• Игра с головой

    03.04.11 03:02

    Игра с головой - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Если говорят, что стиль – это человек, то его дело всегда несет на себе отпечаток этой личности, личное клеймо. И чем ярче личность тренера, тем более узнаваема его команда.

    В этой статье я позволил себе весьма условно подразделить тренеров премьер-лиги на тех, кто имеет четкую концепцию игры и подбирает под нее футболистов, – и тех не менее высококлассных специалистов, кто отталкивается от имеющегося у него человеческого «материала», по-новому раскрывая его возможности.

    Первые стремятся выстроить, сконструировать по уму все – от инфраструктуры клуба до схемы выполнения корнеров и штрафных – и в результате создают самобытные, имеющие свой неповторимый почерк команды. Идет это, с одной стороны, от системности и комплексности интеллектуального подхода к футболу как явлению для научного анализа. С другой – от желания все контролировать, а также от связанного с этим не слишком хорошего умения существовать в непривычных условиях для творчества. Иными словами, им нужны конкретные игроки, конкретные помощники – члены тренерского штаба, определенные условия для сборов и т. д. Им как воздух необходимо время на возведение своих творений в полный рост и полное доверие руководства, пусть даже и на фоне дефицита стройматериала. В противном случае создавать, давать результат эти художники футбола не могут. В советском футболе ярчайшим представителем этого направления был великий Лобановский, в зарубежном – Фергюсон и ван Гал.

    Тренеры-мотиваторы танцуют от своего тонкого понимания струн души футболиста – умеют добыть искру из прутика и выжать воду из камня.  Они преображают набор ярких личностей в настоящий сплоченный коллектив, вдохновляя его на совершение, казалось бы, невозможного. Раскрывают таланты там, где другие видят лишь посредственности. Но для успешной работы мотиваторам необходим качественный человеческий материал – уж тогда они дадут результат, причем, в отличие от строителей, достаточно быстро. Вот только действуют созданные ими творения, сверкают и блещут тоже недолго, год-два, редко три.

    И самим наставникам наскучивает их место работы, и футболисты устают от бесконечного эмоционального давления. В нашем футболе наилучшим мотиватором был, безусловно, незабвенный Гавриил Дмитриевич Качалин, в зарубежном – Фабио Капелло и Франц Беккенбауэр.

    Подытоживая, хочу еще раз подчеркнуть, что оба описанных направления тренерской работы весьма условны: наиболее успешные строители хороши и на ниве мотивации, а лучшие мотиваторы умеют выстроить игровую схему.

    Да и неважно, по сути, каким путем достигнута победа. То ли за счет жестких схем на поле и вне его, как у Валерия Васильевича Лобановского, то ли за счет достижения наставником полнейшей самоотдачи коллектива футболистов на поле, как это было в командах-чемпионах у Нодара Парсадановича Ахалкаци или Никиты Павловича Симоняна. Оба пути достойны всяческого восхищения.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №11 (30 марта — 5 апреля 2011 г.)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»