-
«Игора Драйв» – это упущенная возможность «Формулы 1»: большое интервью о несостоявшемся Гран-при России
В «Росгонках» прокомментировали возможность возвращения «Формулы 1» в Россию16.05.23 12:43
Политические события февраля 2022 года серьезным образом ударили по представительству российского спорта на международной арене. Не стал исключением и автоспорт.
С 2014 года в календаре «Формулы 1» всегда находилось место этапу Гран-при России, который проходил в Олимпийском парке Сочи. С этого года российский этап мирового чемпионата должен был переехать на автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом, однако в марте 2022 года руководство элитной гоночной серии расторгло соглашение с российской стороной.
Но это не поставило крест на дальнейшей судьбе автодрома «Игора Драйв». С 2020 года комплекс успешно проводил и продолжает проводить соревнования по шоссейно-кольцевым гонкам, дрифту, ралли- и мотокроссу, в том числе всероссийского уровня.
При этом масштабы проведения мероприятий на автодроме «Игора Драйв» куда шире, чем область профессионального спорта. Летом прошлого года здесь впервые провели масштабный двухдневный фестиваль скорости, драйва и музыки – GARAGE FEST. В этом году также анонсировано проведение большого фестиваля, на который организаторы уже продают билеты.
Подробнее о том, чем живет комплекс «Игора Драйв» по части профессионального автоспорта, какую гонку сейчас можно назвать главной в России, а также о подготовке к несостоявшемуся российскому этапу «Формулы 1», в эксклюзивном интервью «Спорту День За Днем» рассказал генеральный директор «Игора Драйв» и АНО «РОСГОНКИ» Алексей Титов. Именно «РОСГОНКИ» отвечают за популяризацию и развитие автоспорта в России. Они являлись официальным промоутером Гран-при России и провели 4 этапа «Формулы 1» на «Сочи Автодроме».
«Квят был в восторге: он сказал, что трасса заставит поработать и пилота, и инженеров»
– В июле прошлого года на автодроме состоялось открытие новой конфигурации шоссейно-кольцевой трассы в соответствии со всеми международными стандартами FIA. Как оцените ее функциональность за время с момента открытия?
– На отлично! Трасса дарит очень большое количество возможностей абсолютно разным дисциплинам. В прошлом году мы открыли шоссейно-кольцевую трассу, но надо не забывать, что наш комплекс шире, чем только «кольцо». Если говорить конкретно о «кольце», у нас прошел GARAGE FEST, в рамках которого состоялась четырехчасовая гонка на выносливость. Прошли уже традиционные, привычные для всех этапы Российской серии кольцевых гонок, а также чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам.А самое главное – новую конфигурацию (как и старую) открывали представители ретро движения Classic Touring Cup. Вид боевой классики советского автоспорта на виражах «Игора Драйв» был незабываемым, так что я уверенно могу сказать, что все спортсмены были в восторге. Конфигурация трассы получилась потрясающей, аналогов которой в мире пока нет.
– Какой отклик по обновленной трассе вы получили от самих гонщиков?
– Я хорошо помню восторг Даниила Квята: он сказал, что трасса потрясающая, и заставит поработать всех – и пилота во время гонки, и инженеров при настройке. С Сергеем Сироткиным мы встречались – у него тоже были очень положительные отзывы.Гонка в рамках GARAGE FEST у нас была очень хорошей с точки зрения участия спортсменов – там были многие наши пилоты, которые участвовали в громких зарубежных гонках. И все были в восторге: Роман Русинов, Сергей Сироткин, Виктор Шайтар, Виталий Петров, Даниил Квят, Михаил Алешин. Все отмечали высокий темп трассы и ее требовательность к пилотированию.
Трасса хороша тем, что она дает много возможностей для обгона: она во всех местах достаточно широкая, есть набор быстрых, среднескоростных и медленных поворотов – все, что нужно для зрелища. Дальше уже вопрос самих спортсменов, насколько они готовы сжать нужные части тела, чтобы в правильном, боевом режиме заехать по той или иной траектории (смеется).
