-
Игры времен империи
30.06.09 01:59
А началось все с неудачи. В 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме немцы разгромили российскую сборную — 16:0. Проиграли наши футболисты тогда и финнам — 1:2. Но ведь ни одного примера, когда получилось все и сразу, вы не найдете. Так что не стоит стыдливо вычеркивать из истории те первые матчи нашей сборной. Какая, в конце концов, разница, под каким флагом выходила команда на поле— СССР, России или Российской империи…
В начале ХХ века международных соревнований у футболистов еще не было — кроме олимпийских турниров. И вот 30 июня 1912 года россияне провели первый матч на серьезном уровне. В 1/4 финала стокгольмских Игр они со счетом 1:2 уступили сборной Финляндии, которая на тот момент была частью Российской империи. Забавно, но в итоге «колония» стала четвертой, а «метрополия» отправилась в утешительный турнир. Вот там-то и были те самые 0:16 от Германии. Утешились, нечего сказать...
Футбол в Россию завезли, как и во все другие страны, англичане. В конце XIX века в Петербурге сформировалась большая колония британцев, занимавшихся в России бизнесом. И в 1901 году они создали здесь футбольную лигу. Вскоре в лиге появились первые русские команды. В 1908 году грянула неприятная для «родоначальников» сенсация — русский клуб «Спорт» стал чемпионом города. Англичане нашли ответ вне поля — в лиге они занимали командные должности и впредь команды «аборигенов» стали засуживать. Вот тогда русские и решили создать собственную лигу и Всероссийский футбольный союз, объединивший более 150 клубов из 33 городов с общим число футболистов около 8 тысяч.
17 июня 1912 года ВФС был принят в ФИФА, основанную в 1904 году. Представителями от России в ФИФА были выдвинуты два наиболее авторитетных в отечественном футболе человека — Георгий Дюперрон и Роберт Фульда (председатель Московской Футбол-Лиги). Собственно, благодаря Дюперрону российский футбол и получил крещение в Стокгольме.
В 1911 году в России была предпринята первая попытка создания команды из представителей нескольких городов — то есть сборной страны. Поводом к этому стал приезд сборной Англии (в России она выступала под названием English Wanderers). Матчи, состоявшиеся 20, 21 и 22 августа 1911 года в Петербурге, закончились разгромными поражениями хозяев — 0:14, 0:7 и 0:11.
И вот, в июне 1912 года в составе руководителей российской делегации Дюперрон отправляется на Олимпиаду в Стокгольм. Увы, россиян подвела несыгранность, хотя в их составе было немало одаренных игроков. Вот имена тех, кто участвовал в первых официальных играх сборной России: вратарь Петр Соколов, защитник Алексей Уверский, полузащитники Андрей Акимов, Никита Хромов, и Николай Кынин, нападающие Петр Сорокин, Григорий Никитин, Сергей Филиппов, Михаил Смирнов, Александр Филиппов, Василий Житарев, Андрей Суворов и Леонид Смирнов. Гол в ворота финнов забил капитан сборной Василий Бутусов, центрфорвард из петербургской «Виктории». Его брат Михаил, кстати, был лучшим бомбардиром сборной СССР в 1920-е годы, а потом стал известным тренером.
После стокгольмских Игр Георгий Дюперрон активно участвовал в олимпийском движении. До Первой Мировой войны было лишь шесть человек, избранны членами МОК от России. А уж неаристократу путь в международные структуры в те годы был заказан. Но в мае 1913 года на 16-й сессии МОК в Лозанне «человек без титулов» Дюперрон единогласно избирается членом Международного олимпийского комитета.
В 1912–1917 годах Дюперрон был представителем России в ФИФА. К этим и другим его обязанностям стоит добавить судейство матчей по футболу, соревнований по легкой атлетике и велоспорту, чтение лекций на различных курсах. Работал же он в Публичной библиотеке и по совместительству преподавал. Советский футбол находился в изоляции, и поле деятельности в этом направлении спорта оказалось зауженным — пришлось сконцентрироваться на журналистике и преподавательской деятельности. К сожалению, судьба Георгия Дюперрона печальна. Дважды (в 1921 и 1927 годах) он был арестован ОГПУ, освобожден из-под ареста 17 февраля 1927 года с подпиской о невыезде. Был осужден по делу «Союза русского сокольства» в мае 1927 года, однако продолжал работать в Публичной библиотеке. 14 июля 1930 года был уволен из библиотеки на основании постановления Центральной Комиссии по чистке научно-исследовательских учреждений, (предварявшей и сопровождавшей «Дело Академии наук»), с формулировкой о «некомпетентности» и «халатности». На основании пересмотра его дел 15 июня 1932 года Комиссия рекомендовала «использовать Дюперрона без ограничений». Но в библиотеку он уже не вернулся. Продолжал работать в Институте физического образования имени Лесгафта, где начал преподавательскую работу по совместительству в 1923 году. А в 1934-м скончался в Ленинграде и был похоронен на Волковском кладбище. Затем его прах перенесли на Смоленское кладбище, где в 1997-м в ознаменование 100-летия российского футбола ему установили весьма скромный памятник.
А то злосчастное поражение от немцев так и осталось самым крупным в истории сборной России. Надеюсь, навсегда.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»