• Илья Попов: Мы стремимся к тому, чтобы гонки дронов стали альтернативой «Формулы-1»

    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

    27.07.24 10:00

    Илья Попов: Мы стремимся к тому, чтобы гонки дронов стали альтернативой «Формулы-1» - фото

    Фото: Федерация гонок дронов России

    1 сентября 2023 года Президент РФ Владимир Путин обозначил задачу – подготовить один миллион специалистов в сфере применения дронов. Помочь решить эту задачу должен новый вид спорта, признанный Минспорта РФ, – гонки дронов.
    О развитии гонок дронов мы поговорили с кандидатом технических наук Ильей Поповым, который возглавляет команду «Кронверкские барсы» при университете ИТМО и занимает пост вице-президента Федерации гонок дронов Ленинградской области. 

    Из этого интервью вы узнаете: 

    – Какими качествами должен обладать спортсмен, выступающий в гонках дронов; 

    – Какие университеты развивают гонки дронов в Санкт-Петербурге; 

    – Как осуществляется противодействие преступлениям, осуществляемым с помощью дронов; 

    – Почему среди гонщиков преобладают школьники; 

    – Какие перспективы у этого вида спорта. 

    – Что за вид спорта – гонки дронов? Это прикладной вид спорта, где соревнуются изобретатели и показывают лучшие новинки? Или это история про очки, секунды и достижение результата?
    – Гонки дронов – это технический вид спорта. Без должной технической подготовки участвовать в соревнованиях и просто заниматься данным видом спорта будет сложно. Важно правильно подготовить дрон, в данном случае он является спортивным снарядом. Далее, необходимо приложить колоссальное количество сил и времени, чтобы обучиться навыкам пилотирования. И третье – это риск, конкурентная борьба, способность бороться в условиях перегрузок. 

    На крупных соревнованиях в команде у пилота есть механик. Механик готовит технику так, как пилот этого потребует. Однако чувствительность управления и более тонкие настройки самого дрона должны подбираться и производиться самостоятельно самим пилотом. 

    Все компоненты, которые в дроне существуют, также подбираются каждому спортсмену индивидуально. К примеру, это могут быть различные пропеллеры, они строго регламентированы под размер дрона, но при это могут быть двухлопастные, трехлопастные, четырехлопастные. Какие ставить – это уже сам спортсмен решает. Существуют двигатели с различным крутящим моментом, регуляторы оборотов, контроллеры, камеры. Камера для соревнований допускается либо на аналоговом передатчике, либо на псевдоаналоге, так называемом HD Zero. Это технология объединения несколько каналов в один и на выходе формируется видеоизображение высокой четкости, наподобие цифровой. В любом случае, скорость дрона достигает 200 км/ч и именно поэтому скорость передачи превалирует над качеством, и многие спортсмены пока не стремятся переходить на картинку более высокой четкости. 

     

    Если говорить про регламент соревнований, то довольно жестко смотрят на размер рамы и вес. Также должны быть одинаковые батарейки. Все остальное пилот подбирает сам.  

    – Если описать портрет среднестатистического спортсмена, я правильно понимаю, что это молодой технарь-изобретатель? Какие еще качества среднестатистического гонщика можно выделить?
    – Скорее это энтузиаст, который любит кропотливо собирать, паять, настраивать. То есть в первую очередь это специалист-конструктор, который способен собрать дрон таким образом, что после падения у него ничего не отваливается, не отпаивается, не откручивается. Он знает, как это все закрепить, как это все притянуть, как это должно быть. Это технически подкованный человек. Вы правильно описали. 

    – Какие физические качества должны быть у него?
    – Реакция однозначно. У него должен быть сильный вестибулярный аппарат, потому все полеты осуществляются в специальном FPV шлеме и первое время спортсменов укачивает. И неподготовленный организм тоже требует вкатывания в это, потому что организм должен привыкнуть. Если обычному человеку дать очки, чтобы он смотрел и наблюдал за спортсменом, который летает, то будет что-то вроде ощущения на американских гонках. 

    – Как у вас жизнь с этим видом спорта жизнь связалась?
    – У меня подноготная такая, что я начинал еще давно – в 2010-м году я начал заниматься автомодельным спортом, участвовал во многих всероссийских соревнованиях, попал в сборную Российской Федерации по автомодельному спорту. В 2012 году я ездил на чемпионат Европы в Швейцарию в составе сборной Российской Федерации. В России входил в топ-10 лучших спортсменов. Участвовал в технически непростом классе – Багги 8 ДВС, потом, к сожалению, в связи с определенными техническими ограничениями, я был вынужден уйти из автомодельного спорта. Но общение с коллегами из автомодельной тусовки мы продолжили. Кстати, многие из них тоже, как и я занимаются дронами сегодня. 

