• Историк спорта Юрий Лукосяк: Есть два варианта спортивного музея на «СКА Арене»

    Петербург оказался городом, где родился российский хоккей. Доказывает Юрий Лукосяк

    30.03.23 13:09

    Историк спорта Юрий Лукосяк: Есть два варианта спортивного музея на «СКА Арене» - фото

    Фото: ООО «СКА Арена»; ФК «Зенит»

    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    В 2023 году в Санкт-Петербурге откроется «СКА Арена» – самый большой ледовый дворец в мире. На хоккейном матче она сможет вместить 21,5 тыс человек.

    Известный российский историк спорта Юрий Лукосяк считает, что на «СКА Арене» непременно должен появиться спортивный музей. Каким он может быть, он рассказал в интервью «Спорт День за Днем».

    – Конечно, было бы здорово, если бы на «СКА Арене» с ее ультрасовременной архитектурой, с ее возможностями, площадями, появился спортивный музей –  полагает Юрий Лукосяк, – И тут возможны два варианта развития темы.

    Первый – чисто клубный музей, посвященный истории хоккейного СКА. Я имею представление о том, как подобные музеи (правда, футбольные) существуют в разных странах Европы. Я был в музее «Аустрии» в Вене, в музее «Ференцвароша» в Будапеште, в музее «Слована» в Братиславе, в музее «Бенфики» в Лиссабоне, в Швеции, в Норвегии, в Германии, бывал на конференциях с участием представителей известных клубных музеев мира, общался с специалистами. Так что концепцию подобного музея мог бы составить с учетом увиденного и накопленных знаний.

    Luk.jpg

    – А второй вариант?
    – Музей, посвященный истории петербургского спорта. Ведь Петербург – родина большинства видов спорта в России. Это и футбол, и легкая атлетика, и бокс, и силовые виды спорта, многие из которых после ввода в строй «СКА Арены», уверен, будут представлены на ней соревнованиями. Не одним хоккеем ведь жив спорт города. Мне очень нравится, как устроен музей финского спорта в Хельсинки, открытый, кстати, почти 80 лет назад.

    – В чем его особенность?
    – Этот музей – часть Олимпийского стадиона, первым архитектором которого был Ярл Флинкенберг – зять Кирилла Бутусова, представителя знаменитой петербургской футбольной семьи. Строился он к Олимпийским играм 1940 года, которые не состоялись из-за Второй мировой войны. 


    В огромном павильоне, примыкающим к спортивной арене, под одной крышей были объединены три важных направления музейной работы: выставочное пространство, архив и библиотека. Сегодня в нем есть и медиа-пространство, где я однажды наблюдал, как великий хоккеист Яри Курри общался с журналистами, отвечал на вопросы, пил с ними кофе, раздавал автографы посетителям. 

    Хорошо помню, как там торжественно отмечали юбилей Олимпийского огня. Присутствовали многие известные спортсмены страны, представители прессы, гости. Рядышком с входом есть территория, где дети могут самостоятельно играть, пока их родители рассматривают экспонаты, также есть многочисленные мониторы, где транслируют кинохронику из истории мирового спорта.

    – Знатоки говорят, что музей в Хельсинки – очень авторитетная инстанция.
    – Музей в Хельсинки – постоянный участник международных конференций, всевозможных выставок. В Финляндии сложилась традиция: когда спортсмен уходит из жизни, его родственники подбирают материалы о нем из семейного архива и безвозмездно переправляют их в Музей спорта. Доверяют тем, кто там работает, знают, что ничего не пропадет и не потеряется, будет доступно исследователям и посетителям. У нас, к сожалению, дело обстоит далеко не так…

    Фонд библиотеки Музея начал формироваться благодаря добровольным поступлениям от любителей спорта. Впечатляет, в первую очередь, личная и объемная библиотека Хельге Нюгрена – историка спорта из Виппури-Выборга, переданная библиотеке в дар после его смерти. Большое количество стеллажей окружено по периметру столами, за которыми работают исследователи, журналисты, любители спорта.

