-
Игры вне политики?
07.08.08 06:12
Прибыть или не прибыть? Что благороднее духом — сочувствовать угнетенным тибетцам или, скрипя крепкими политическими зубами, признать, что олимпийское движение выше политики?
Почтут ли своим присутствием открытие пекинских Игр главы ряда государств? Последние месяцы эта проблема обмусоливалась чуть менее активно, чем допинговые скандалы, и гораздо более активно, чем то, что называется спортивной составляющей. Когда-то, между прочим, главной. По слухам, по крайней мере.
В последние дни ситуация стала несколько проясняться. Но исключительно в том смысле, кто приедет, а кто — нет. Автор сломал себе голову и пару компьютерных мышек, чтобы найти во всем происходящем хоть какую-нибудь логику.
Понятно, скажем, с итальянским паяцем и популистом Сильвио Берлускони, который, как водится, извивался ужом. Вроде ему хочется приехать, да надо посоветоваться с товарищами. Да еще проверить рабочий график. Те же проблемы с графиком возникли и у генсека ООН Пан Ги Муна. Ну как не понять уважаемых людей? Игры для них — как снег на голову. Откуда им было о них знать? Форс-мажорное обстоятельство. Вроде наводнения. Вписать в график хотя бы за полгода никак не получится.
В итоге Берлускони не слишком удачно отшутился, что в Китае, мол, жарко и влажно, а потому полетит туда его министр иностранных дел. Видимо, более крепкий духом и телом. Жара могла смутить и других представителей северных стран: премьеров Канады Стивена Харпера, Польши — Дональда Туска, Германии — Ангелы Меркель, Эстонии — Томаса Хендрика, Украины — Виктора Ющенко. Но президента Бразилии-то жарой не испугаешь. А он — ни в какую.
Еще более удивил президент Франции Николя Саркози. Некогда главный бойкотист вдруг решил отправиться на открытие. Впрочем, экстравагантность и ветреность главы французского государства хорошо известны. Может, как водится у французов, не обошлось и без женщины. Его очаровательная супруга вполне могла возжелать увидеть экзотическое китайское представление. А женщина, как известно, стоит общественного мнения.
Но дальше — полный абсурд. Премьер-министр Австралии едет на открытие, а его коллега из Новой Зеландии — нет. Джордж Буш со свойственной ему прямотой сразу сказал: буду. А британский премьер Гордон Браун оказался столь же категоричен: не буду. Почему? Американцы, дескать, хотят наладить отношения с Китаем. Но англичане всегда хотят наладить отношения или поссориться с тем, с кем хотят американцы.
При этом Гордон Браун готов посетить закрытие Игр. Вот уж недоступная простым смертным государственная мудрость. Очевидно, за время соревнований Тибет получит независимость, а китайцы — гражданские права. И вообще — политические проблемы в Китае появились не сегодня и не вчера. Им по меньшей мере десятки лет. Почему о них задумались сейчас?
Последнее время модно вспоминать Олимпийские игры в Берлине 1936 года. Тоже ведь все участвовали, хоть тогдашняя Германия представляла малоаппетитное зрелище для либерально мыслящего человека. Но когда Берлин выбирали олимпийской столицей, Германия была демократичнейшей Веймар-ской республикой. А КНР уже 60 лет как КНР.
Наверное, взвешенная позиция американской и российской сторон представляется самой разумной. Давайте посоревнуемся на спортивных аренах, а выяснить политические отношения всегда успеем.
В конце концов, главное — что не дошло до бойкотов. По примеру 1980 или 1984 годов. Положа руку на сердце, много кому из вас так уж хочется лицезреть на трибунах Берлускони? Все равно ведь смотреть будете на китайских танцовщиц.
Кстати
На открытии Игр 85 стран будут представлены на уровне глав государств, 10 — премьер-министрами. Кроме того, прибудут 10 монархов.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»