-
Каким был СКА в минувшем сезоне. Пять главных моментов
Лонгрид о дебютном сезоне при Валерии Брагине13.04.21 20:16
Реклама • OLIMP.BETООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548За несколько месяцев Валерий Брагин проделал путь от помощника Алексея Кудашова до полноценного главного тренера СКА и сборной России. Подводить итоги для национальной команды пока рано, а вот разобраться с петербуржцами самое время – команда закончила поход за Кубком Гагарина. Ниже пять основных выводов о дебютном сезоне при Валерии Брагине.
Ротация игроков и сочетаний
Рождением мема «Клуб Ротация» Павел Дацюк сделал в российский хоккей не меньший вклад, чем парой хороших международных турниров. В минувшем сезоне СКА перешел на новый уровень в ротации состава. В этот раз речь зашла не просто о перестановках отдельных игроков, а о целых сочетаниях.
Если на предсезонке усиленно наигрывались звенья Ткачев – Вей – Галимов, Марченко – Морозов – Подколзин и связка Кузьменко – Бурдасов с разными иностранными центрами, то по ходу сезона все пошло наперекосяк. Понятно, что тут помешали и эпидемия ковида в команде, и приезд игроков в аренду из Северной Америки. Однако с таким потоком игроков тренерский штаб просто не справился.
В итоге к плей-офф у Валерия Брагина было лишь одно звено, которое с определенной регулярностью выходило на поле вместе: Кузьменко – Морозов – Бурдасов стали единственной тройкой, по данным статистических агентств, сыгравшим вместе более 100 минут. Что не так уж и много. Все остальные сочетания тасовались вверх-вниз, а некоторые хоккеисты сидели в запасе месяцами.
Такой подход серьезно ударил по СКА в плей-офф, когда наступали самые ответственные моменты. Валерий Брагин, может, и перепробовал все возможные сочетания и прекрасно представлял, на что способна та или иная связка. Однако готовых решений игровых проблем у него все равно не было. В итоге все сводилось к возвращению молодежного звена в былой вид, которым они играли и в СКА, и еще в молодежной сборной год назад.
Как кажется, в перспективе петербуржцам все же лучше иметь парочку наигранных и отбалансированных за время «регулярки» звеньев. В серии с ЦСКА порой не хватало как раз взаимопонимания и отлаженного взаимодействия.
Ротация тренеров и их обязанностей
«Клуб Ротация» вышел на новый уровень. Валерий Брагин, Александр Бойков, Андрей Козырев, Роман Ротенберг, Альберт Лещев, Лев Бердичевский, Алексей Бабинцев, Владимир Потапов, Александр Титов, Дэниэл Бохнер, Ларс Юханссон – 11 тренеров побывали на скамейке СКА в разное время по ходу сезона.
Понятно, что такому разнообразию «поспособствовала» уже упомянутая пандемия в команде, когда Валерия Брагина по очереди подменяли сразу три и.о. главного тренера. Однако масштабные перестановки в тренерском штабе всей клубной системы с ротацией между главной командой и фармами, были и перед плей-офф, и даже по ходу матчей Кубка Гагарина. За некоторыми перемещениями специалистов не уследить, даже если перелопатить официальный сайт. К примеру, Бабинцев появился на скамейке СКА осенью, получил лавры самого молодого специалиста в истории клуба в нынешнем веке, а затем лавку покинул. Вернулся уже по ходу серии с «Динамо», а спустя две недели рисовал на планшете схемы финального штурма ворот ЦСКА в финале Запада. Большая ответственность.
С планшетом во время таймаутов успел поработать и Дэниэл Бохнер, которого сами игроки СКА частенько называли тренером по катанию. Да, Бохнер не первый год работает в клубе и сборной, на чемпионате мира составляет компанию не попадающим в заявку хоккеистам (вместе с ними порой выходит на тренировки и Роман Ротенберг), однако тактическая подкованность специалиста до сего сезона оставалась за кадром.
Сколотить стабильный и отлаженный тренерский штаб, где каждый будет четко знать свои обязанности – еще один важный момент для СКА. Игрокам будет гораздо проще понимать, с каким вопросом они могут подойти к конкретному тренеру. Да и сами тренеры, думаю, не откажутся от определенности.
Много хороших молодых хоккеистов
Про закупку СКА прошлым летом, когда из молодежных составов других клубов перекупались главные юниоры страны, писали много. В итоге Матвей Мичков с пятилетним контрактом на руках разрывает рекорды Кучерова в МХЛ и ждет возможности дебютировать во взрослом хоккее – пока не позволяет возраст. Никита Чибриков прилетел из «Динамо» и сразу замахнулся на достижения главного воспитанника бело-голубых этого века – Александра Овечкина.