    Музей спорта должен быть не просто собранием неподвижных экспонатов, а живым механизмом, оперативно реагирующим на все стороны спортивной жизни страны. Чтобы, скажем, можно было оперативно просмотреть свежие газеты, журналы и изучить книжные новинки из многих стран мира. Многие годы я привозил в библиотеку Музея издания из СССР и России. 

    Для сравнения: библиотека в нашем городском спорткомитете, которая создавалась десятилетиями и служила верой и правдой специалистам спорта, совсем недавно практически перестала существовать.

    В архиве и библиотеке должна вестись исследовательская работа, существовать историческое спортивное общество, вестись издательская деятельность. Придя в Музей, вы должны иметь возможность приобрести книги и справочники, фотографии и открытки. И конечно, здесь должен быть Зал спортивной славы нашего города.

    – Чем еще интересна, на ваш взгляд, идея сделать Музей петербургского спорта на «СКА Арене»?
    – Музей петербургского спорта может стать и первооткрывателем большого количества уникальных материалов по истории хоккея и другим видам спорта, многие из которых (медали, значки, кубки, плакаты, картины) хранятся в запасниках различных музеев (например, Государственного Эрмитажа) и которые практически никто и никогда не видел. Подготовить, допустим, временную выставку на «СКА Арене» с экспонатами из хранилищ Эрмитажа. Это стало бы знаковым событием для большого количества горожан, любителей спорта!

    Современный музей – это разумное сочетание постоянно действующей выставки и временных, в том числе и из частных собраний коллекционеров. Это будет способствовать развитию движения коллекционеров, которое сейчас пребывает в глубочайшем кризисе.

     

    Например, у «Шальке 04» (Гельзенкирхен, Германия), около 600 экспонатов находятся в постоянно действующей экспозиции, и больше трех тысяч – в запасниках. Это позволяет делать временные или выездные выставки, например, к юбилейной дате того или иного спортсмена, тренера или клуба.

    В данной ситуации не обойтись без движения волонтеров, всячески помогающих музею на добровольной основе. Это очень распространено в работе музеев разных стран. Ведь штат профессиональных работников не превышает 3-4 человек: руководитель, хранитель фондов, бухгалтер, организатор выставок и различных мероприятий.

    – Должен ли Музей спорта вести коммерческую деятельность?
    – Музей на «Уэмбли» активно предоставляет экспонаты из запасников в аренду и неплохо на этом зарабатывает. Так поступают многие клубы. В этой ситуации, как правило, подключаются спонсоры. Бюджет существенно пополняется. Это позволяет приобретать на аукционах редкие материалы.

    Музей финского спорта по большей части финансируется государством (по линии системы образования). Но вообще музей спорта, как мне кажется, при правильной постановке дела может быть окупаемым: за счет продажи билетов, сувениров, значков, выпуск печатной продукции, системы добровольных пожертвований.

    – Какой бы ни была концепция музея, хоккей не может не быть одной из главных тем музея в ледовом дворце.
    – Конечно. Хоккей должен быть представлен на «СКА Арене» в первую очередь. Тут возникает неожиданный исторический поворот. В нашей стране хоккей с шайбой вырос из хоккея с мячом. Откуда пришли в «шайбу» в сороковые годы и Бобров, и Шувалов, и Тарасов, и многие другие звезды отечественного хоккея. 

    Годом рождения хоккея с шайбой в нашей стране считается 1946 год, когда на товарищеские встречи в СССР приезжал чехословацкий клуб ЛТЦ. Но первый матч по хоккею с мячом прошел в Санкт-Петербурге в 1898 году. Тогда получается удивительная история: Санкт-Петербург – это еще и родина хоккея в нашей стране! И это обязательно должно быть отражено в Музее на «СКА Арене», независимо от того, будет ли это клубный музей СКА или музей петербургского спорта в целом.

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»