• Игорь Шпильбанд: Удивляюсь, как Тутберидзе находит возможность уделять столько внимания своей дочери

    Знаменитый тренер рассказал «Спорту День за Днем», кто предложил ему поработать с дуэтом звездных детей
    Игорь Шпильбанд: Удивляюсь, как Тутберидзе находит возможность уделять столько внимания своей дочери - фото

    Фото: sensum-club.pro

    В ноябрьском финале Гран-при в Турине сильнейшие юниоры соревновались параллельно со взрослыми. Было непривычно видеть знаменитого тренера Игоря Шпильбанда у бортика и в зоне слез и поцелуев только во время юниорского финала танцоров. 

    Бывший советский фигурист, ныне американский тренер, работавший с олимпийскими чемпионами Тесса Вирту/Скотт Мойр и Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, в Турине выводил на лед два юниорских дуэта: американцев Эвонли Нгуен/Вадима Колесника и россиян Диану Дэвис/Глеба Смолкина. 

    В эпоху глобализации фамилии партнеров в спортивных и танцевальных парах никого не удивляют. Хотя Диана Дэвис имеет все основания выступать только за Россию. Ведь она дочь Этери Тутберидзе. 

    Шпильбанд рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», кто предложил ему поработать с российским дуэтом.

    – Работа с юниорскими дуэтами – это возвращение в тренерскую молодость?

    – Наоборот, шаг в будущее. Всю жизнь занимаюсь тем, что выращиваю фигуристов, и очень люблю это делать. 

    – Не обидно, что еще недавно тренировавшиеся у вас Мэдисон Чок и Айвен Бейтс сегодня стоят на пьедестале, представляя монреальскую школу?

    – Какие могут быть обиды?! Наоборот, я рад за Мэдисон и Айвена. Они очень долго шли к такому успеху, хотя уже и были серебряными призерами финала Гран-при. У фигуристов сложная жизнь, и нужно уважать их решение. Тем более что для этого были веские основания: для них было принципиально тренироваться в группе, где много сильных спортсменов. У меня они были безоговорочными лидерами и не ощущали конкуренции на тренировках. 

    – И все же расставание с танцорами такого класса – тяжелый момент?

    – Могу сказать, что не дал Мэдисон и Айвену всего, что мог дать. Только, как уже отметил, решение фигуристов тренеру всегда нужно принимать. 

    Финал Гран-при-2019/20. Дуэт Дэвис/Смолкин и Игорь Шпильбанд

    – История танцев на льду в полном соответствии с марксистской диалектикой развивается по спирали. Сначала все сильнейшие дуэты мира были сконцентрированы в группе Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова, затем – у Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, сейчас – у Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона. Долго ли продлится безоговорочная гегемония монреальской школы?

     

    – Мне сложно быть пророком. Замечу только, что и Тессу со Скоттом, и Мэрил с Чарли выращивал с юного возраста, а в Монреаль приезжают уже сформировавшиеся танцоры. К тому же американский и канадский дуэты, которые мы с Мариной довели до высших ступеней олимпийских пьедесталов, были очень разными и всегда соперничали между собой. В монреальской школе моду диктуют французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон с их очень специфическим, можно сказать, абстрактным стилем. 

    – Вы впервые на постоянной основе работаете с российским дуэтом. Это была инициатива федерации?

    – В большей степени самих ребят и Этери Тутберидзе. Функционеры, скажем так, не препятствовали, но и не особо способствовали нашему сотрудничеству. 

    – Были ли сложности при обсуждении условий сотрудничества?

    – С этими ребятами вообще никаких проблем нет. Очень помогает Этери. Просто удивляюсь, как при своей загруженности она находит время, чтобы прилетать к дочери и при необходимости решать все возникающие вопросы! 

    – Зная отношение Этери Георгиевны к дочери, был просто удивлен ее решением отпустить Диану в Америку. Вы гордитесь таким доверием?

    – Если честно, мне просто очень приятно работать с Дианой и Глебом. Они умные и добрые ребята. Мы сотрудничаем всего полгода, и пока даже на юниорском уровне дуэт Дэвис/Смолкин не может соперничать за призовые места. Хотя потенциал у них громадный. 

    – Отец Глеба – известный в России артист театра и кино. Ощущается ли у Смолкина именно артистическая жилка?

    – Ребята только начинают свой путь, и любую жилку, как у Глеба, так и у Дианы, нужно раскрыть. Это именно то, чем мне очень нравится заниматься.

    Диана и Глеб в Челябинске на этапе юниорского Гран-при

    – Вы вместе с Мариной Зуевой одним из первых поставили для Вирту и Мойра танец на музыку «Пинк Флойд» с элементами акробатики. Могли ли предположить, что в танцах будет явный крен в эту сторону?

    – Не соглашусь с таким определением. Современные танцы на льду стали многогранными и сбалансированными. Мы видим и интересные хореографические дорожки, и оригинальные элементы, а акробатики, на мой взгляд, стало меньше, чем раньше. 

    – Почему же тогда практически все ведущие дуэты мира работают со специальными тренерами по акробатике?

    – Все хотят добиться совершенства, сделать свои поддержки более запоминающимися. Только никогда не соглашусь с тем, что танцы на льду превратились в ледовую акробатику. 

    – Можно ли сейчас найти оригинальное, да просто не затасканное музыкальное сопровождение к программам танцоров?

    – Хороший танец можно поставить под любую музыку. Главное, чтобы она соответствовала характеру спортсменов. Никто не верил, что в Ванкувере Тесса и Скотт станут олимпийскими чемпионами с танцем на музыку Густава Малера, а он запомнился всем. Главное – не зацикливаться на каком-то одном направлении. Мне бы хотелось, чтобы арбитры больше внимания уделяли эмоциональной стороне танца, но пока моду диктуют Пападакис и Сизерон с их безупречным выполнением технических элементов. Судьям даже неинтересно, о чем танец и какое впечатление он оставляет. 

    – Что изменилось после того, как короткий танец стал ритмическим?

    – Название. Просто технический комитет ISU по танцам, приняв решение о переименовании, более четко акцентировал внимание на том, что хочет видеть на льду. Вообще, изменения, которые вносятся в правила после каждого олимпийского цикла, заметно влияют на танцы на льду. По сравнению с тем, что было лет двадцать назад, это новый вид спорта. 

    – Раскроете ли вы когда-нибудь причины распада вашего тренерского тандема с Мариной Зуевой?

    – Мне кажется, что все уже забыли, что мы работали вместе. Да и кому это интересно? Особенно сейчас, когда все обсуждают только учениц Тутберидзе!

    Читайте также

    Школа Этери Тутберидзе – главная тема зимы! Все о ней на sportsdaily.ru


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»