    Сейчас я работаю доцентом на факультете безопасности информационных технологий ИТМО. На нашем факультете есть целое направление, которое занимается беспилотными транспортными средствами (БТС), а конкретно наш профиль – функциональная безопасность. В наши задачи входят математические расчеты по функциональной безопасности БТС, разработка беспилотных технологий, которые обезопасят использование и эксплуатацию такого вида транспорта. У нас действительно есть профессионалы своего дела, мы способны проводить крупные соревнования на достойном, профессиональном уровне. И вскоре мы объединили наши усилия для создания федерации гонок дронов Ленинградской области. 

    В ИТМО я руководитель секции гонок дронов – команды «Кронверкские Барсы». Моя задача – популяризировать спорт в стенах родного вуза. Со студентами мы занимаемся каждую неделю. Все студенты обязательно приходят и сначала учатся летать на симуляторах, изучают предполетную подготовку. Потом мы им даем наши дроны с секции, они летают на них. Это такие маленькие комнатные дроны 65 миллиметров. И не спеша мы привлекаем их в соревнования: сначала внутри секций соревнования, потом вузовские соревнования, потом межвузовские соревнования. 

    Кстати, у нас один из студентов ИТМО попал в сборную Ленинградской области, показав очень высокий результат на региональных соревнованиях. Со следующего года мы будем летать уже в большом спортзале. Если раньше мы летали исключительно в помещении на маленьких дронах, то сейчас мы будем летать в большом спортзале уже на больших спортивных дронах, учить правильно собирать, правильно паять и повышать тем самым мастерство пилотов. И будем выходить уже на более высокий уровень городских соревнований, то есть уже как университетской команды. 

    – Эта секция нужна, чтобы научить студентов, и они в дальнейшем операторами дронов или механиками работали?
    –Они могут быть и разработчиками, и проектировщиками, и эксплуатантами, и операторами. Мы стараемся учить не только полетам, но еще и знаниям по возможным задачам эксплуатации. Вот, например, у нас есть ребята, которые делают короткие видеоролики, снимая на дронах. Мы недавно проводили региональные соревнования, у нас в группе Федерации гонок дронов Ленинградской области есть видеоролик, все снято нашими студентами и сотрудниками.
    «О противодействии преступлениям, осуществляемым с помощью дронов».

    – Помогают ли эти гонки в вашей непосредственной деятельности по обеспечению информационной безопасности? Допустим, бывают какие-то пробелы в безопасности дронов, в их прошивке, которые выявляются в ходе соревнований?
    – Естественно, да. Безопасность никто не отменял. У нас есть направление, которое называется форензика дронов. Это изучение преступлений, которые были осуществлены с помощью дронов. Там и распаковка черного ящика беспилотника, и расшифровка данных, и базовый реверс инжиниринга, компонентов, контейнеров, в которых вся информация хранится.
    У нас есть небольшое направление разработок, связанное с защищенным каналом передачи информации, причем своим. У нас есть разработки, чтобы сам дрон можно было использовать для защиты периметра. И все эти разработки реально существуют, они реально есть. Наши коллеги с факультета БИТ могут с удовольствием показать. 

    – Вы говорите про то, что исследуются преступления, совершаемые дронами. А таких уже много?
    – Такие есть. Сейчас летать, в принципе нельзя, то есть это запрещено. Однако в частных секторах дроны все равно используются. Дроны могут доставлять груз, в том числе незаконно. Дроны могут осуществлять несанкционированную съемку каких-либо объектов. Дроны могут следить за частной жизнью. Дроны могут прокладывать какие-то маршруты, следить за тем, чтобы условно какая-нибудь оперативная группа не была в поле видимости лиц, причастных к преступлению. Можно перехватывать управление дрона, снимать с него информацию даже дистанционно.
    Мы стараемся разбирать возможные кейсы связанные с информационной безопасностью и разрабатывать различные подходы по противодействию тому или иному каналу съема информации с помощью дронов. 

    «В основном призеры по гонкам дронов – это школьники» 

    – Вернемся к гонкам дронов. В прошлом году Министерство спорта России признало гонки официальным видом спорта. Что вообще это дало гонкам дронов?
    – Это дало популяризацию. Теперь гонками дронов занимаются все, начиная со школьной скамьи. Это не просто некоторое хобби или увлечение, это по-настоящему стало видом спорта. Если спортсмены показывают хорошие результаты, им присваиваются разряды: кандидата в мастера спорта, мастера спорта, они могут претендовать на какую-то спонсорскую поддержку. Всем становится интересно узнать, что это такое – гонки на дронах. Площадки для соревнований становятся больше, препятствия становятся сложнее, сами трассы – красивее, интереснее и от этого и стимул, и количество мотивации, и количество спортсменов возрастает. 