– Помню, как в прошлом году я сам проехался в гоночном такси по трассе. После первого поворота понял, насколько это действительно мощно!
– Абсолютно. На трассе есть несколько траекторий – ряд поворотов, в которых ты можешь ехать по разным линиям, и у каждой линии будут свои преимущества. Набор инструментов для пилотов здесь колоссальный.«Некорректно сравнивать "Игора Драйв" и "Сочи Автодром". Про "далеко находится" говорят те, кто не сильно заинтересован»
– Как по организационной части происходила подготовка трассы и всего комплекса к проведению этапа «Формулы 1»? Когда и с чего все началось?
– Все началось, когда страна приняла решение, что надо переносить гонку. Тогда мы приехали на автодром «Игора Драйв» в первый раз. В разрезе «Формулы 1» мы начали о нем размышлять после ковида, в 2020 году. Тогда и запустился этот процесс. Сначала мы сами составили перечень вопросов, которые нас беспокоили с точки зрения того, как сюда вместить «Формулу 1», потом мы подключили к этому коллег из «Ф-1» и Международной автомобильной федерации (FIA). Так и сформировался перечень острых и важных вещей, которые необходимо было скорректировать, чтобы «Формула 1» здесь точно была успешной.– Приезжали ли на объект представители FIA и иностранные гонщики?
– Конечно. В частности, Жан Тодт (экс-президент FIA. – «Спорт День За Днем») приезжал сюда на открытие. Он был в числе первых, кто сказал, что здесь обязательно должна пройти «Формула 1». Все были в восторге – объект абсолютно уникальный и очень интересный со спортивной точки зрения. В процессе работы всегда появляются какие-то мелкие шероховатости, мы их все снимали, и здесь никаких проблем не было. В целом же – восторг и положительные оценки. Собственно, поэтому FIA и выдала лицензию.
– Перед нашим с вами интервью я изучил различные мнения любителей автоспорта по поводу трассы «Сочи Автодром». Они оказались неоднозначными – как по части самой трассы, так и по части географического положения. Как вы сами можете сравнить трассы в Сочи и в комплексе «Игора Драйв»?
– Я не уверен, что готов говорить о «Сочи Автодроме» и об «Игора Драйв» в каком-либо сравнении. Это очень разные трассы. Они разные по своей идеологии создания. В моем понимании, сравнивать их некорректно. «Сочи Автодром» строился под одну очень конкретную цель в очень конкретных обстоятельствах.Страна приняла решение, что должна пройти гонка «Формулы 1», страна приняла решение, что это должно быть в Олимпийском парке, страна начала строить спортивный автодром в самом сердце Олимпийского парка с учетом уже возводившихся там зданий и сооружений. У «Игора Драйв» этой логики нет. «Игора Драйв» изначально строилась не как автодром для «Формулы 1», а как объект для развития пилотов и автолюбителей, для развития интереса к региону и для получения положительных эмоций посетителей. Поэтому, повторюсь, сравнивать их неправильно. Это два объекта, которые были построены по абсолютно разной логике.
Если говорить о спорте, то ранее мы уже упомянули все ключевые «фишки», которые есть у «Игора Драйв». Их отсутствие на «Сочи Автодроме» не делает «Сочи Автодром» плохим. «Игора Драйв» – эксклюзивный объект, равных которому ни в стране, ни в мире нет. Это факт. Разговоры про «далеко находится» – это разговоры людей, которые, скорее всего, не сильно заинтересованы.
– Но в контексте международных соревнований тем же зарубежным зрителям и участникам гораздо удобнее добраться до Петербурга – условно, через ту же Финляндию, – нежели лететь до Сочи.
