• Их нравы Однажды в Америке

    04.03.07 16:00

    Российскую суперлигу потряс очередной финансовый скандал: фактически обанкротились «Крылья Советов». Случай, конечно, не первый в России, но в «Крыльях» дело дошло до всеобщей забастовки – абсолютно все игроки основного состава отказались выходить на лед. При чем здесь НХЛ? Все очень просто: заокеанская лига, ставшая профессиональной с самого рождения, первой пережила и забастовку целой команды.

    В 1925 году хоккеисты одного из клубов в полном составе отказались выходить на лед в первом матче розыгрыша Кубка Стэнли.

    Разногласия между игроками и владельцем «Гамильтон Тайгерз» Харри Томпсоном «стоили» всего-навсего $200 на человека. В наше время такая сумма выглядит скромной даже по меркам российской провинции, но в 1920-е подавляющее большинство игроков НХЛ получали от $1,5 тыс. до $2 тыс. в год. «Гамильтон Тайгерз» образовались в 1920 году в результате переезда в канадскую провинцию Онтарио клуба «Квебек Бульдогз». Первые годы своего существования «Тигры» влачили жалкое существование, но в 1924 году преобразились. Ударная тройка, в которой играли Билл Бэрч и братья Грин, вывела команду в плей-офф-1925. Бэрч, забивший в 27 играх 20 голов, получил «Харт трофи».

    Однако перед первым матчем плей-офф произошел конфуз: хоккеисты потребовали у руководства премию в $200. Бэрч и Шорт Грин выдвигали следующий аргумент: количество матчей регулярного сезона выросло на шесть (с 24-х до 30-ти) из-за расширения лиги. Кстати, другие клубы компенсировали своим игрокам «переработку». Хозяин «Тигров» ответил отказом, хотя прибыли за сезон были рекордными, а в 1924 году в НХЛ вступили «Бостон Брюинз» и «Монреаль Марунз», и их взносы в $15 тыс. были поровну поделены между старожилами.

    Игроки проявили солидарность и отказались выходить на кубковый матч. Президент НХЛ Фрэнк Колдер грозил судом, штрафами и дисквалификацией, но забастовщики были непреклонны. Несколько дней шли безрезультатные переговоры. 12 марта все игроки «Гамильтона» были дисквалифицированы на неопределенный срок. Они по­клялись, что больше не будут иметь дел с Томпсоном, и ему пришлось продать клуб.

    «Тигры» достались нью-йоркскому бандиту Биллу Дайеру за $75 тыс., сменили название и прописку на «Нью-Йорк Америкэнз». Бэрч подписал рекордный контракт на $25 тыс. в год, существенно выросли заработки и других бунтарей. Дайер, наживший свои капиталы торгуя спиртным во время сухого закона, буквально взорвал трансферный рынок.

    Колдер предпринял попытку пресечь непомерный рост зарплат и отказался снимать дисквалификации с бывших забастовщиков до принесения ими личных извинений в письменной форме. Но офис президента НХЛ посетили «коллеги» Дайера, и вопрос был улажен.

    «Нью-Йорк Америкэнз» просуществовали до 1942 года, но ни разу не приблизились к Кубку Стэнли. Гамильтонские смутьяны играли в разных клубах, но никто из них больше ничего не добился. Заводила забастовки Бэрч закончил карьеру в 1934 году в «Бостоне» из-за тяжелейшего перелома ноги. В 1942 году деятельность «Нью-Йорк Америкэнз» была приостановлена ее владельцами до окончания войны, но когда в 1946 году они захотели возобновить членство в НХЛ, лига решила, что Нью-Йорку будет достаточно одного клуба – «Рейнджерс».

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»