    – Смотря список призеров соревнований в Ленинградской области, я заметил, что там есть подростки 16-летние. Вообще гонки дронов среди школьников популярны?
    – В основном призеры по гонкам дронов – это школьники. Они быстрее схватывают, им это интересно, у них и реакция даже лучше, чем у состоявшихся спортсменов. 

    Спорт молодеет, это очень здорово. Это говорит о том, что в каждом новом поколении будет находиться все больше и больше уникальных людей, которые способны быстро все это освоить, не боятся крутых виражей и скорости, будут приходить на первые места не только в пределах России. Будет формироваться сборная России, и она будет выступать наравне с топовыми пилотами из других стран. 

    GG-Vy3k-n78

    – Если говорить про подростков, это, как правило, энтузиасты-самоучки, которые условно у отца в гараже собирают дроны? Или это выходцы из школьных секций, конструкторских кружков?
    – Вообще по-разному, очень по-разному. Могут быть и выходцы из гаражей, когда родители детям прививают это все в качестве хобби, покупают дроны, учат их паять и первые шаги с ними делают. Естественно, дети, которые в кружках все проходят с учителями, способны быстрее это дело освоить по определенной методике обучения. И такие, и такие есть. Нельзя сказать, что преобладает первый или второй тип, то есть, в принципе все одинаково. 

    – В одном из прошлых интервью, вы сказали, что государство много делает для развития таких собирательских, конструкторских способностей у ребят.
    – Да. Через Федерацию гонок дронов России я смог пройти обучение в центре подготовки операторов дронов «Руднево». Освоил методику обучения и школьников, и студентов, и взрослых мастерству пилотирования и эксплуатации беспилотных аппаратов. Существуют различные гранты, спонсорская поддержка больших корпораций, и все это приносит свои результаты. Например, в Ленинградской области мы сделали федерацию, проводим достаточно серьезные крупные соревнования на региональном уровне. 

    Также в университете мы взращиваем новые поколения таких ребят. Раньше у нас было одно занятие в неделю, два часа. В следующем году у нас будут уже два занятия по два часа, где одна группа будет просто учиться, и будет вторая продолжающая группа, которая будет летать уже на более высоком уровне, на других дронах. А дальше с поддержкой государства и правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области будем организовывать межвузовские (это обязательно) и межрегиональные соревнования. Не просто региональные, а межрегиональные по всему Северо-западу. Мы очень рады будем видеть и Вологду, и Мурманскую область, и другие регионы. 

    – Развитие этого вида спорта позволяет ожидать в ближайшие годы большое представительство регионов?
    – Я думаю, что да, потому что существует множество различных движений, в том числе «Движение Первых». Проект, благодаря которому школьники могут узнать, что такое гонки дронов. Они организовывали соревнования в Казани, туда приезжали соревноваться дети из различных регионов, отстаивая честь своей области. Это только для школьников.
    Взрослых очень много появляется с каждым годом. Например, у нас на группу в Телеграме про гонки дронов в Санкт-Петербурге подписаны 900 человек. На соревнованиях, естественно, мы столько не видим, потому что большая часть это «хоббийные» пилоты. Но с каждым новым соревнованием уникальных людей становится больше, то есть тех, которых мы не видели ранее. Ребята приходят, интересуются. Так же в гонках дронов есть технический симулятор – это киберспортивная дисциплина. Там тоже все пытаются показывать высокий результат. 

    – Какая система соревнований в гонках дронов? Есть областные, городские, потом всероссийские? Есть ли международные соревнования в наше сложное время?
    – Все виды гонок есть: и региональные, и городские соревнования (у нас проходил кубок Санкт-Петербурга), и межрегиональные, есть всероссийские, есть специальные отдельные кубки у отдельной команды, которая у себя тоже проводит со спонсорской поддержкой. Международные – недавно на Играх будущего прошли соревнования по гонкам дронов, куда приехало больше десяти стран, в том числе очень сильные команды из Кореи, Болгарии, Китая. Там не просто были из стран СНГ, там сыграли команды из европейских стран. У нас в стране по-настоящему проводятся международные соревнования.

    «Об импортозамещении и перспективах развития дронов»

    – Как в этой сфере обстоят дела с импортозамещением?
    – Знаете, пока что преобладающее большинство деталей иностранного производства, в частности китайского. Китай впереди планеты всей, это не секрет. У Китая бурный рост производства и развития дронов.
    За последние два года России появилось очень много компаний, которые стараются разрабатывать собственные импортонезависимые компоненты, в том числе и контроллеры на отечественных компонентах. На гонках активно используем рамы из Белоруссии. А совсем скоро ребята из Новосибирска должны предоставить новые рамы. Буквально сегодня они тестируют их на прочность, за этим очень интересно наблюдать.