– Сочи сложноват для стран ЕС, это правда. Прямых рейсов почти нет и всё летит через Москву и Санкт-Петербург, так что европейской публике и вправду сложнее добираться. Был ряд других стран, которые имели прямое авиасообщение с Сочи: Израиль, ОАЭ, Китай, но численность была относительно невысокой.Неоспоримое же преимущество автодрома «Игора Драйв» – близость к Европе, поэтому тех же финнов было бы гораздо больше. Безусловно, есть большая разница – лететь до Сочи или приехать на собственной машине за три часа. Это факт.
Фанаты «Формулы 1», да и европейского автоспорта в целом, собираются десятками-сотнями тысяч, ездят по всяким ирландским, английским, валлийским и французским лесам, прячутся в каких-то кустах, чтобы просто посидеть три минуты и посмотреть, как мимо тебя пронеслась машина в соснах. Они же потом срываются и едут еще по 150 километров.
Разговоры по поводу отдаления – это разговоры людей, которые не выходят из своей квартиры, поэтому я бы не стал уделять этому большого внимания. «Игора Драйв» – абсолютно уникальный объект, который позволяет работать с колоссальным количеством дисциплин. Я неоднократно говорил, что мы всей командой пытаемся понять, чего мы НЕ можем здесь провести.
«Представляете, какой будет веселый разговор, когда они к нам вернутся?» Алексей Титов – о возвращении «Формулы 1» в Россию
– На данный момент есть ли какие-то контакты с «Формулой 1» по поводу возможного возвращения российского этапа в сезонный календарь?
– Мы планировали проводить гонку в прошлом году, несмотря ни на что. Не могу сказать, что сейчас поддерживается какой-то активный рабочий контакт. Но в силу долгой работы с коллегами на протяжении пяти лет уже сформировались какие-то личные связи. Безусловно, периодически происходит личная переписка, но она не связана с работой.На рабочем уровне ничего не происходит, и давать какие-то прогнозы тому, когда к нам вернется или не вернется «Формула 1», я не готов. Ответа нет. Может, завтра вернется. У них же там в обкоме партии сказано, что нельзя гоняться, а вот если сейчас скажут, что можно гоняться, так они тут же придут. Все просто – ждут директивы сверху. Но мы ко всему готовы. Если раньше в стране была только одна трасса, готовая принять «Формулу 1», то сейчас их уже две.
– В августе 2022 года исполнительный директор «Формулы 1» Стефано Доменикали в интервью Bild исключил возвращение Гран-при России. Цитата: «Мы больше не будем вести с ними переговоры. Там больше не будет гонок». Как вы тогда отреагировали на эти слова?
– Во-первых, при всем уважении к господину Доменикали, надо понимать, что у него тоже есть начальство. Во-вторых, в его словах был очень понятный для меня политический контекст, поэтому я отнесся к этому спокойно. Сейчас у наших западных партнеров очень популярна достаточно жесткая русофобская риторика. Он играет на свою публику, он директор своего проекта, для которого в любом случае недружественные страны стоят во главе угла.Большинство ведущих команд «Формулы 1» представляют Англию. Основная аудитория – весь Старый Свет, западноевропейские страны. Сейчас еще США подключились, куча американских этапов. У них есть своя аудитория, и это чистой воды популизм.
Ну а мы подождем. Представляете, какой будет веселый разговор, когда они к нам вернутся (смеется)?
Добраться до «Игора Драйв» из Санкт-Петербурга – проблема. Или нет?
– Вернемся к нашим внутренним делам. Как решается вопрос с транспортной доступностью в дни мероприятий на «Игора Драйв»? Все-таки до комплекса – чуть более 60 км от ближайшей станции метро (Девяткино), а общественный транспорт (автобус, электрички) ходит не так часто (с чем я лично столкнулся, когда ехал к вам).
– Здесь надо понимать, что всегда важно отталкиваться от организаторов мероприятия. В первую очередь, подобные решения зависят именно от них. Автодром расположен так, как он расположен; к нему прилегает федеральная трасса и железнодорожная ветка. Как директор трассы я могу вам сказать, что транспортная доступность у нас отличная – никаких проблем нет. Как организатор мероприятий могу сказать, что с транспортной доступностью необходимо работать, и эта работа под силу любому организатору.
