• История одного трансфера

    11.12.06 15:59

    История одного трансфера - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В конфликте «Зенита» и Александра Кержакова появился новый сюжет – по мнению экспертов «Спорта», форварда связывает с испанской «Севильей» секретный договор, который ставит петербургский клуб в безвыходное положение.

    Он уедет, а клуб останется. То, что рано или поздно Александр Кержаков покинет Петербург, так же очевидно, как то, что «Зенит» никуда из города на Неве не денется. Другое дело, как весь этот хитроумный (или хитроглупый) процесс продажи нападающего скажется на имидже клуба.

    Евгений Гинер и странные матчи. Андрей Червиченко и развал «Спартака». Алексей Федорычев и португальское «Динамо»… Никакие пиар-проекты, никакая государственная пропаганда, ничто не сможет разрушить эти ассоциативные ряды. Даже неважно, действительно ли упомянутые люди повинны в грешных делах или их очерняют. Ярлыки давно навешены. Остается либо скалиться и огрызаться, доказывая свою честность, либо не обращать внимания на чужие мнения.

    Целый ряд непопулярных решений, которые поначалу принимал президент «Зенита» Сергей Фурсенко, оправдал себя. Но вот вовсю развивается история одного трансфера, и картина получается неоднозначная.

    Одна из функций спортивного директора в клубе – работа по купле-продаже футболистов. Более того, для него это наиважнейшая задача. В случае же с Кержаковым Константин Сарсания признается, что не имеет к делам нападающего никакого отношения. По одной из версий, за скобки трансферного уравнения Сарсанию вывел лично Сергей Фурсенко, якобы опасаясь, что его подчиненный лоббирует интересы только футболиста. По другой – Сарсания сам предпочел политику невмешательства. По третьей – ему не доверяет Кержаков. Какой бы из вариантов ни был правдивым, на пользу «Зениту» не идет ни один из них. Ведь выходит, что в клубе есть некий конфликт между сотрудниками, один другого подозревает. А тут еще и сам Кержаков не скрывает своих эмоций по поводу общения с зенитовским руководством, считая, что его обманывают. В какой-то момент игрок готов был собрать пресс-конференцию, и в Питере бы рванула «информационная бомба», которую бы, возможно, сравнивали с «бомбой Аленичева». Правда, окружение Александра вовремя его одернуло, посоветовав не разжигать страсти, не идти на открытый конфликт с клубом и не нарываться на бессмысленные штрафы.

    Пока никаких окончательных решений о переходе Кержакова в какой-либо клуб не принято, в силах Фурсенко оградить «Зенит» от будущих усмешек как со стороны коллег, так и со стороны болельщиков. В руках Сергея Александровича на данный момент не только судьба конкретного футболиста, но и собственная репутация, а значит, и репутация клуба. Именно сейчас решается, какой ярлык повесит молва на нынешнего президента «Зенита». То есть решается вопрос имиджа.

     

    От первого лица

    Кержаков о «Севилье»

    В разговоре с корреспондентом «Спорта» Александром Кузьминым Александр Кержаков объяснил, почему так стремится именно в «Севилью»:

    – Для меня важна в первую очередь спортивная составляющая. Я хочу развиваться, прогрессировать как футболист. И убежден в том, что в «Севилье» мог бы получить наиболее оптимальные условия для этого. Это очень сильный клуб, что и подтверждают его последние успехи. Выигрыш Кубка УЕФА,  удачная игра в испанском чемпионате… Словом, этот был бы идеальный для меня вариант. С остальными его даже смешно сравнивать. Ну посмотрите, к примеру, на каком месте в таблице находится «Севилья» и на каком «Бетис». Если же говорить, скажем, об Англии, то ехать туда надо не в «Ньюкасл», а в «Манчестер Юнайтед» – если помечтать (улыбается). Да и в плане притягательности самой страны я отдам предпочтение Испании.

    Компетентно

    Что гласит футбольный закон?