Мини-пандемия внутри петербургского клуба открыла шанс игрокам из клубной системы попробовать себя в КХЛ. И получилось весьма нестыдно. Особенно по игре, хотя и победы смешанным составом тоже были. В основной же обойме закрепилась не только молодежная тройка, но и тот же Владислав Цицюра, которого в плей-офф выпускали в меньшинстве.
Есть много ребят, которым можно в следующем сезоне доверять стабильное игровое время. Тот же Кирилл Кирсанов что на МЧМ, что по ходу сезона смотрелся весьма зрело – не хуже условного Шакира Мухамадуллина, которого на прошлом драфте НХЛ забрали в первом раунде.
Главное, чтобы желание собирать в «Хоккейном городе» талантливую молодежь не упиралось в трансферную политику с кучей легионеров и опытных игроков в главной команде. На молодых ребят в составе СКА действительно интересно смотреть.
Проблемы с легионерами
Во-первых, с их количеством. Пусть это уже дела тренерского штаба и менеджмента клуба. Кто-то в КХЛ пошел на шесть легионеров в заявке при лимите на пять в составе, СКА решил набрать сразу семь человек. Повторюсь, если все вписываются в потолок зарплат и планы тренерского штаба – их право.
Однако не всегда иностранцы давали то качество, которое от них в КХЛ привыкли требовать. А иностранцы должны быть лидерами – это трактуется самим наличием лимита. Голкипер Магнус Хелльберг по ходу сезона и особенно в плей-офф демонстрировал хорошую надежность и иногда реально спасал команду. Вопрос лишь в том, смог бы безболезненно сменить шведа тандем Самонов – Аскаров с ребятами из ВХЛ на подхвате.
Можно обсудить отдельные неудачные матчи и шведских защитников: Бенгтссона и Фантенберга. Хотя они и смотрелись неплохо – особенно в «регулярке». А вот к некоторым нападающим действительно есть вопросы.
Линден Вей переезжал в Петербург в статусе одного из лучших центрфорвардов лиги, однако не выглядел той глыбой, как в ЦСКА или даже «Барысе». Правда в Москве два года с канадцем играли Капризов и Григоренко – 100-процентный буст к результативности, плюс схожее понимание игры. В Казахстане же Вей стабильно играл с Доусом и Сен-Пьером либо Фрэттином. Опять же сыгранность и высокий уровень партнеров. В СКА должны что-то придумать, чтобы максимизировать пользу от канадца – его контракт будет действовать еще год.
Вопросы есть и по извлечению пользу из игры Аалтонена и Стремвалля. Оба периодически демонстрировали отличный хоккей, но выдавали и спады. Плюс ротация их не щадила – ложи Ледового они знают не хуже, чем домашнюю раздевалку.
Пусть не выдал возможного максимума по очкам Йоонас Кемппайнен, но в определенный момент стал едва ли не самым незаменимым иностранцем команды. По объему выполняемой черновой работы и игре на вбрасываниях финн явно заслужил контракт на новый сезон.
Плохой информационный фон
СКА, может, и обладает пятью миллионами болельщиков, о которых говорит Роман Ротенберг. Однако не секрет, что в среде фанатов других команд у петербуржцев образ достаточно негативный. Связано это и с хорошим финансированием, и с близостью к сборной и ФХР. Этого не отнять, однако лучше прорабатывать другие острые углы определенно можно.
По ходу сезона было, к примеру, минимум две ситуации, которые явно не поспособствовали положительному образу СКА в хоккейном мире. Во-первых, Владимир Ткачев периодически отправлялся на банку или получал мало игрового времени, хотя оставался самым техничным и результативным игроком СКА. Истории о возможных конфликтах с тренерским или административным штабом явно не шли команде на пользу. Тем более, что два года назад Ткачева преподносили как третьего в ряду с Артемием Панариным и Никитой Гусевым. Пока же что по уровню доверия, что по роли в коллективе Ткачев на предшественников не похож.
Кейс с Василием Подколзиным и его отъездом в НХЛ также вышел убыточным для имиджа СКА. Новости о том, что воспитанника системы «Витязя» больше не будут выпускать на лед из-за его решения рвануть за океан по окончании контракта, пришли сразу после МЧМ. Почему-то пауза между появившимися слухами и первыми комментариями представителей СКА затянулась. Роман Ротенберг в итоге вообще дал интервью не пресс-службе или российским СМИ, а журналисту из Ванкувера.
Гасить бы такие истории в зародыше, было бы у СКА на миллион-другой болельщиков побольше. Ну или хотя бы меньше недоброжелателей.
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»