– Скорее, проблема заключается в интервале движения. Транспорт-то есть, но как часто он ходит – другой вопрос.
– Конечно, транспорт есть. Дальше – вопрос в том, как мы с этим работаем. Как организатор GARAGE FEST могу сказать, что сейчас мы активно взаимодействуем с РЖД и муниципальными властями, чтобы разработать более детализированный такт движения электричек. В ближайшее время в трех километрах от комплекса будет открыта железнодорожная станция Игора.– Так она же уже есть. Даже по картам видна.
– Она уже есть, она стоит, но по факту еще не действует. Это – процессуально-бюрократический вопрос со стороны Октябрьской железной дороги. Тем не менее, станция уже есть. Помимо этого, есть станции 69-й километр и Сосново. Но повторюсь – мы плотно работаем с РЖД, чтобы этот такт был выстроен с учетом расписания наших мероприятий. Дополнительно – мы активно работаем с разными агрегаторами такси, чтобы улучшать и повышать возможность добраться сюда на машине, если нет своей.– Могу предположить, что многих может отпугнуть цена на такси. Ради интереса, посмотрел стоимость маршрута от станции метро Девяткино до автодрома «Игора Драйв» в день встречи с вами – почти две тысячи рублей.
– Одно дело, если бы «или на такси, или никак», – было бы плохо. Не хочешь такси – есть электричка. Не хочешь электричку – есть автобус. Не хочешь автобус – есть машина. То же такси ведь прекрасно чем – там же не одно место. Если ехать, например, вчетвером, то можно разделить те же две тысячи на четверых… А дальше… как организатор любой решит. Мы вот решаем свою проблему так, а есть организаторы, которые вообще не обращают на это внимание. Конечно, круто, если бы мы были на Дворцовой площади – тогда бы вообще ничего делать не надо было (смеется).
Я вообще не вижу в этом никакой проблемы. Есть миллион всяких разных мероприятий, которые проходят в лесах, полях, куда бог знает, как добираться. Ленивые люди, которые не хотят выходить из дома, – они не наши клиенты. Сидите дома? Мы не против. Мы и по телевизору все покажем.
– В том же сравнении с трассой в Сочи, многие писали, что до нее можно добраться от вокзала и аэропорта чуть ли не за 15 минут. Допускаю, что это было одним из ее логистических преимуществ.
– В разрезе «Формулы 1» – да, преимущество есть. Но в какой-то момент оно превратилось в привычку, и люди, в контексте переноса Гран-при России на «Игора Драйв», решили сконцентрироваться на этом, не обратив внимание на все те плюсы, которые «Игора Драйв» может подарить. С точки зрения спорта, «Игора Драйв» – это упущенная возможность для «Формулы 1». Это гарантированно была бы лучшая гонка сезона, причем не одного. Оставим эти слезы «Формуле», ведь есть национальные гонки, которые проходят очень хорошо, и это – абсолютная правда. В разрезе возможностей национального автоспорта – это просто высший уровень, который меня очень сильно радует.– Какая гонка в нынешних реалиях должна стать главной в России? И конкретно в «Игора Драйв»?
– GARAGE FEST. Иного, по идее, сказать не могу. Кроме шуток, сейчас в России происходит очень мощный виток развития автоспорта в целом, и кольцевой дисциплины в частности. У нас появилось большое количество абсолютно разных серий, а также быстрых пилотов, которые едут и, несмотря на все текущие обстоятельства, продолжают попадать на международный уровень, завоевывают там подиумные места.Я думаю, что наша главная гонка еще впереди, а для того, чтобы эту гонку сделать, надо просто очень сильно любить свою работу, и заниматься ей качественно. Что мы и делаем. Пока что, главное событие – GARAGE FEST, но это не предел.
Подписывайтесь на Telegram-канал автора: «Финты Михайлова»
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»