    По словам генерального секретаря Российского профсоюза футболистов и тренеров Николая Грамматикова, игрок может заключать трудовой договор с новым клубом за шесть месяцев до истечения действующего контракта. Любые договоренности, которые достигнуты раньше этого срока (в случае Кержакова – 1 июля 2007 года), считаются нарушением футбольного законодательства и в ФИФА приниматься не будут. А вот если сроки соблюдены, то предварительный контракт игрока с клубом – вполне легитимная вещь. Там бывает прописана сумма неустойки, которую игрок должен будет заплатить, если за оставшееся время надумает уйти в другую команду. Сумма может быть любой – хоть 100 миллионов, но если дело дойдет до разбирательств, ФИФА будет оценивать адекватность санкций. Что считать адекватным? Нужно оценить расходы, которые клуб понесет на покупку нового игрока, чтобы закрыть внезапно оголенную позицию. Смысл неустойки как раз и заключается в том, чтобы их компенсировать.

    Прецедент

    Контрактные споры – последнее дело

    Игрок рвется уйти, клуб по каким-то причинам не хочет его отпускать – ситуация довольно типичная для нашего футбола. Контрактный спор ведут сейчас Олич и ЦСКА. А вспомните Виктора Онопко, который стремился в солидный клуб, интересовал мадридский «Атлетико», но оказался в итоге в скромном «Овьедо». Егор Титов в свое время не получил от спартаковского руководства «добро» на переход в «Баварию» и в итоге «на всю жизнь» остался в России. Форвард Дмитрий Сычев несколько лет назад сбежал из «Спартака», разорвав контракт с клубом и схлопотав дисквалификацию. С Владимиром Быстровым было наоборот: игрок не хотел уходить из «Зенита», но ему не оставили выбора, и он стал спартаковцем.

    Что же происходит сейчас с Кержаковым? С одной стороны, его ситуация похожа на случай Онопко: форвард уже обеими ногами в «Севилье», а ему предлагают варианты с «Бетисом» и «Ньюкаслом». С другой стороны, она приближается к «делу Сычева». У Александра действующий контракт с «Зенитом», но если он не добьется своего, может провести очередной сезон на лавке. 

    Экс-главный тренер «Зенита» Властимил Петржела: «Отпустите Сашку в «Сигму»!»

    –Просто удивительно, что происходит в последнее время с лучшим нападающим России Сашей Кержаковым. Почему-то в «Зените» решили, что его судьба должна сильно отличаться от судьбы Аршавина… Дик Адвокат говорит, что Керж его не убедил. Могу в таком случае посоветовать коллеге купить очки. А что такого? Я же, в конце концов, стал их носить… За предыдущие годы Саша стал футболистом, которого знала вся Европа, а господина Адвоката он убедить не смог. При том что любой российский клуб мечтал бы получить в свои ряды такого нападающего. Когда я работал в «Зените», Сашка никуда особо не рвался. У нас с ним были разговоры на эту тему, и я предупреждал, что без знания языка за границей легко не будет.
    Засобирался в Испанию Керж, насколько я понимаю, лишь летом. И почему его не отпустили, ума не приложу. «Убивать» такого футболиста на лавке – не что иное, как преступление. С другой стороны, не понимаю, почему Саша так вцепился в эту «Севилью» – форвард с таким ударом, скоростью, мощью мог бы заиграть в любом из лучших европейских чемпионатов. Испанцы, как я понимаю, ждут, когда цена на Кержакова упадет еще больше, и этим тоже вредят игроку. Хочу через газету обратиться к Саше: «Дорогой мой, пойми: если клуб берет футболиста бесплатно, то, как правило, редко рассчитывает на него в основном составе. Такая въедливая экономия – своеобразный показатель отношения к игроку. Неизвестно еще, как к тому времени ты сам будешь выглядеть»…
    Какой бы я дал совет Кержакову? Приезжай ко мне в Оломоуц, поиграй за «Сигму» – через месяц мы продадим тебя в любой клуб, которого будешь достоин. Это в любом случае лучше, чем сидеть на лавке в Питере. Только ни в коем случае не дай убить свой талант.

