• Иногда они остаются

    06.09.07 16:02

    Шестнадцать игроков из НХЛ в этом межсезонье пополняли ряды клубов суперлиги. Еще с десяток хоккеистов приехали в Россию из низших лиг Северной Америки. Можно понять защитника Алексея Емелина и голкипера Василия Кошечкина, которые, несмотря на заманчивые предложения из-за океана, остались в России. В интервью «Спорту» новички «Ак Барса» рассказали о чемпионате мира в Москве, финансовом кризисе в тольяттинской «Ладе», а также о том, почему они до сих пор не в НХЛ.

    «Ладу» пустили на запчасти

    Этим летом тольяттинскую «Ладу» в очередной раз накрыл финансовый кризис. Проблемы со строительством новой ледовой арены, долги игрокам по завершившемуся сезону привели к тому, что после чемпионата мира в Москве сразу несколько хоккеистов – Александр Бумагин, Александр Гуськов, Василий Кошечкин и Алексей Емелин – подали в ФХР иск с надеждой на досрочное расторжение дейст­вующих контрактов. Федерация требование игроков отклонила, правда, буквально за час до слушания дела Кошечкина и Емелина Инна Гущина собственноручно написала бумагу, в соответствии с которой спортсмены отозвали свои заявления из Арбитражного комитета. Стороны пошли на мировую, руководство команды обязалось выплатить все долги, а также подыскать хоккеистам новые места работы.

    – Я очень благодарна тольяттинскому клубу, который не стал «выкручивать руки» ребятам, – говорит Гущина. – Руководство «Лады» могло попросту урезать контракты Емелину и Кошечкину на следующий сезон. Но, с другой стороны, в любое время эти игроки сборной России могли бы уехать в НХЛ, и тогда автозаводцы вообще не получили бы ни копейки. По той простой причине, что никакого соглашения о компенсационных выплатах между ФХР и НХЛ до сих пор не существует. Важно, что в этой ситуации мы достигли взаимопонимания с клубом, совместно начали работать над переходом игроков в другую команду. В результате всего Кошечкин и Емелин благополучно перебрались в «Ак Барс».

    При этом оба хоккеиста уже в этом сезоне имели прекрасный шанс оказаться в заокеанских клубах. Алексей Емелин мог отправиться к Алексею Ковалеву в «Монреаль», а Кошечкин мог стать третьим русским вратарем (после Евгения Константинова и Николая Хабибулина) в истории «Тампы». Однако судьба распорядилась по-другому.

    Емелина уговаривали бежать

    В мае 2007-го защитник сборной России 21-летний Алексей Емелин считал себя, пожалуй, самым счастливым хоккеистом в России. Воспитанник тольяттинской хоккейной школы с блеском дебютировал на чемпионате мира в Москве, был признан лучшим игроком матча со Швецией за бронзу (Алексей забил гол в ворота «Тре Крунур», а также ассистировал Сергею Зиновьеву. – «Спорт»), а в конце месяца и вовсе стал папой. Супруга Валентина подарила Алексею дочку Лесю, со дня на день он должен был подписать контракт с «Монреалем». Но заокеанские боссы так затянули с предложением, что защитник решил перестраховаться и остаться в России.

     

    – Я уже не надеялся, что они в этом году предложат мне что-нибудь стоящее, – объясняет Емелин. – Договор из «Монреаля» пришел, но уже после того, как я подписал двухлетний контракт с «Ак Барсом».

    Решение Емелина остаться в России удивило большинство болельщиков «Канадиенс». Иначе чем объяснить тот факт, что на базу «Ак Барса» в Казань приезжали канадские журналисты?

    – Мы целый час разговаривали с ними у меня в квартире, но они, похоже, так и не взяли в толк. В российском хоккее тоже существуют свои правила. Все пытались меня уговорить ехать в «Монреаль»…

    – Неужели подбивали на отчаянные меры – совершить побег в стиле Малкина?
    – Да, было дело. Но на такие темы со мной разговаривать бесполезно – я бы так никогда не поступил. Я им ясно дал понять: вы опоздали, господа.

    Впрочем, отказ от «Монреаля» в этом году вовсе не означает, что хоккеист не жаждет попасть в НХЛ. Сам Емелин гордо расхаживает по базе «Ак Барса» в фирменной футболке «Монреаля», улыбается и хитро прищуривается, услышав вопрос, есть ли в его контракте пункт, по которому он может свободно уехать в НХЛ уже следующем летом. Как мидовский дипломат, Алексей быстро уходит от ответа и предлагает поговорить о чем-то другом. Например о чемпионате мира в Москве.

    – Адреналина там нахватался по полной, – говорит Емелин. – Поначалу терялся, но после первых двух смен уверенность почувствовал.

    – Когда гудят 14 тысяч зрителей на Ходынке, коленки у кого хочешь задрожат...
    – В Канаде, когда там был молодежный чемпионат мира, на трибунах собиралось и по 20 тысяч зрителей. Зал ревет, уходишь с площадки – у тебя уши заложены.

    – В следующем году чемпионат мира пройдет как раз в Канаде. Нашим трудно будет привыкнуть к заокеанским размерам площадки?
    – Лично мне все равно, на каких площадках играть. В Канаде не чувствую никакого дискомфорта. Просто все решения нужно принимать намного быстрее. Хоккеисты находятся друг от друга на расстоянии вытянутой клюшки и в любой момент у тебя могут отнять шайбу. В остальном – такой же хоккей, как и в Европе.

