• Игры в фавелах

    27.10.09 22:59

    Едва крупнейший город Бразилии Рио-де-Жанейро получил право на проведение чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпиады-2016, как местная организованная преступность отреагировала массовыми беспорядками. Началось все неделю назад вооруженным столкновением наркоторговцев на Обезьяньем холме — в самом сердце трущобного района Рио. Высокий уровень преступности был одним из главных минусов олимпийской заявки города, и бразильские власти обещали за оставшееся время коренным образом переломить ситуацию.

    Наркоторговцы из фавел (так называют трущобные районы крупных городов Бразилии) — это не импозантные миллионеры в бронированных «Мерседесах». Не воротилы из курортных местечек Флориды или Калифорнии. И не боссы китайских триад, переправляющие десятки тонн транзита за раз. И даже не афганские талибы. У наркоторговца в Рио вряд ли бывает единовременно порошка больше, чем пара граммов, и денег в кармане хватит разве что на обед в небольшой закусочной. Да и ходят они по большей части пешком — тесные улочки фавел не предусматривают автомобильного движения. Зато у каждого есть оружие, умение его применять и желание решать все вопросы не добрым словом, а пистолетом. Они рождаются нищими и нищими же умирают, причем редко кто своей смертью. Зато их тысячи, и они истинные хозяева Рио.

    Раньше полиция вмешивалась в одном случае: когда жители фавел покидали свои кварталы и выплескивались на улицы фешенебельных районов. Но теперь, как говорится, перед лицом мировой общественности стражам правопорядка пришлось действовать. При поддержке армейских частей полиция попыталась войти в беспокойный район, но встретила серьезный отпор.

    Бандиты подожгли около десяти автобусов, чтобы отвлечь внимание властей, и даже сбили полицейский вертолет, который осуществлял прикрытие операции с воздуха. Раненому пилоту удалось отвести летательный аппарат от жилых домов и посадить его на футбольном поле. Через несколько секунд после приземления вертолет взорвался. При этом двум полицейским выбраться из горящей машины не удалось. Кстати, вертолет был сбит в нескольких сотнях метров от будущего олимпийского объекта. В общей сложности было убито 10 человек, среди них мирные жители. И это только в первый день беспорядков. Полицейским пришлось убираться восвояси — только после этого удалось восстановить железнодорожное движение и разблокировать автотрассы. Всего же за последние пять лет жертвами беспорядков стали около 20 тысяч жителей Рио, полицейских и гостей города.

    Подобное в Рио уже происходило не раз. Обычно такие массовые вылазки с расстрелом полицейских участков и поджогом автобусов призваны продемонстрировать могущество бандитских группировок и предпринимаются в тех случаях, когда действия властей угрожают подорвать баланс сил в городе. Чего только не предпринимали власти страны и штата. Фавелы даже пытались обнести 11-километровой стеной и отделить от остального Рио. Однако в один прекрасный день жители трущоб буквально сравняли с землей те участки, которые начали возводить первыми. Не смеют власти заикнуться и о сносе неблагополучных районов. Нынешний губернатор штата Рио-де-Жанейро Сержиу Кабрал Филье как раз вступил в должность два года назад досрочно — его предшественник, вынашивавший радикальный план уничтожения фавел, получил несколько огнестрельных ранений.

     

    Правительства штата и страны отреагировали обещаниями выделить на борьбу с преступностью в Рио $60 млн. Учитывая масштабы бедствия — сумма смехотворная. Тем более что никто не представляет себе, что на самом деле творится в фавелах. Нет точных карт, бессильны GPS-навигаторы, неизвестно даже примерное количество жителей. Туристам категорически запрещают появляться в трущобах, но все равно едва ли не каждый день там бесследно пропадают люди. О кражах и грабежах говорить не приходится — это норма.

    Самому понятию «фавела» чуть более ста лет. Название пошло от одноименного холма за городской чертой Рио, а он, в свою очередь, получил имя от деревьев одноименной породы, высаженных там выходцами из штата Баия. Именно на этом холме в конце XIX века и возник первый район бедноты. Постепенно название стало нарицательным для трущоб. В середине прошлого века в Рио насчитывалось 40 фавел, в начале нынешнего — более шестисот. Правда, от фанерных сараев времен Второй мировой войны не осталось и следа. Кирпичные дома, канализация, водопровод. Только вот население по-прежнему считает нарушения закона нормой жизни.

    Широкую мировую известность фавелы Рио приобрели в начале 1970-х годов после выхода в свет фильма Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров» по повести бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка». Впрочем, и книга, и фильм при всей их драматичности проникнуты симпатией и сочувствием к беднейшим слоям населения Рио. Может быть, сорок лет назад в фавелах и приходилось по десятку романтиков на одного бандита, но теперь ситуация изменилась не в лучшую сторону. «В народе их называют «генералы песчаных карьеров». Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидуешь тому, кто окажется у них на пути, — эти мальчишки опасны и жестоки» — эта фраза из фильма Бартлетта очень точно характеризует тех, с кем придется поладить полиции Рио-де-Жанейро. Иначе если Олимпиада и чемпионат мира и состоятся, то охранников для обеспечения порядка потребуется едва ли не больше, чем соберется зрителей и спортсменов.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»