    Экс-президент московского «Спартака» Андрей Червиченко: «"Зенит" хотят "развести"»

    – Если «Севилья» предлагает «Зениту» мало, а Кержаков все равно туда рвется, то можно сделать вывод: про большую часть сделки мы просто не знаем. Например, она обещана Кержакову в качестве личного контракта. Форварда «Зенита», по моему мнению, нужно было продавать раньше – когда он был на пике. Два года назад мы, например, предлагали ЦСКА продать «Спартаку» Олича. Не готов озвучить точную сумму, но она была выше той, в которую «Зенит» когда-либо оценивал Кержакова. Нам отказали. А теперь, насколько я понимаю, Олич все равно перейдет в «Спартак», но уже за гораздо меньшие деньги. Вот и «Зенит» сейчас расплачивается за свою нерешительность.
    Я бы, кстати, из принципа Кержакова в «Севилью» не отпустил. Чтобы другим было неповадно. Прикинуться дурачком, ничего не делать весь год, сбить на себя цену, чтобы потом решить какие-то свои задачи… согласитесь, будет плохо, если вся эта «операция» у Кержакова пройдет гладко. У него не было ни психологических, ни каких-то еще проблем в «Зените», высокая зарплата… И вдруг это «дуракаваляние» после четырех сезонов стабильного футбола. Ну все понятно. Футболисты – они ведь все равно что дети. Им по 20–25 лет, они думают, что самые умные. А на самом деле руководители, которые платят им зарплату, уже давно все эти «номера» знают, поскольку вдвое старше Кержакова, и таких примеров в их практике был не один.

    Экс-тренер «Зенита», ныне спортивный директор ФК «Сатурн» Борис Рапопорт: «И почему его не продают?»

    – Футболист должен уходить из клуба вовремя. Чтобы не получилось, как с Егором Титовым, который в итоге так и не уехал в Европу. Интересы Кержакова и «Зенита» теперь, получается, противоречат друг другу. Вообще, отношение клуба к Александру я бы назвал... как бы это помягче выразиться... плохим. Наверное, Саша этого не заслужил. Он пять лет играл изо всех сил, забил сотню мячей, а его при первом же случае усадили на лавку. Были у него и раньше периоды, когда он подолгу не забивал, но ему доверяли, продолжали ставить в «основу», и он возвращался на свой уровень. Ну а сейчас, если главный тренер перестал на него рассчитывать, почему его не отпускают?
    Саше надо взять себя в руки и продолжать работать. Ему всего 24 года, и у него все еще впереди. Уходить же Кержакову надо в серьезный европейский клуб, в котором он может вырасти в настоящую звезду – как это сделал в свое время Андрей Шевченко. Клуб и игрок должны, как говорил Михаил Горбачев, найти консенсус.

    Взгляд с другой трибуны

    Хоккейный агент Шуми Бабаев: «Кержаков мог тайно договориться с испанцами»

    –В хоккее все по-другому. Если игрок хочет уехать в НХЛ, он уезжает и так. В футболе это невозможно, потому что клубы имеют права на игроков. Не думаю, что «Зенит» отпустит Кержакова в «Севилью» за 1,5 миллиона евро. Руководители клубов обычно на словах очень много обещают игроку, а потом все быстро забывают и начинают руководствоваться только выгодой.
    Понятно, что Кержакову нет смысла ехать в Англию или куда-то еще – там не его футбол. Слышал, форвард «Зенита» подписал какой-то «предварительный договор» с «Севильей». Такое бывает. Во-первых, таким образом клубы страхуются от того, что интересующий их игрок перейдет в другую команду. Во-вторых, испанцы могли предложить Кержакову выгодный личный контракт в обмен на то, что тот достанется «Севилье» дешево. Не случайно же после того, как «Севилья» предложила за Кержакова 10 миллионов, он перестал играть. Трудно понять, умышленно он это сделал, чтобы «сбить» трансферную стоимость, или у него возникли проблемы с тренером «Зенита». Лично я склоняюсь к мысли: Кержаков обиделся на то, что его не продали за хорошие деньги.
    Думаю, «Зенит» будет торговаться с «Севильей» до последнего. Тем более что испанский клуб начал с нарочито низкой цены. То, что Кержакова не продали летом, – явная ошибка «Зенита». 10 миллионов долларов – это огромная цена для европейца (в хоккее таких сумм просто нет – там за игрока могут заплатить максимум 300 тысяч). За 10 миллионов «Зенит» мог купить пару-тройку отличных игроков. Кержаков, увы, оказался заложником недальновидной политики клуба. В хоккее такое тоже бывает – это связано с тем, что в клубы приходят люди, не понимающие нюансов спортивного бизнеса.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»