    Анастасия, Максим и любимый кот Серый

    Лучшим местом отдыха после трудового сезона Алексей Емелин считает море и страны с обжигающим солнцем. Золотые пески Арабских Эмиратов, пирамиды Египта или турецкая ночь Средиземноморья.

    – В этот раз летали с друзьями в Испанию, в местечко Салоу, что неподалеку от центра Каталонии, – вспоминает Емелин. – Брали напрокат машины и гоняли в Барселону смотреть творения Гауди и стадион «Ноу Камп», на котором проводит свои домашние матчи «Барса». Но все же больше запомнился парк развлечений «Порт Авентура». Это аналог «Диснейленда» с аттракционами, американскими горками и с сумасшедшими перепадами высот. На аттракционе «Ураган Кондор» тебя поднимают на высоту 100 метров, а затем за считаные секунды опускают на землю. Все вокруг кричат, страшно, аж дух захватывает!..

    У товарища Емелина, двухметрового вратаря Василия Кошечкина, свое представление о лучшем месте на планете. Это не Париж, не Мадрид, даже не греческий остров Крит, на котором Кошечкин отдыхал с семьей этим летом. Все намного проще – любимые места вратаря сборной России – на родине, в Самарской области. Дома в Тольятти Василия всегда поджидают супруга Анастасия, трехлетний сынишка Максим и любимый кот Серый.

    По словам Василия, он и Казань выбрал, потому что от Татарстана до Самарской области – рукой подать. А уж если повнимательнее приглядеться к послужному списку вратаря сборной России, то переход в казанский «Ак Барс» можно ни много ни мало назвать триумфальным возвращением в Татарию. Ведь в начале своей хоккейной карьеры он уже выступал за один татарстанский клуб (в сезоне 2002/03 Кошечкин отыграл 14 игр за альметьевский «Нефтяник» в высшей лиге). Альметьевский клуб в строгой хоккейной пирамиде Татарстана, возведенной генеральным директором «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым (он президент «Ак Барса» и «Нефтяника»), служит местом «обкатки» молодых хоккеистов. После «Нефтяника» Кошечкину была прямая дорога в «Ак Барс». Только Василий о «барсах» и не думал, мечтал о спортивных лаврах и победах в родной команде.

    – Тольяттинская «Лада» сначала отдала меня в аренду в «Олимпию» из Кирово-Чепецка. В игре с «нефтяниками» неплохо себя проявил и получил предложение перебраться в Татарстан. Недолго думая согласился. Об «Ак Барсе» в те годы и не помышлял. Моей главной целью было набраться опыта, чтобы вернуться в родной клуб.

    Вызов в национальную сборную Кошечкин получил, когда уже выступал за «Ладу». После чемпионата мира в Москве у него была возможность уехать в НХЛ. И хотя Америка находится совсем не близко, этот вариант Василий все же рассматривал.

    – Я почти готов был ехать в «Тампу», но руководство клуба не захотело заключать со мной односторонний контракт. Двухстороннее соглашение меня не устраивало, потому что в этом случае хозяева «Тампы» в любой момент могли отправить меня в фарм-клуб. В результате сделал для себя вывод: не так уж сильно я был нужен «Молниям». «Ак Барс» – другое дело.

    – Кошечкин и Емелин – очень сильные игроки, мастера своего дела, – говорит вице-президент «Ак Барса» Равиль Шавалеев. – Было бы обидно, если бы они уехали в Америку и там бы их отправили в фарм-клуб.

    Полностью согласна с руководителем казанского клуба и агент игроков:

    – Руководство «Тампы» не могло гарантировать Кошечкину место в основном составе. Поймите, вратарь уровня сборной не должен протирать скамейку запасных, пусть даже в НХЛ.

    Будем надеяться, сами игроки не прогадали, оставшись в России. И Кошечкин, и Емелин молоды, ни разу не становились чемпионами России. А задачу вернуть золото в Казань никто не отменял.

    Кстати

    Кот в сметане

    Казанскому «Ак Барсу» приток свежей крови был необходим. Особенно после того, как сосед-соперник из Уфы увел из-под носа почти полкоманды. Латать дыры Билялетдинов не хотел кем попало, на место ушедших Еременко и Прошкина нужны были бойцы такого же калибра. И желательно – имеющие опыт выступления на международной арене. Ведь в январе «Ак Барс» выступит на Континентальном кубке; возможно, возродят Евролигу. На этом фоне внезапно появившиеся на рынке кандидатуры Емелина (на фото) и Кошечкина пришлись как нельзя кстати. Заметьте, наставник «барсов» в летних интервью даже не причитал по поводу отъезда Еременко и Ко. А ведь уехать из Казани мог еще один экс-динамовец – защитник Илья Никулин. Тогда бы вторую пятерку вообще надо было собирать с нуля. Но Никулин все-таки решил подождать с НХЛ. Подписав с «Ак Барсом» пятилетний контракт, он попал в пару к Раймону Жиру в первое звено. В контракте, правда, – пункт, по которому Илья может свободно уехать за океан уже в следующем сезоне.

    В «Ак Барсе» длительные соглашения – тенденция. До Никулина такой же договор подписал с «барсами» форвард Алексей Морозов. Агент Емелина тоже, скорее всего, позаботился об «энхаэловском» пункте. Единственный из этой компании, кто точно останется в «Ак Барсе» на ближайшие два года, – голкипер Василий Кошечкин. Через год в суперлиге не останется ни одного вратаря-иностранца, и Кошечкин почувствует себя как рыба в воде. А может, как кот в сметане.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»