    3-XMPn-M5fw8-I

    Сейчас большие корпорации вкладываются во всю эту историю. Например, производитель в Санкт-Петербурге хочет представить некий болид «Формулы-1» для гонок. 

    – Вы согласны, что за последние два года произошла революция в области применения дронов, которая отражается в бытовом плане? Отражается ли этот технологический прорыв на гонках дронов?
    – Надо разделять два понятия, то есть сам спорт и применение для каких-то целей. Это так же, как в автомобильном мире: у нас есть спортивные болиды, которые не обладают тем уровнем комфорта, настроек относительно вещей, связанных с безопасностью, с какими-то дополнительными функциями по контролю за движением. Спортсменам что важно? Чтобы был мощный двигатель, чтобы хорошо настраивалось шасси под их манеру вождения, и при каком-то ДТП все было безопасно. Какая-то дополнительная аудиосистема, система помощи водителям, проекции, светодиодные фары – это все им ненужно. 

    Здесь то же самое. Если мы говорим про гонки дронов, здесь самое важное, чтобы у спортсмена была простая модель, которая способна быстро откликаться на любые маневры, и сам спортсмен принимал стабильный сигнал с очков и передавал с пульта управления на дрон. И чтобы при падении дрон оставался более-менее целым. Если мы рассуждаем о каком-то применении другом – неспортивном, там уже говорим про дальность полета, автономность, возможности подъема грузов, расстояния, помехозащищенность. Эти все моменты несильно интересны спортсменам. Спортсмены летают на том, на чем они могут быть первыми. У нас была ситуация, что на последних гонках спортсмены приносили настолько легкие рамы, что они к ним на скотче приделывали гаечные ключи, чтобы их хоть как-то сделать тяжелее и получить допуск по весу к соревнованиям. 

    – Какую скорость разгоняют эти дроны?
    – До 200 км/час они летают точно. Дальше все дело техники, рук, каких-то дополнительных особенностей. 

    – Велики ли шансы произрастания этого вида спорта из нишевой истории в что-то наподобие гонок болидов «Формулы-1», где технологические компании будут соревноваться и рекламировать свои продукты?
    – Мы к этому стремимся, мы этого очень хотим. И всячески пытаемся привлекать новых и новых партнеров, спонсоров, для того, чтобы как раз это и стало некоторой альтернативой «Формулы-1», только в другой стезе. Например, в Сочи будет интересная интеграция. Будет этап в Сочи в ноябре. И этап будет проходить на трассе «Формулы-1». Там будут ребята соревноваться и летать на дронах. Так что, возможно, как-то интегрируется одно в другое. 

    – Увидим ли мы скоро соревнования по водным дронам?
    – Я думаю, что да. Любые беспилотные технологии сейчас будут испытывать, это мировой тренд. Это могут быть и наземные, и воздушные, и плавательные, и космические, и ракетные технологии. То есть это все будет развиваться. 

    – Какие перспективы применения дронов в гражданской жизни в ближайшие пару лет? В каких профессиях они смогут заменить людей? Как облегчить жизнь людям?
    – CINEMATIC-дроны, всяческие видео-, фото, мне кажется, уже вышли на уровень даже не профессии, а уже некоторого хобби. Из профессиональных фотографов не использует дроны только, мне кажется, ленивый. Потом агропромышленность будет использовать дроны в большом числе. Далее мониторинг экологической обстановки. Далее это поисковые отряды, все, что связано с МЧС. Потом оцифровка местности, она тоже используется для геосканирования. Дорожно-транспортное происшествие, разбор, контроль за дорогами. На самом деле сфера очень огромная. То есть это все, что связано со сканированием местности, логистикой.

    В скором времени мы увидим большое развитие гражданского применения беспилотников. Применение беспилотников безгранично. Классический пример наземного дрона – это доставка еды роверами. Они же замечательно там применяются, великолепно ездят. И бизнес больших компаний, которые их производят, идет в гору. Потому что находятся все новые и новые кейсы применения подобных технологий. 

    – Пока вы не сказали, я как-то и не думал, что дроны стали обыденностью.
    – Да. Эти роверы, которые ездят в Мурино, жители уже не замечают. Если они где-то застряли, люди их подтолкнули, роверы поехали дальше. Правильно говорите, это уже стало обыденностью. 

    Фото: Федерация гонок дронов Ленинградской области

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»