер для сегодняшних «Спартака» или «Локомотива». Тот футбол, который он поставил «Томи», свидетельствует об этом. Если у него любой форвард начинает забивать, будь то матерый Корниленко или зеленый Дзюба, если молодежь раскрывается, а старики обретают второе дыхание, – это иллюстрация уровня тренера.

    Но зовут его почему-то в «Жемчужину». Возможно, потому, что Дмитрий Якушев – человек, который придумал и реализует этот проект, – отличается четким умом и продуманностью действий. Те, кто хорошо его знает, уверяют: Якушев ни разу на их памяти не ошибся в своих прогнозах, оценках и поступках.

    Лично у меня подобные утверждения всегда вызывают скепсис. И странная рокировка Василенко – Саная – Василенко по ходу этого сезона кажется мне не самой верной идеей. Но, оценивая то, что уже успела сделать «Жемчужина» в спортивном и имиджевом плане, хочется человеку, стоящему за этим, поаплодировать.

    И за попытку выхватить Непомнящего из Томска – тоже.

    Но – если вернуться к тому самому сообщению томских корреспондентов, к первой его части – мне кажется, Валерий Кузьмич из Сибири все-таки не уедет.

    Время на принятие решения у него есть, почти что целая неделя. Появление Ильиных в качестве президента клуба – хорошая для Непомнящего новость. Долгожданная, если говорить о его надеждах увидеть во главе «Томи» молодого

    успешного человека, наделенного всеми инструментами власти и обладающего серьезным спис­ком прямых контактов. До Ильиных, между прочим, президентов у «Томи» не было.

    Теперь есть.

    Он сразу сказал, что как болельщик доволен восьмым местом клуба. А как президент ставит задачу наполнить бюджет «Томи» из спонсорских поступлений.

    Все неполные три года, что Непомнящий работает в Томске, он об этом мечтал. О наступлении дня, когда можно будет тренировать и развивать клуб, а не пытаться самому справиться с финансовым кризисом, думая о том, будет ли команда вообще существовать завтра.

    Во всем остальном ему в Томске было максимально комфортно. Его там любят так, что Валерию Кузьмичу почему-то неловко. «Я такого не заслуживаю», – говорит он при наших встречах.

    Как же, Валерий Кузьмич! Еще как заслуживаете! Вы ведь сумели сделать то, о чем мечтает каждый тренер и каждый клуб, – стали для «Томи» своим тренером. Надолго.

    У него в Томске остался нереализованным лишь один аспект тренерской деятельности – воспитать ученика, преемника. Когда я спросил, правильно ли так думаю, он кивнул, соглашаясь, и как-то глубоко ушел в себя, задумался.

    Теперь, наверное, можно и этим заняться. Он прижился в Томске настолько, что не хотел уходить, – не хотел даже в самые трудные дни делать выбор только головой, не прислушиваясь к сердцу.

    А «Жемчужина» своего тренера, уверен, найдет. Такого, как нашла «Томь», – чтобы надолго.

    То, что с Непомнящим и Божовичем не получилось, ничего страшно. Говорят, у Якушева в списке еще две фамилии – Юран и Кобелев.

    Интересно только, он сам этот список составлял? Спросить бы.

    Жаль, он интервью не дает.


    Колонка Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №48 (8-14 декабря 2010 года).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»